Все начинается с небольшого продвижения вперед

Осенью Эскаланте скомплектовал второй класс по дифференциальному и интегральному исчислению, на сей раз — в составе девяти учеников. В конце учебного года восемь из них приступили к испытанию и шестеро успешно сдали тест ПР. Он делал успехи. Сведения о достижениях замечательного педагога начали расходиться все шире, и осенью 1980 года его класс по изучению высших разделов математики насчитывал уже пятнадцать учащихся. Когда все они решили в конце года проходить тест ПР, то четырнадцать ребят успешно сдали экзамен. Шаги вперед нельзя было назвать огромными, но Эскаданте видел: программа углубленного изучения дифференциального и интегрального исчисления обретает движущую силу и подлинный порыв. Следующая группа старшеклассников, насчитывавшая восемнадцать человек, как раз была предметом фильма «Встань и сделай». Подобно своим предшественникам, они очень упорно трудились над освоением дифференциального и интегрального исчисления, а также других высших разделов математики, причем многие каждый день приходили в школу к семи часам утра — за целых полтора часа перед началом школьных занятий. И часто они оставались после уроков до пяти, шести или даже до семи часов пополудни. Когда в мае эти старшеклассники приступали к сдаче теста ПР, то чувствовали, что хорошо подготовились.

ГАШЕНИЕ ПОРЫВА?

Но в этот момент возникла проблема, причем такая, которая угрожала свести еще неоперившуюся программу на нет и намертво заморозить проект, над созданием которого Эскаланте так упорно трудился на протяжении последних лет. Инспектор службы образовательною тестирования (СОТ), который руководил проведением ПР-экзаменов, нашел некоторое сходство в ряде ответов на залания, предлагавшиеся ученикам. Это привело к детальному расследованию хода тестирования четырнадцати из общего числа восемнадцати выпускников Гарфилдской школы, которые сдавали данный экзамен. Проверяющие обвинили подопечных Эскаланте в обмане. Разрешение конфликтной ситуации, возникшей в ходе расследования, превратилось в сплошной кошмар. Для учеников единственным способом получить право на зачисление в колледж, которого они так отчаянно добивались, была повторная сдача теста, но они были возмущены и воспринимали пересдачу как косвенное признание своей вины.

Эскаланте пробовал вмешаться, но чиновники-бюрократы из СОТ вообще отказались разговаривать с ним. Генри Градиллас, который в тот момент был директором школы, также пытался добиться от службы тестирования отмены указанного решения, но безуспешно. Они были в тупике.

Наконец учащиеся согласились еще раз подвергнуться испытанию, даже невзирая на то что они перестали посещать школу и в течение трех месяцев уже не учились. Какими же оказались результаты? Все до единого молодые люди успешно преодолели барьер. В том году доля учеников Эскаланте, успешно сдавших экзамены, составила 100 процентов.

НЕТ — ЭТО СОТВОРЕНИЕ ПОРЫВА!

События, которые, на первый взгляд, могли полностью погасить порыв, созданный Эскаланте в Гарфилдской школе, на деле превратились в подлинное средство сотворения порыва. Учащиеся стали чувствовать себя гораздо более уверенными, и жители местного испаноязычного сообщества сплотились вокруг Эскаланте и его программы. К тому же гласность, окружавшая всю историю с тестированием, придала и без того окрепшему порыву дополнительный толчок, который позволил колледж восточного Лос-Анджелеса начать летнюю программу, необходимую, как считал Эскаланте, для его учеников.

После всего этого интерес к продвинугой программе изучения математики стал расти как на дрожжах. В 1983 году число школьников, успешно сдавших ПР-экзамен по дифференциальному и интегральному исчислению, почти удвоилось — с 18 до 31. В следующем году это количество снова удвоилось, достигнув 63. И столь бурный рост продолжался. В 1987 году уже 129 выпускников сдавали данный экзамен, причем 85 из них получили право на зачисление в колледж. Гарфилдская средняя школа восточного округа Лос-Анджелеса, когда-то считавшаяся — и не без оснований — чуть ли не выгребной ямой всего этого района, дала 27 процентов от общего количества американских школьников мексиканского происхождения во всех Соединенных Штатах, набравших проходные баллы при сдаче ПР-экзамена по дифференциальному и интегральному исчислению.

Наши рекомендации