Формы организации деятельности дошкольников, направленной на освоение ими логико-математического опыта
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОСВОЕНИЕ ИМИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА
В дидактике «форма» рассматривается как способ построения учебной деятельности, направленной на решение задач учебного процесса и протекающей по установленному порядку и в определенном режиме.
Выбор формы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога.
Выделяют следующие формы работы с детьми
1. Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские: туристические прогулки, праздники (математические), тематические дни (дни математики), досуги (математические), смотры и конкурсы, экскурсии
2. Образовательная деятельность при проведении режимных моментов: гигиенические и закаливающие процедуры, бытовые процессы (одевание, питание), утренняя гимнастика, трудовые поручения, дежурства, расстановка и уборка инвентаря, создание конструкций для подвижных игр, упражнений, восприятие картин, иллюстраций, мультфильмов, ситуативные разговоры
3. Самостоятельная деятельность детей: индивидуальные и совместные игры (пазлы, вкладыши, конструктивные, развивающие и пр.), самостоятельная работа в уголке математики, раскрашивание раскрасок, рассматривание познавательных книг, детских энциклопедий, изобразительная деятельность
4. Взаимодействие с семьями детей:
· обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду
· ориентировать родителей на развитие у ребёнка потребности к познанию
· обращать внимание на ценность детских вопросов, побуждать находить на них ответы через совместные наблюдения, эксперименты, размышления, чтение, просмотры
· привлекать родителей к совместной с детьми деятельности (исследовательской, продуктивной, проектной) в саду и дома
· проводить совместные с семьёй конкурсы, викторины
5. Совместная образовательная деятельность
6. Организованная образовательная деятельность
СОВМЕСТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1) игры дидактические, с элементами сюжетно-ролевых, подвижных, музыкальных, театрализованных, строительно-конструктивных, подвижных игр
2) просмотр и обсуждение мультфильмов, видеопрограмм, телепередач, картинок, иллюстраций, предметов
3) чтение и обсуждение познавательных и художественных книг, энциклопедий
4) создание проблемных, игровых, проблемно-игровых ситуаций
5) наблюдения за окружающим миром
6) изготовление предметов для игр, познавательной деятельности, создание макетов, коллекций, украшений, сувениров
7) проектная деятельность (решение общего увлекательного замысла, например, подготовка праздника, выпуск книги, создание коллажей, разработка меню и т.п.),экспериментирование, конструирование (например, изготовление макета кукольной комнаты)
8) оформление выставок детских работ, совместных работ детей и родителей, книг, уголков
Викторины, конкурсы
10) продуктивная деятельность: изобразительная, строительно-конструктивная
ОРГАНИЗОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ЗАНЯТИЯ)
Данная форма предполагает работу педагога с целой группой детей одновременно или с подгруппой.
Количество занятий определяется программой ДОУ. Игры-занятия, развивающие ситуации включаются в режим в первой половине дня, желательно со вторника по четверг в сочетании в сетке организованной образовательной деятельности с физкультурой или музыкальным занятием.
Интересные формы организованного обучения
Сюжетные игровые ситуации
¨ На основе использования оригинального литературного сюжета (читается текст, потом идёт совместное обсуждение математической ситуации), например: Г.Остер. 38 попугаев. С.Сутеев. Яблоко. Под грибом. М.Пляцковский. Длинная шея. Репка. Теремок. С.Сутеев. Под грибом.
М.Пляцковский. Длинная шея.
Цель: продолжать учить выделять в предметах длину, сравнивать по длине, понимать значение этой деятельности при решении жизненных задач.
- Давай меняться шеями! – предложил поросенок Кнопка жирафу Долговязику. – Я тебе свою отдам, а ты мне – свою.
- А зачем тебе моя шея? – спросил жираф.
- Пригодиться… - ответил поросенок. – С длинной шеей диктант на уроке списывать легче.
- А еще зачем?
- А еще в кино с любого места все видно.
- Ну, а еще?
- Яблоки на высоких деревьях доставать можно.
- Э-э-э, нет! – сказал Долговязик. – Такая замечательная шея мне самому нужна!
¨ Старая сказка на новый лад (известные сказочные герои попадают в новые «математические» ситуации): «Царевна лягушка» (царевич приходит на болото, а там семь лягушек, нужно найти пятую, она и есть царевна), «Колобок» (показываем изображение Колобка квадратной формы) и др. (пособие «Сказочная Угадай-ка»)
¨ Ситуации с использованием дидактической сказки – её придумывает сам воспитатель или берём из методических пособий: Ерофеева, «Математика от 3 до 7». Касицына, Смирнова, «Дошкольная математика». Г.В.Кузнецова, «Занимательные истории про числа и цифры», журнал «Ребёнок в детском саду, № 1-2, 2006).
¨ Игры – путешествия «Страна острых углов», «Путешествие по городу», «Лесная школа». З.А.Серова. Петербургский задачник.
КВН, соревнования
3. Собственно игровые ситуации на основе использования дидактических, логико-математических, развивающих, сюжетно-ролевых, сюжетно-дидактических игр.
Колесникова. «Математика от 3 до 7». Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. Столяр. Давайте поиграем! Дьяченко. Чего на свете не бывает? Математика от 3 до 7.
Бессюжетные занятия
Интегрированные занятия
6. Занятия по подготовке руки к письму, с использованием тетради с печатной основой
Журнал «Дошкольное воспитание», № 4 – 1996. Н.Федосеева. Готовим ребенка к письму.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАЧЁТНЫЕ РАБОТЫ ПО АНАЛИЗУ И РАЗРАБОТКЕ КОНСПЕКТОВ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Практическая работа № 1
Образовательная область «Познавательное развитие»
Средняя группа
Практическая работа № 2
Образовательная область «Познавательное развитие»
Младшая группа
Практическая работа № 3
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«РИСУНОК, ПРИТЯГИВАЮЩИЙ СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИ»
Средняя, старшая, подготовительная группа
Значение: развитие творческих способностей, способности видеть красоту мира, умение использовать новым способом что-то хорошо знакомое.
Материалы: калька, цветная бумага, цветные фломастеры, кусочек ваты, детский крем, клей.
Предварительная работа. Изготовление рамки для будущего «солнцеуловителя». Для этого сложить пополам лист цветной бумаги и вырезать центр такой же формы и размера, что и калька, на которой дети будут рисовать картины, должна получиться рамка шириной примерно 2,5 см.
Алгоритм деятельности. Сначала пусть дети фломастерами что-нибудь нарисуют на листе кальки так, чтобы изображение заполнило весь лист. Затем протрите обратную сторону кальки, набрав на кусочек ваты немного детского крема. Нанесите с детьми клей на внутреннюю сторону рамки, поместите внутри неё картинку и согните рамку обратно так, чтобы она приклеилась к картинке. Когда клей высохнет, прикрепите эту картину скотчем к окну. Она будет похожа на гранёное стекло, через которое, переливаясь, льются потоки солнечного света.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«КАК СДЕЛАТЬ ИГРУШЕЧНЫЙ ФОТОАППАРАТ»
Старшая, подготовительная группа
Значение: развитие аккуратности, точности действий, творческих способностей.
Материалы: пустые коробки из-под конфет в форме брусков, шило, ножницы, клей, скотч, красная бумага, чёрная тушь или краска.
Предварительная работа. Соберите заранее коробочки по количеству детей (родители помогут) и покрасьте их чёрной краской (можно любой другой). Скотчем после высыхания заклейте края так, чтобы коробочка не открывалась.
Алгоритм деятельности. Найдите с детьми способ, как прорезать на широких сторонах коробочки круглые отверстия друг напротив друга, чтобы ребёнок мог поднести коробку к глазам и смотреть через оба отверстия. Затем пусть дети вырежут из красной бумаги маленький круг и наклеят его справа на верхней узкой поверхности коробки. Уточните с детьми, как держать «фотоаппарат», «наводить резкость», а затем, воскликнув «чик!», «нажать» на красную «кнопку». «Улыбочка!»
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«СЕРВИРОВКА СТОЛА. СОРТИРОВКА КУХОННОЙ УТВАРИ»
Все возраста
Значение: приобщение детей к обязанностям по дому (вклад в приготовление пищи), развитие самостоятельности, бережного отношения к вещам, умения использовать их по назначению, ставить на место, формирование умения эстетически оценивать окружающую среду, ценить труд других людей; развитие умения классифицировать.
Материалы: листы бумаги с обозначенными на них местами расположения столовых приборов при сервировке стола (подставки), столовые приборы (ложки, вилки, ножи), салфетки, коробка с ячейками для столовых приборов.
Предварительная работа. Подготовка (покупка) листов бумаги с обозначенными местами расположения столовых приборов: в центре круг (тарелка), слева – салфетка и вилка, справа – нож и ложка, в правом верхнем углу – чашка.
Алгоритм деятельности. Рассмотрите с детьми модели, обсудите, какие контуры, нарисованные на подставках, каким предметам должны соответствовать при сервировке стола, и как их правильно расставить: где должны находиться столовые приборы, тарелки и салфетки. После этого предложите детям самостоятельно накрыть стол. Объясните детям, что они вносят ценный вклад в приготовление обеда для всей семьи, выполняя настоящую «взрослую» работу. Далее предложите детям уже без моделей накрыть стол, добавив другие предметы сервировки: салатницы, супницы, хлебницы, соусники, графины и т.д.
Разыграйте с детьми обед, а после попросите помыть и рассортировать столовые приборы в коробку с ячейками.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«РАССОРТИРУЙ ОРЕШКИ»
Все возраста
Значение: развитие умения распознавать предметы с помощью разных органов чувств, логически мыслить.
Материалы: разные виды орехов, миска, поднос с несколькими секциями по числу видов орехов.
Предварительная работа. Подбор (покупка) разных видов орехов, рассматривание их с детьми, знакомство с названиями, пользой, свойствами.
Алгоритм деятельности. Поставьте перед детьми миску, в которой перемешаны разные виды орехов. Достаньте один и объясните, что в миске есть ещё несколько таких же орешков, как этот, но есть и другие. Возьмите поднос и положите в одну из секций свой орешек. Предложите детям продолжить работу. Можно для веселья не только сортировать орешки, но и колоть их, пробовать на вкус, угадывать название орешка по вкусу с закрытыми глазами, на ощупь. В дальнейшем вместо орешков можно использовать и другие предметы (пуговицы, бобовые и т.д.).
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«ПИСЬМО НА ПЕСКЕ»
Все возраста
Значение: писать на песке легче, чем на бумаге, поэтому такой вид деятельности можно использовать для тренировки рук и глаз ребёнка, перед тем как он начнёт писать на бумаге; это весёлое и интересное занятие – можно писать буквы, цифры, рисовать картинки.
Материалы: пластмассовые подносы, сухой песок.
Предварительная работа. Можно найти в интернете видеозаписи о технике рисования песком и посмотреть вместе с детьми, вызвать познавательный интерес к новому виду деятельности. Заранее найти сухой песок и подносы по количеству детей.
Алгоритм деятельности. Поставьте перед ребёнком поднос, до половины наполненный песком. Покажите, как «писать» на песке указательным пальцем. Нарисуйте круг и предложите сделать детям то же самое. Постепенно переходите к изображению более сложных форм, к написанию букв и цифр. Малыши могут копировать то, что рисуете вы, а старшие дети проявлять творчество. Можно предложить рисовать картину вдвоём, так дети будут учиться договариваться о совместном замысле и его воплощении, планировать свою работу, учитывать мнение другого ребёнка. Можно предложить детям что-либо изобразить, а вы скопируете их рисунки. Для разнообразия найдите песок разных цветовых оттенков, замените его кофе, солью, рисом или мукой. Придумывайте с детьми разные способы рисования, не только пальцем, но и ладошкой, струйкой песка, делайте объёмные изображения.
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
«КАКИЕ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ ЛИСТОЧКИ»
Все возраста
Значение: это очень полезное занятие – ведь умение собирать и сортировать различные предметы развивает у детей логическое мышление, что помогает овладеть навыками чтения, письма и счёта; главное – научиться видеть «схожее» и «разное».
Материалы: листья, бумага (необязательно), клей (необязательно).
Предварительная работа. Отправляйтесь на природу и соберите с детьми (и родителям дайте задание) опавшие листья. Можно их засушить или использовать для занятия сразу.
Алгоритм деятельности. Разложите перед детьми собранные листья и рассортируйте их по видам. Пусть дети опишут каждый листочек. Если будет трудно, то задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета этот листок?», «Есть ли у нас самый большой лист?», «Есть ли листья одинакового цвета?» и т.д. Разложите листья по другим признакам. Можно наклеить листья на бумагу по группам.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ОСВОЕНИЕ ИМИ ЛОГИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА
В дидактике «форма» рассматривается как способ построения учебной деятельности, направленной на решение задач учебного процесса и протекающей по установленному порядку и в определенном режиме.
Выбор формы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога.