Как возникает новый порядок?
Без поиска нового, без напряженного творчества и первоначального блуждания в поле хаоса, без многочисленных случайностей, без риска и временного пребывания в нерешительности руководитель организации не сможет достичь существенного успеха в организации живого, стимулирующего к творчеству порядка в руководимой им области. Для нормального функционирования всей жизнедеятельности сложных систем, характерен некий промежуточный режим между хаосом и порядком, режим детерминированного хаоса.
Так дыхание человека, биение его сердца, кроветворение, ритмы сна и бодрствования, гормональные ритмы, психическое равновесие – для всех этих процессов свойственна определенная мера хаоса, необходимая для поддержания здоровья человека. К примеру, аритмия сердца опасна, но не менее опасны, чрезмерно упорядоченные ритмы биения сердца, которые также свидетельствуют о его болезни. Слишком регулярно бьющееся сердце не способно гибко реагировать на изменяющееся внешние условия, его адаптационные способности снижаются. Здоровье, таким образом,–это тонкий баланс между хаосом и порядком.
(Х. Майнхард. Доклад на первой конференции Немецкого общества сложных систем и нелинейных динамик (1998).)
Исследователи приходят к выводу, что социальное здоровье общественных организаций и государственных структур, любых социальных сфер во многом определяется способностью руководителя гибко балансировать между хаосом и порядком в поддержании метастабильности открытых социальных систем и культивировании их способности к динамичному развитию.
«Как ни печально, но в экономике все еще доминируют линейные модели», - констатирует по этому поводу Клаус Майнцер. Между тем, по его словам, модель свободного рынка, предложенная Адамом Смитом, с качественной точки зрения может быть объяснена самоорганизацией. «В отличие от централизованной экономической системы, - говорит ученый, - равновесие спроса и предложения не управляется программируемым центральным процессом, а является результатом действий «невидимой руки» (А. Смит), то есть не чем иным, как нелинейным взаимодействием потребителей и производителей».
Не без основания утверждается, что в хаосе отечественных социальных преобразований виноватМ.С. Горбачев, виноват своей управленческой нерешительностью, отсутствием достаточной политической воли. Выводы такие резонны: власти было много – определенности мало. И все же обвинять Горбачева во всем не вполне грамотно. При реформировании сложнейшей социальной системы, нуждавшейся в явной реорганизации, можно было ожидать и не такого хаоса. Следует со всей определенностью понять, что без хаоса преобразований один порядок из другого непосредственно не возникает. Даже перестановка шкафов в кабинете или мебели в квартире сопровождается неизбежной полосой хаоса. Искусство социального управления состоит в том, чтобы совершить меньшее число ошибок в ходе «перестановок», реформ, социальных преобразований. Предвидеть максимально возможное качество и число последствий, производимых изменений; удерживать хаос в детерминированном, обусловленном, управляемом состоянии.
Порядок общественной демократии, социальной свободы с развитым экономическим рынком не мог возникнуть непосредственно из старого порядка авторитарной социальной организации. Ахиллесова пята советского общества 1980-х годов проявилась в том, что десятилетия стабильного существования при стабильном авторитарном режиме привели к чрезвычайному ослаблению способности общества к самоорганизации.
Итак, стремление к жесткому, во всем определенному социальному порядку и замершей, фиксированной стабильности в управлении заканчивается неизбежно крахом такой «стабильности». Подлинная стабильность неизбежно пролегает через область разумного консерватизма и управленческих инноваций одновременно («детерминированный хаос»), через перманентный поиск новейших форм и способов дальнейшего существования при удержании всех прежде достигнутых организационных, культурных, технических, и в целом, – социальных ценностей.
Таким образом:
1. Важнейшая особенность социальной открытой и диссипативной системы состоит в том, что онасочетает в себе порядок и хаос.
2.Социальная система существует за счет поглощения порядка из окружающей среды (из биологического, природного мира в целом, в том числе из неживой природы, как, например, полезные ископаемые, атомная энергия). Социальная сфера словно «питается» порядком природной сферы.
3. Но социальная сфера также и порождает порядок, это новый, культурный порядок, который представляет собой: а) технические системы (технический уровень управления), б) организации людей (менеджеральный уровень управления), в) политические партии и государства, гражданское общество (институциональный уровень управления), г) сообщества народов и государств (социетальный уровень управления). При этом самым, пожалуй, значимым видом порядка социальных систем является информация.
4.Синтез порядка и хаоса, осуществляемый социальной сферой, состоит в том, что ни одна организация (как упорядоченная структура) не может существовать без хаоса. Порядок и хаос в социальной организации не исключают, а дополняют и предполагают друг друга.
5. Открытые системы в природе и в социальном мире стремятся достигнуть устойчивого состояния, но не абсолютного порядка и полного равновесия, а определенным образом упорядоченного хаоса или в определенной мере хаотического порядка, то есть своеобразного, динамического синтеза порядка и хаоса.
Естественным свойством любой открытой системы является стремление перейти от менее устойчивого к более устойчивому состоянию и, в конечном счете, к достижению максимально устойчивого (при данных условиях) состояния. Но устойчивость остается таковой, если она зиждется на неустойчивости, если она опирается на достаточное разнообразие и хаотичность элементов. Устойчивость вырастает из неустойчивости, в результате неустойчивости, ибо рождение всякого нового структурного образования связано со случайностью, хаосом, неустойчивостью.
6. Чем сложнее социальная система или организация, тем она более неустойчива. Сверхсложные социальные системы балансируют «на краю хаоса» как на лезвии бритвы так, что даже малейший шаг к улучшению их организации может привести к их распаду, к гибели, к прекращению жизни как самостоятельной социальной единицы.
Практическое значение.
Знания о порядке и хаосе имеют важное практическое значение для понимания сути и управления социальной сферой.
В современном мире существует множество организаций и фирм как «упорядоченных», так и «хаотичных». Какие быстрее достигнут успеха? Те, где блестит паркет, все лежит на своих местах, а служащие, одетые в строгие костюмы, одновременно начинают и строго вовремя заканчивают работу? С.Н. Паркинсон рисует следующую картину.
Возьмем, к примеру, такую организацию, как издательство, говорит он. Известно, что издатели любят работать в развале и скудости. Посетителя, ткнувшегося в двери, попросят обогнуть дом сзади, спуститься куда-то вниз и подняться на три пролета. Научный институт, утверждает он же, помещается чаще всего в полуподвале чьего-то бывшего дома, откуда шаткий дощатый переход ведет к железному сараю в бывшем саду.
Что это? Развал науки в ухоженной Англии? Но вот другая картина с британских земель.
«Утопая по щиколотку в коврах, - говорит тот же автор, - вы долго идете к директорскому столу, на котором в безупречном порядке разложены бумаги. Немигающий директорский взгляд завораживает вас, Матисс на стене устрашает, и вы понимаете, что здесь-то, наконец, работают по-настоящему. И ошибаетесь».
Наука доказала, что административное здание может достичь совершенства только к тому времени, когда учреждение приходит в упадок. Каскад исторических примеров от античности до современности убеждает в правоте этого вывода. Совершенное устройство – симптом упадка. Пока работа кипит, всем не до этого. Об идеальном расположении комнат начинают думать позже, когда главное сделано. Совершенство – это завершенность, а завершенность – смерть, говорит С.Н. Паркинсон.
«Вот, например, Лига Наций. Большие надежды на нее возлагали с 1920 по 1930 годы, пишет Паркинсон. Году в 33-м, не позже, стало ясно, что опыт не удался. Однако воплощение его – Дворец Наций – открыли только в 1937-м. Дворец хорош, восклицает автор, все в нем продумано – здесь есть и секретариат, и большие залы, и малые, есть и кафе. Здесь есть все, что может измыслить мастерство, кроме самой Лиги. К тому году она практически перестала существовать».
Теперь то и дело возникают учреждения с полным набором начальства, консультантов и служащих со специально построенным зданием, итожит писатель-исследователь. Опыт показывает: такие учреждения обречены. Совершенство убьет их. Им некуда пустить корни. Они не могут расти, так как уже выросли. Они и цвести не могут, а плодоносить – тем более.
Итак, именно хаос рождает новое, за которым – успех. Но не следует засиживаться в созданном уюте: за ним – верная гибель. «Движение вперед» – вот лозунг руководителя организации.
Порядок и хаос рынка.
Что такое рынок с точки зрения порядка и хаоса в социальной сфере?
Вырастая из спонтанного, неуправляемого обмена, построенного на свободном балансе спроса и предложения, рынок в действительности постепенно пронизал всю экономику, охватывая своим влиянием все больше людей, торговых операций, укрепляя единство социальной сферы.
Порядок рыночного хаоса есть словно постоянно длящийся «референдум» по центральным вопросам хозяйственной деятельности, говорит петербургский ученый Г.Л. Тульчинский. Рынок дает ответ на вопросы, в какую сферу направить экономические ресурсы общества, производство каких товаров расширять, а каких – сворачивать, оплату каких специалистов следует увеличить, а какие уже не нужны обществу и должны переучиваться. Воля отдельного человека, выраженная им в покупке определенного товара, наряду с аналогичным выражением воли других людей, передает через хаос рынка производителю, предпринимателю, менеджеру сигналы и команды на устроениенового порядка в их производстве и организации обмена. Порядок и хаос рынка способны, таким образом, интегрировать и перерабатывать, не упрощая, такой объем самой разнородной информации, который в принципе не доступен никаким самым мощным системам централизованного планирования и управления, потерпевшим историческое фиаско в организации порядка подобного типа. Именно в «хаосе рынка» рождается порядок принципиально иного типа.
И более того, только теперь мы стали отчетливо понимать, что обществу нужен рынок в самом широком плане: не только товаров и услуг, но и научных, технических экономических идей, политических платформ и стратегий социальных действий. Нам нужен рынок как саморегулирующийся хаос взаимодействия множества элементов различных социальных систем. «Рыночный хаос» является необходимым условием поиска и вывода множества политических, социальных, общественно-государственных систем на магистральный путь их обновленного или принципиально нового (и одновременно устойчивого) развития.
И потому прав А. Лакейн, утверждая, что «слишком большая организованность также вредна, как и отсутствие таковой».
Глава 6.
Случайность и управление
Традиционный взгляд.
До появления синергетики случайность рассматривали в неразрывной связи с необходимостью (не-обходимостью, то есть тем, что нельзя обойти, не обойти). В таком понимании необходимость близка к динамической (т.е. невероятностной) закономерности.
Необходимость (в традиционном понимании) – это то, что вытекает из сущности явлений, то, что должно произойти или происходит в главном именно так, а не иначе.
Классическое (то есть также традиционное) определение случайности выглядит так. Случайность – это такое явление, которое содержит свое основание преимущественно не в самом себе, а в другом явлении, это то, что вытекает не из сущности данного процесса, не из главных связей и отношений в нем, а из побочных.
То есть, случайность – это то, что может быть, а может и не быть, может произойти, а может и не произойти, может реализоваться так, а может свершиться совсем по-другому.
Уже в старших классах школы рассматривают классическую формулу, выведенную Г.В.Ф. Гегелем (1770-1831), согласно которойслучайность есть дополнение и форма проявления необходимости.
Когда человек покупает лотерейный билет и выигрывает что-то значимое – это проявление случайности в отношении данного, отдельного человека. Но выигрыш в лотерее немногих и напрасная трата денег всех остальных («выигрыш» организаторов лотереи) – это закономерность, необходимость любой лотереи.
Счастливая случайность, таким образом, связана с вероятностью.
Вероятность– это степень возможного в развитии событий, она естьмера случайности тех или иных событий социальной жизни.
Неприятная случайность, таким образом, не есть только плод досадных аналитических ошибок людей, как и счастливая случайность – это не только и даже не столько результат их прогностической зоркости. Случайность, как и многое другое в этом мире, онтологична, то есть укоренена в бытии, существует объективно, упрятана в основе самой природной и социальной жизни, в процессах саморазвития открытых систем, проявляется часто как следствие закономерности развития объективного хода событий. Она – вовсе не результат плохих или хороших знаний людей.
Два вида случайности.
Синергетика различает два взаимосвязанных вида случайности.
Первый – в традиционной форме: случайность как способ проявления, обнаружения необходимости. До возникновения синергетики этот вид случайности был единственным научно обоснованным видом. Всякие иные формы случайности рассматривались как не- или вненаучные.
Синергетика открывает, по существу, второй вид случайности – случайность, которая богата возможностями. Случайности, которые дают начало новым природным и социальным процессам.
Если в первом виде случайность проявляется как отклонения необходимости от «магистральной линии» развития, то во втором – наоборот:необходимость рождается из случайности, на базе нее, выступает как следствие, как итог первоначальной «игры случая». Этот второй вид случайности характеризует развитие как появление-вдруг (эмерджентность). Такая случайность ответственна за инновационные моменты, поворотные пункты развития.
К примеру, светоотвердительная зубная пломба в сегодняшней медицинской технике – обычнейшее явление. Но сам эффект застывания пластичной массы под действием светового спектра был открыт случайно. Дальше научные разработки пошли по закономерному, необходимому руслу: по специально финансируемому проекту, принятому умными и прозорливыми менеджерами медицинской сферы. На полное решение задачи понадобились годы. В результате сегодня простой человек может решить свои зубные проблемы, зайдя в территориальную или коммерческую поликлинику.
Случайность второго рода, таким образом, дает начало чему-то совершенно новому, рождает это новое из самой себя в результате непреднамеренности и свободы научных поисков.
Итак, первый вид случайности–это те случайности, которыми сопровождается (или которыми обрастает) всякий направленный процесс изменений, когда тенденция уже сложилась, выявилась, обнаружилась. Эти случайности дополняют необходимость и закономерности развития данного процесса, и потому они представляют собой форму проявления данной необходимости и данных закономерностей развития. То есть, случайности данного рода – это случайности, понимаемые в «обычном» или традиционном, ранее принятом, «диалектическом», смысле слова.
Синергетика открывает второй вид случайности – случайность, которая богата возможностями, случайность, дающую начало новым тенденциям развертывания природных и социальных процессов.
О необычной роли случая люди задумывались, конечно, и задолго до появления синергетики. Древнегреческая мысль, сталкиваясь с неясностями происхождения многих событий, даже создала собственную мифологию Случая, персонифицировала его. Лисипп (современник Аристотеля) воплотил его в скульптуре, а Посейдипп восславил. Бог Случая – Кайрос (Καιρος) – это покоритель всего и всех, передвигающийся «на цыпочках» (или «летающий повсюду») с бритвой в руке; прядь волос падает ему на лоб (за нее можно ухватиться, встретив его лицом к лицу), но затылок его выбрит. (Благоприятный случай, прошедший мимо, сзади уже не ухватишь, так как ухватиться не за что, а бежать вдогонку ушедшему случаю бесполезно).
В «Принципах» Никколо Макиавелли случайность (occasio лат. - случай) также принимает образ богини, пребывающей в вечном движении, «с одной ногой на колесе». Это молодая женщина, идущая нам навстречу, ее распущенные волосы ниспадают на лицо и грудь, узнать ее невозможно, но затылок ее выбрит. И узнать ее можно лишь по затылку, когда она уже прошла мимо, но ухватить невозможно.
В мифах гениально угадано то, что Случай можно «ухватить» только на лету здесь и сейчас, «за волосы», - не размышляя, не выбирая, а как бы похищая его. Иначе своей «бритвой» он «сбреет» все открывшиеся возможности наших дальнейших действий. Синергетика сняла со случая многие таинственные покровы. Одно из главных синергетическихоткрытий состоит в том, что случайность не где-нибудь, а в неравновесных системах, неустойчивых ситуациях играет конструктивную роль «творца», создающего новое, до настоящего момента еще не существовавшего.
Точка бифуркации.
Анализируя неравновесные системы, синергетика вводит термин: «бифуркация». Это точка крайней неустойчивости, в которой ситуация может измениться, что называется, в один момент в любом из множества возможных направлений.
«Бифуркация» происходит от латинского “furca” – «вилы». (Всем также известно английское слово fork – вилка.) «Би» означает «два», «бифуркация» в буквальном смысле означает «раздвоение пути». Но в действительности выбор вариантов, как правило, не ограничивается двумя возможностями, количество возможных направлений, открывающихся в точке бифуркации, может быть и просто огромным.
Открытая система в состоянии бифуркации напоминает васнецовского «Витязя на распутье», причем возможные сценарии развития после выбора пути в переломный, бифуркационный момент могут развертываться здесь не менее драматически. В подобной «точке» хотя бы раз в жизни оказывался каждый из нас, когда события развивались самым непредсказуемым образом, испытывая давление множества разновероятных возможностей. Например, руководитель, начинающий реорганизацию, вынужденно находится в точке бифуркации.Масса вероятных возможностей подстерегает его на трудном пути, действия его рискованны, события развертываются непредсказуемо. Случайности сплошь и рядом сопровождают его не потому, что он плох как прогнозист – все потому, что такова сама сущность сложного и нелинейного мира, в котором мы живем, в котором возрастает вероятность свершения даже маловероятных событий.
Важнейший мировоззренческий вывод синергетики состоит в том, что хотя возможных путей развития (после прохождения точки бифуркации) может быть очень много, но их количество не бесконечно. Отнюдь не любой путь в будущее возможен в данной открытой среде. Какие пути вообще возможны и осуществимы, определяется собственными свойствами данной среды. Сама среда, в случае социального управления – социум, накладывает ограничения на осуществимость и эффективность поведенческих актов и управляющих воздействий в ней.