Классификация тканей по волокнистому составу
СОСТАВ ТКАНЕЙ
Классификация тканей по волокнистому составу
По волокнистому составу все ткани делятся на хлопчатобумажные, льняные, шерстяные и шелковые.
Кроме того, они делятся на однородные, неоднородные, смешанные и смешанно-неоднородные.
Одноррдные – ткани, состоящие из волокон одного вида по основе и утку.
Они называются чистохлопковыми, чистольяными, чистошерстяными и т.д.
Неоднородные - ткани, состоящие по основе из нитей одного состава, а по утку – другого, например, основа – вискоза, уток-хлопок; основа-хлопок, уток – лен и др.
Смешанные – ткани, состоящие из смеси волокон по основе и утку, например, из шерсти с лавсаном, вискозы с капроном и др.
Смешанно-недноррдные - ткани, у которых одна система нитей однородная, а другая смешанная, например, основа- шерсть, уток – шерсть с лавсаном.
Ткани обычно называют по наиболее ценному компоненту с приставкой «полу»: полушерстяные, полульняные, полушелковые. Шерстяные ткани, содержащие не более 10% химических волокон в виде просновки, искры для улучшения внешнего вида, относятся к однородным тканям.
Методы определения волокнистого состава ткагни
Для определения волокнистого состава ткани пользуются органолептическим и лабораторным методами.
Органолептический метод основан на использовании органов чувств человека (зрения, осязания, обоняния). С помощью зрения определяют цвет, блеск, прозрачность, гладкость, ворсистость, характер горения нитей; с помощью осязания – мягкость, жесткость, растяжимость, упругость (несминаемость), теплоту или прохладу наощупь; с помощью обоняния – запах, выделяемый волокнами при горении. Этому методу свойственны простота и доступность, однако он отличается субъективностью.
Приемы органолептического анализа ткани:
1.Анализ тканей по внешнему виду (блеск, прозрачность, толщина, ворсистость)
2.Анализ ткани наощупь (гладкость, шероховатость, мягкость, жесткость, растяжимость, сминаемость, теплота или прохлада наощупь)
3.Анализ ткани по виду нитей основы и утка (по характеру обрыва, по виду волокон в нитях, по прочности в воде)
4.Анализ ткани по характеру горения (как загорается, как горит, какой запах выделяет при горении, какой остаток образуется). Горение исследуется отдельно по основе и утку.
Лабораторный метод предполагает использование микроскопа и химических реактивов. Этот метод более объективен, чем органолептический, однако более трудоемкий.
Волокнистый состав определяют отдельно по основе и утку. Определить направление нитей основы можно по следующим признакам:
· Если у образца имеется кромка, основные нити определяются по направлению кромки:
· Если ткань выработана с рисунком в полоску, то направление полос чаще всего совпадает с направлением нитей основы;
· У тканей с ворсом ворс направлен вдоль основы;
· У большинства тканей плотность по основе больше, чем плотность по утку;
· В направлении основы ткани (хлопчатобумажные и некоторые другие) имеют меньшую растяжимость, чем по утку. Шерстяные ткани имеют одинаковую растяжимость в обоих направлениях;
· У большинства тканей в основе используются нити большей крутки, чем в утке (исключение-крепдешин, у которого, наоборот, в утке используются нити креповой крутки):
· Нити основы всегда прочнее нитей утка;
· Нити основы распрямлены, нити утка более изогнуты;
· Если в ткани в одном направлении используется крученая нить, а в другом - одиночная, крученая нить по основе;
· Если ткань полульняная, то, как правило, основа – хлопчатобумажная, уток - льняной;
· Если в одном направлении шерстяная пряжа, а в другом – хлопчатобумажная, то, как правило, х/б пряжа будет основной;
· Если в одном направлении нить из натурального шелка, а в другом – иного вида, то натуральный шелк всегда будет основой.
СТРОЕНИЕ ТКАНЕЙ
Под строением тканей понимают взаимное расположение нитей в ткани и связь между ними.
Основные показатели строения:
v Структура пряжи (нитей)
v Ткацкое переплетение
v Плотность и заполнение тканей нитями
v Структура лицевой поверхности и изнанки
v Структура пряжи (нитей)
Пряжа может иметь различную структуру в зависимости от вида волокон, способа прядения, степени и направления крутки, строения.
Так, тонкую, плотную, гладкую пряжу получают из длинных волокон по гребенной системе прядения, пряжу средней толщины, немного ворсистую - из волокон средней длины по кардной системе прядения, толстая, рыхлая, пушистая пряжа получается из коротких волокон по аппаратной системе.
По строению пряжа может быть однониточной, крученой, фасонной и т.д. В зависимости от применяемой пряжи ткани отличаются по структуре. Благодаря использованию крученой пряжи повышается прочность и упругость тканей. Ткани из пряжи фасонной крутки будут отличаться от тканей из пряжи обычной крутки.
Имеет значение и направление крутки. Например, при выработке крепдешина чередованием в утке 2х нитей правой и 2х нитей левой крутки получают хорошо выраженную мелкозернистую поверхность, а в хлопчатобумажных тканях типа саржи используют основу и уток разного направления крутки, что дает рельефно выраженные саржевые полосы.
v Ткацкие переплетения
Ткацкое переплетение – определенный порядок чередования нитей основы и утка, создающий на ткани законченный ткацкий рисунок.
Раппорт переплетения – минимальное число нитей по основе и утку отдельно, которые, переплетаясь между собой, создают законченный ткацкий рисунок
Перекрытие– место переплетения нитей основы и утка. Если на лицевую сторону выходят основные нити, перекрытие называется основным, если уточные – уточным.
Сдвиг перекрытия – число, показывающее, на сколько нитей смещено перекрытие рассматриваемой нити от аналогичного перекрытия предыдущей нити.
От вида переплетения зависит характер и рисунок лицевой поверхности ткани, наличие блеска. Вид переплетения влияет на прочность ткани, ее растяжимость, толщину, жесткость, осыпаемость, усадку и другие свойства.
ПРОСТЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
Полотняное переплетение
Переплетение обозначается дробью, числитель которой показывает число основных нитей, а знаменатель – число уточных, переплетающихся друг с другом.
Перекрытия располагаются в шахматном порядке.
Раппорт по основе и утку равен 2 нитям.
Это переплетение создает ровную поверхность тканей, одинаковую с лицевой и изнаночной сторон, дающую четкий рисунок при печатании. Ткани полотняного переплетения имеют высокую прочность и наиболее жесткую структуру.
При значительной разнице в линейной плотности нитей основы и утка на ткани образуются поперечные или продольные рубчики, создающие репсовых эффект (ложный репс).
А б
2 |
Уток
Основа
Рис 1. Полотняное переплетение
а – образец ткани, б - схема переплетения
Саржевое переплетение
Переплетение обозначается дробью, числитель которой показывает число основных перекрытий, а знаменатель- число уточных перекрытий в пределах раппорта.
Раппорт равен сумме числителя и знаменателя. Наименьший раппорт равен 3.
При каждой прокидке утка перекрытия смещаются на 1 вправо. В результате этого на ткани образуется рисунок в виде диагоналевого рубчика, направленного снизу слева вверх направо под углом 45 Однако, в случае увеличения плотности ткани по основе или утку диагонали будут идти более круто или более полого.
Если на лицевой стороне преобладают основные перекрытия, саржа называется основной (2/1, 3/1), если уточные – уточной (1\2, 1/3)
Саржевым переплетением вырабатываются более плотные, толстые и тяжелые ткани. Такие ткани несколько уступают по прочности тканям полотняного переплетения, но вследствие удлиненных перекрытий, имеет более гладкую поверхность и более устойчивы к трению, поэтому их часто используют в качестве подкладки.. Ткани саржевого переплетения отличаются от тканей полотняного переплетения большей мягкостью, эластичностью, драпируемостью и растяжимостью, особенно по диагонали. Они требуют больше внимания при настилании (нельзя допустить перекос кроя).
а б
3 |
1 | ||||||
|
|
Рис 2. Саржевые переплетения
а – уточная саржа , б – основная саржа
МЕЛКОУЗОРЧАТЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
Производные от простых
Эти переплетения получаются по законам простых переплетений путем их усложнения.
Производные от полотняного- репс и рогожка.
Репсовое переплетение получается путем удлинения основных или уточных перекрытий полотняного переплетения при сохранении их расположения в шахматном порядке .
В основном репсе ( ½) настил образуется основными нитями. В этом случае изгибаться будут только нити основы, уточные нити будут почти прямолинейными. В результате на поверхности ткани образуются поперечные рубчики, а в уточном репсе (2/1) – продольные рубчики. Если использовать в основе и утке пряжу разной линейной плотности, рубчика на ткани не будет (например, фланель).
Рогожка – двойное или тройное полотняное переплетение. а б
4 | |||||||||||||||||
1 | |||||||||||||||||
1 | ||||||||
| ||||||||
| ||||||||
4 |
в
|
Рис 4. Производные полотняного переплетения
а – основной репс, б –уточный репс, в –рогожка
Производные от саржевого переплетения - усиленная саржа, ломаная саржа, обратная саржа, сложная саржа.
Усиленная саржа отличается от простой тем, что не имеет одиночных перекрытий. Она может обозначаться дробью 2/2, 3/2, 3/3, 2/3 и т.д. Диагоналевый рубчик на ткани более широкий, рельефный, выпуклый.
Сложная саржа образуется последовательным сочетанием нескольких сарж с различными раппортами. В результате на ткани образуются чередующиеся диагоналевые рубчики различной ширины. Обозначается переплетение сложной дробью, например,
Ломаная саржа образуется путем изменения направления диагоналей под углом 90 . На ткани образуется рисунок в виде елочки. Такой рисунок требует совмещения при изготовлении изделий. При раскрое не допускается отклонений от направления нитей основы.
Обратная саржа отличается от ломаной тем, что при изменении направления диагоналей происходит сдвиг перекрытий - напротив диагоналей из основных перекрытий располагаются диагонали из уточных перекрытий. Рисунок на ткани в виде паркета
|
а б
5 |
|
в
г
Рис 5 производные саржевого переплетения
а –усиленная саржа , б –сложная саржа , в – ломаная саржа, г – обратная саржа
Сатиновое и атласное переплетения образуют по одному производному – усиленный сатин и усиленный атлас. Усиление происходит благодаря выводу на лицевую сторону ткани сдвоенных перекрытий (в усиленном сатине – основных, в усиленном атласе – уточных).
а б
8 |
1 | ||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
Рис 6 Производные сатинового (атласного ) переплетения
а – усиленный сатин , б – усиленный атлас
СЛОЖНЫЕ ПЕРЕПЛЕТЕНИЯ
Сложными называются переплетения, которые образуются из 3х и более систем нитей. К ним относятся двухлицевые, двухслойные и ворсовые переплетения.
Двухлицевые переплетения образуются из 3х систем нитей: две основы и один уток или одна основа и два утка.
На рисунке 8а представлена схема двухуточного переплетения. Подкладочный уток выходит на лицевую сторону редко и закрывается нитями лицевого утка, поэтому его на лицевой стороне не видно. Это дает возможность выработать ткани с изнаночной стороной другого цвета или более низкого качества.
Ткани двухлицевого переплетения отличаются большой толщиной, плотностью и поверхностной плотностью, высокими теплозащитными свойствами и износоустойчивостью.
Двухслойные переплетения образуются из 4 или 5 систем нитей: две основы и два утка, 2 основы и 3 утка, 3 основы и 2 утка.
Такие переплетения образуют 2 самостоятельных полотна ткани, связанных между собой или одной из систем нитей, образующих эти полотна, или специальной нитью основы или утка.
Этими переплетениями вырабатываются наиболее толстые, плотные и тяжелые ткани.
а б
Рис.8 а - двухлицевое переплетение, б - двухслойное переплетение
Ворсовые переплетения образуют на ткани ворс, состоящий из густо выступающих кончиков волокон. Ворс может быть образован нитями утка (уточно-ворсовое переплетение) или нитями основы (основоворсовое переплетение)
Уточно-ворсовое переплетение образуется из 3х систем нитей. 1 основа и 1уток образуют грунт ткани, как правило, полотняного переплетения, а ворсовой уток образует удлиненные перекрытия по утку, которые затем в процессе отделки разрезаются и образуют ворсовую поверхность. Таким переплетением вырабатываются х/б ткани.
Рис.9 Уточно - ворсовое переплетение
Основоворсовое переплетение образуется из 5 систем нитей: 3 основы и 2 утка..
2 основы и 2 утка образуют 2 самостоятельных полотна, расположенных на расстоянии друг от друга, равном удвоенной высоте ворса. Третья основа, ворсовая, входит в структуру одного и другого полотна, связывая их между собой. По мере выработки ткани на ткацком станке она надвигается на движущийся горизонтально расположенный нож, который разрезает ворсовую основу, в результате чего получается одновременно два полотна с ворсовой поверхностью. Таким образом вырабатывают шелковые ткани, искусственный мех, ковры.
Рис.10 Одноворсовое переплетение
Благодаря ворсовому переплетению можно получить ткани с красивым внешним видом, хорошими теплозащитными свойствами, хорошей износостойкостью.
При изготовлении изделий из ворсовых тканей лекала необходимо укладывать в одном направлении (ворсом вверх), исключать перестрачивание строчек, т.к. при распарывании строчки может выпадать ворс. Утюжить такие ткани необходимо с изнаночной стороны, уложив изделие на кардоленту или мягкую поверхность.
Деформации растяжения
Предел прочности при растяжении является основным показателем прочности, учитываемым при оценке ткани по стандарту. Показателем прочности является разрывная нагрузка, т.е. максимальное усилие, которое выдерживает ткань к моменту разрыва (выражается в деканьютонах (даН).
Прочность ткани зависит от прочности волокон, структуры пряжи и ткани и характера отделки ткани.
Различные волокна обладают различной прочностью, что отражается и на прочности тканей. Очень прочными являются льняные ткани, ткани из синтетических волокон или с большим их содержанием. Однако предел прочности при растяжении не вполне характеризуете износостойкость. Например, шерстяные ткани обладают хотя и меньшим пределом прочности, чем хлопчатобумажные, но износостойкость их выше, что обусловлено свойствами шерстяного волокна.
Ткани из более толстой пряжи, из крученой пряжи, из пряжи повышенной крутки отличаются повышенной прочностью.
Чем выше плотность ткани и чем короче перекрытия в переплетении, тем выше ее прочность.
Одни отделочные операции (мерсеризация, аппретирование, валка и др.) - увеличивают прочность ткани, другие (отварка, беление и др.) - уменьшают ее.
Наиболее прочные ткани используют для изготовления мужской верхней одежды и спецодежды.
Предел прочности при раздирании является показателем, характеризующим качество структуры ткани. Этот показатель используется при разработке тканей новых структур и оценивается путем раздирания образца ткани на разрывной машине. Подобные нагрузки испытывают нити ткани по концам карманов или петель.
Прочность при раздирании зависит от качества волокнистого материала, линейной плотности пряжи и структуры материала.
Предел прочности при продавливании характеризует однородность структуры ткани. Если при продавливании стального шарика через образец ткани, укрепленный в динамометре, нити основы и утка обрываются одновременно, то такая структура считается хорошей. Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека - локтей, коленей, плеч.
Удлинение ткани – это увеличение ее длины в момент воздействия на нее растягивающих усилий. Удлинение ткани к моменту ее разрыва называется разрывным удлинением и выражается в % от первоначальной длины.
Удлинение определяется на разрывной машине, обычно вместе с определением разрывной нагрузки.
Удлинение ткани зависит от свойств волокон, структуры пряжи и ткани и характера отделки ткани.
Чем больше удлинение волокон, тем больше удлинение тканей. С увеличением крутки пряжи ее удлинение, а, следовательно, и удлинение ткани возрастают. Чем больше изогнуты нити в ткани, тем больше ее удлинение. Отделочные операции в целом приводят к уменьшению удлинения тканей по основе и увеличению удлинения по утку.
Удлинение, которое получает ткань к моменту разрыва, называется полным.
При снятии растягивающего усилия часть удлинения мгновенно исчезает, эта часть называется упругим удлинением. Часть удлинения, исчезающая через некоторое время после снятия нагрузки, называется эластическим удлинением. Неисчезающая часть удлинения называется пластическим (остаточным) удлинением.
Чем больше упругое удлинение ткани, тем меньше она мнется, лучше сохраняется форма одежды и тем выше износостойкость такой одежды.
При наличии у ткани большого пластического удлинения одежда из нее сильно сминается и вытягивается, быстро теряет форму и изнашивается. Небольшие же пластические удлинения желательны – они придают швейным изделиям форму.
Эластическое удлинение по своему характеру приближается к упругому или к остаточному в зависимости от того, через какое время оно исчезает.
Деформации изгиба
Сминаемость тканей – способность образовывать складки и морщины в результате деформаций изгиба и сжатия.
Сминаемость тканей зависит от свойств волокон, из которых выработана ткань,
структуры пряжи и ткани и характера отделки.
Ткани из шерсти, натурального шелка, синтетических волокон малосминаемы; ткани из хлопка, льна, вискозного волокна – сильносминаемы.
С увеличением крутки пряжи или нитей повышается их упругость и уменьшается сминаемость.
Ткани полотняного переплетения вследствие жесткой структуры сминаются сидьно. Ткани с длинными перекрытиями в переплетении при прочих равных условиях сминаются меньше. Наименьшую сминаемость ткани придают переплетения типа креповых, имеющие достаточно разбросанные перекрытия.
Ткани повышенной плотности имеют большую упругость, лучше сохраняют форму в одежде и меньше мнутся. Ткани рыхлой структуры, элементы которой смещаются без особых усилий, обладают значительной сминаемостью.
Уменьшение сминаемости вплоть до полной несминаемости можно получить специальными видами отделок (например, пропиткой синтетическими смолами). При повышенном содержании крахмала в аппрете сминаемость тканей возрастает.
Драпируемость тканей – это способность образовывать симметрично спадающие округлые складки.
Драпируемость тканей зависит от структуры ткани и ее поверхностной плотности.
Чем мягче ткань и выше ее поверхностная плотность , тем выше ее драпируемость.
Мягкость ткани – это ее способность легко изменять свою форму, а жесткость – способность сопротивляться изменению формы.
Мягкость и жесткость зависят от вида и качества волокон, от крутки пряжи, от плотности переплетения и вида отделки.
Мягкость ткани тем больше, чем тоньше волокно, из которого она выработана, чем меньше крутка пряжи, чем меньше плотность тк