Тема 9. Динамика групп в системе менеджмента
1. Группа и стадии ее развития.
2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы.
3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой.
1. Группа и стадии ее развития.
Группа – это два человека или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый из них оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием других людей.
Стадии развития группы:
формирование (выработка целей и процедур работы; налаживание отношений; подчиненность; знакомство и отработка ролей; выяснение «стоимости» пребывания в группе);
бурление (обострение проблем, конфликты; обострение чувств; борьба за власть; угнетение от эксплуатации группой; требуется управление ситуацией);
нормализация (начинают думать о работе; терпимость к другому, компромисс; устанавливаются правила работы; развитие сплоченности, сотрудничества; развивается определенная ответственность);
работа (роли приняты и поняты; проявление «группового эффекта»; развиваются нормы работы, культура; взаимозависимость, взаимодействие);
расформирование (роспуск; уход лидера; исчезновение цели; бюрократические трудности).
2. Формальные и неформальные группы. Типы формальных групп и факторы, оказывающие влияние на эффективность их работы.
Группы бывают двух видов:
формальные;
неформальные.
Формальными группами называются группы, которые созданы по воле руководства для организации производственного процесса.
В отличие от них, неформальные группы – спонтанное образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенной цели.
Существует 3 основных типа формальных групп:
– командная группа руководителя;
– рабочая группа;
– комитет.
Командная (соподчиненная) группа руководителя состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руководителями.
Рабочая (целевая) группа состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Эти группы отличаются от командной группы тем, что у них больше самостоятельности в планировании и осуществлении своего труда.
Комитет – группа внутри формальной организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий.
Комитеты бывают:
специальными (временная группа, сформированная для выполнения определенной задачи);
постоянными (постоянно действующая группа внутри организации, имеющая конкретную цель).
Управление с помощью комитетов используют в следующих ситуациях:
– рассматриваемая проблема требует большого опыта к какой-то определенной области;
– предполагаемое решение окажется непопулярным;
– коллективное решение повышает мотивацию сотрудников;
– возникает необходимость координировать деятельность различных подразделений;
– нежелательно сосредотачивать власть в руках одного человека.
Ошибки по отношению к комитетам как форме управления:
– отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета;
– неправильное определение численности комитета;
– потери времени и чрезмерные затраты;
– замедленное принятие и выполнение решений;
– единомыслие;
– принятие компромиссного решения.
На эффективность работы группы оказывают влияние следующие факторы:
– размер (оптимальный размер группы от 5 до 11 человек);
– состав (группа должна состоять из непохожих личностей);
– групповые нормы (показывают работнику модель желаемого поведения и реакции на различные события);
– сплоченность группы (мера тяготения членов группы друг к другу и к группе; отрицательное последствие высокой сплоченности – единомыслие);
– конфликтность (обмен мнениями полезен, однако приводит к конфликтам, которые необходимо разрешать);
– статус членов группы (не допускать, чтобы мнение членов с более высоким статусом доминировало);
– роли членов группы (могут быть целевыми – отбор групповых задач и их выполнение и поддерживающими – активизация жизни и деятельности группы).
3. Развитие неформальных организаций и их характеристики. Управление неформальной группой.
Неформальные организации обладают следующими характеристиками:
– социальный контроль (группы устанавливают и укрепляют групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, соблюдение которых обязательно для участников группы);
– сопротивление переменам (неформальная группа сопротивляется всем изменениям, поскольку они могут угрожать ее дальнейшему существованию);
– наличие лидеров в неформальных группах (во-первых, помогает группе в достижении ее целей; во-вторых, поддерживает и укрепляет ее существование).
Вступление в неформальную группу дает людям психологические выгоды. К психологическим причинам вступления в неформальную группу можно отнести:
– чувство принадлежности;
– взаимопомощь;
– взаимозащиту;
– тесное общение;
– заинтересованность.
Неформальные группы взаимодействуют с формальными и оказывают на них влияние. Они могут приводить к повышению или понижению эффективности деятельности организации. Чтобы получить выгоды от существования неформальных организаций, ими необходимо грамотно управлять.
Управление неформальной организацией предполагает:
– признание существования неформальной организации и осознание, что ее уничтожение повлечет за собой и уничтожение формальной организации;
– выслушивание мнений членов и лидеров неформальной группы;
– оценку возможных отрицательных воздействий принимаемых решений на неформальную группу;
– привлечение членов неформальных групп к принятию управленческих решений;
– передачу точной и оперативной информации, препятствующей возникновению слухов.