Управление карьерой на индивидуальном и организационном уровнях
Планирование | Развитие | |
Индивидуальный уровень | Определение карьерных целей и способов их достижения | Реализация карьерных планов: овладение знаниями, умениями; развитие необходимых компетенций |
Организационный уровень | Определение организацией путей и направлений развития персонала | Официальная политика организации, направленная на создание условий для развития персонала |
Основными принципами карьерного продвижения персонала признаны:[18]
1. принцип последовательного, планомерного непрерывного движения сотрудников внутри организации;
2. принцип равенства возможностей при карьерном росте – одинаковые условия и критерии для всех сотрудников;
3. принцип преемственности – использование знаний, навыков и умений, накопленных на предшествующих этапах карьеры;
4. максимального срока пребывания в должности – сочетание профессионального и должностного роста;
5. принцип динамики функций управления по мере изменения уровня управления – увеличение объема стратегических функций;
6. материальной и моральной заинтересованности – карьерный рост следует стимулировать.
При управлении карьерой наиндивидуальном уровне руководствуются следующими принципами:[19]
· принцип непрерывности – ни одна из достигнутых карьерных целей не рассматривается как окончательная и не служит поводом для остановки;
· принцип осмысленности – любое карьерное действие должно быть целесообразным, осуществляться сообразно индивидуальным и общим целям;
· принцип соразмеренности – скорость продвижения поддерживается соразмеренностью с общим движением (успешная карьера – это продвижение в группе лидеров);
· принцип маневренности – изменения карьерной стратегии и планов в зависимости от обстоятельств;
· принцип экономичности – стремление получить наивысший результат при наименьших затратах;
· принцип заметности – целесообразность как можно раньше обратить внимание руководства и общественности на свои достижения.
Управление карьерой направлено на достижение следующих организационных и индивидуальных целей (таблица 8):
Таблица 8.
Цели управления карьерой[20]
Со стороны организации | Со стороны персонала (индивидов) |
Эффективное использование профессиональных способностей персонала в интересах дела, достижения целей и реализации задач организации. | Достижение более высокого профессионального и должностного статуса в организации, возможность более высокой оплаты труда. |
Своевременное обеспечение организации необходимым количеством персонала с соответствующей профессиональной подготовкой. | Получение более содержательной и адекватной профессиональным интересам и склонностям работы. |
Создание стимулов для трудовой отдачи и профессионального развития персонала. | Развитие профессиональных способностей в организации. |
Обеспечение относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру. | Обеспечение возможностей самореализации. |
Управление карьерой может быть реализовано посредством решения следующих задач:
1. Планирование индивидуального профессионального развития и должностного перемещения сотрудников.
2. Организация обретения сотрудниками необходимого уровня профессиональной подготовки, профессионального опыта как внутри организации, так и вне ее путем профессионального обучения, стажировок (в своей организации или вне ее) и др.
3. Активизация (мотивация) деятельности персонала с целью побуждения раскрытия собственного потенциала (создание мотивационной среды).
4. Регулирование и координация включенности сотрудников в выполнение задач карьерной стратегии (выполнения плана индивидуального профессионального развития), а также усилий сотрудника и возможностей организации по выполнению плана индивидуального профессионального развития и плана кадрового обеспечения.
5. Анализ и оценка результатов и способов деятельности, личностных и профессиональных качеств сотрудников, уровня их профессионального опыта.
6. Контроль деятельности сотрудников, их профессионального и должностного роста, рационального использования их профессионального опыта в организации (должностного перемещения, реализации плана индивидуального профессионального развития и др.).
К условиям управления карьерой относят:[21]
· наличие нормативно-правовой базы системы и механизмов управления карьерой;
· совпадение интересов и ожиданий сотрудника и интересов и ожиданий организации;
· признание профессионального опыта, способностей сотрудников важнейшей ценностью на всех уровнях управления;
· адекватность профессионального потенциала личности потенциальным условиям его реализации в организации;
· высокий статус кадровой службы и наличие компетентных специалистов по управлению карьерой персонала;
· относительная стабильность организационной и должностной структуры организации, наличие научно обоснованного карьерного пространства.
Управление карьерой включает в себя три процесса (таблица 9)
Таблица 9.