Решение нелинейного уравнения

МЕТОДОМ НЬЮТОНА

II. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Приобретение навыков отыскания приближенных значений действительных корней уравнения методом Ньютона.

III. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Требуется найти корни уравнения

решение нелинейного уравнения - student2.ru , (1)

где решение нелинейного уравнения - student2.ru - дифференцируемая функция.

Если решение нелинейного уравнения - student2.ru есть некоторое приближение к корню решение нелинейного уравнения - student2.ru , а решение нелинейного уравнения - student2.ru имеет непрерывную производную, то уравнение (1) можно преобразовать следующим образом:

решение нелинейного уравнения - student2.ru ,

где решение нелинейного уравнения - student2.ru - точка, лежащая между решение нелинейного уравнения - student2.ru и решение нелинейного уравнения - student2.ru .

Приближенно заменяя решение нелинейного уравнения - student2.ru на значение в известной точке решение нелинейного уравнения - student2.ru , получим такой итерационный процесс:

решение нелинейного уравнения - student2.ru

Геометрически этот процесс означает замену на каждой итерации графика решение нелинейного уравнения - student2.ru касательной к нему.

решение нелинейного уравнения - student2.ru

Метод Ньютона можно рассматривать как частный случай метода итераций, если положить

решение нелинейного уравнения - student2.ru

Тогда

решение нелинейного уравнения - student2.ru

При произвольном начальном приближении итерации сходятся, если всюду на рассматриваемом интервале решение нелинейного уравнения - student2.ru решение нелинейного уравнения - student2.ru (чтобы решение нелинейного уравнения - student2.ru , причем решение нелинейного уравнения - student2.ru ). В противном случае сходимость будет не при любом начальном приближении, а только в некоторой окрестности корня.

Отметим еще достаточное условие сходимости итераций: если решение нелинейного уравнения - student2.ru и решение нелинейного уравнения - student2.ru отличны от нуля и сохраняют определенные знаки на решение нелинейного уравнения - student2.ru , то исходя из начального приближения решение нелинейного уравнения - student2.ru , удовлетворяющего неравенству решение нелинейного уравнения - student2.ru , получим методом Ньютона значение корня с любой степенью точности. Т.о., в качестве исходной точки решение нелинейного уравнения - student2.ru следует выбирать тот конец решение нелинейного уравнения - student2.ru , для которого решение нелинейного уравнения - student2.ru и решение нелинейного уравнения - student2.ru имеют одинаковые знаки. Если взять такое решение нелинейного уравнения - student2.ru , что решение нелинейного уравнения - student2.ru , то мы можем не прийти к корню решение нелинейного уравнения - student2.ru , если только решение нелинейного уравнения - student2.ru не очень хорошее.

Оценим скорость сходимости метода Ньютона. Справедлива оценка

решение нелинейного уравнения - student2.ru ,

где решение нелинейного уравнения - student2.ru - наибольшее значение решение нелинейного уравнения - student2.ru на решение нелинейного уравнения - student2.ru , решение нелинейного уравнения - student2.ru ; решение нелинейного уравнения - student2.ru - наименьшее значение решение нелинейного уравнения - student2.ru на решение нелинейного уравнения - student2.ru , решение нелинейного уравнения - student2.ru . Отсюда видно, что погрешность очередного приближения примерно равна квадрату погрешности предыдущего приближения. Самый неблагоприятный случай для метода Ньютона, когда решение нелинейного уравнения - student2.ru становится малой вблизи корня. Чтобы не было потери точности, отношение решение нелинейного уравнения - student2.ru надо вычислять достаточно аккуратно. К остальным погрешностям расчета метод Ньютона хорошо устойчив.

IV. ЗАДАНИЕ

Найти методом Ньютона один из действительных корней уравнения решение нелинейного уравнения - student2.ru с точностью решение нелинейного уравнения - student2.ru . Варианты заданий приведены в лабораторной работе № 6.

IV. Оформление отчета

В отчете должны быть представлены:

1. Название работы.

2. Постановка задачи.

3. Описание алгоритма (метода) решения.

4. Текст программы с описанием.

5. Результаты работы программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Демидович Б.П., Марон И.А. Основы вычислительной математики. - М.: Лань, 2009. 672 с.

2. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы. — М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007 636с.

3. Калиткин Н.Н. Численные методы. - М.: Наука, 1978. 512 с.

4. Крылов В.И., Бобков В.В., Монастырный П.И. Вычислительные методы. Т.1. - М.: Наука, 1976. 350 с.

Лабораторная работа № 9

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРПОЛЯЦИОННОЙ ФОРМУЛЫ

ЛАГРАНЖА

I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Приобретение навыков использования интерполяционных многочленов.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Пусть функция решение нелинейного уравнения - student2.ru задана таблично, т.е. известны ее значения в решение нелинейного уравнения - student2.ru точках решение нелинейного уравнения - student2.ru

решение нелинейного уравнения - student2.ru ( решение нелинейного уравнения - student2.ru ). (1)

Построим многочлен решение нелинейного уравнения - student2.ru степени решение нелинейного уравнения - student2.ru такой, чтобы выполнялись интерполяционные условия

решение нелинейного уравнения - student2.ru ( решение нелинейного уравнения - student2.ru ). (2)

Сначала построим полином степени решение нелинейного уравнения - student2.ru решение нелинейного уравнения - student2.ru , такой, что

решение нелинейного уравнения - student2.ru , (3)

где решение нелинейного уравнения - student2.ru - символ Кронекера.

Так как решение нелинейного уравнения - student2.ru обращается в нуль в решение нелинейного уравнения - student2.ru точках решение нелинейного уравнения - student2.ru , то он имеет вид

решение нелинейного уравнения - student2.ru , (4)

где решение нелинейного уравнения - student2.ru - постоянный коэффициент.

Полагая в формуле (4) решение нелинейного уравнения - student2.ru и учитывая, что решение нелинейного уравнения - student2.ru , получим

решение нелинейного уравнения - student2.ru .

Подставив этот коэффициент в (4), находим

решение нелинейного уравнения - student2.ru . (5)

Теперь построим многочлен решение нелинейного уравнения - student2.ru , который имеет вид

решение нелинейного уравнения - student2.ru . (6)

Степень решение нелинейного уравнения - student2.ru , как видно из (5) и (6), не выше решение нелинейного уравнения - student2.ru . Кроме того, на основании (2)

решение нелинейного уравнения - student2.ru ,

что согласуется с (2)

Интерполяционный многочлен решение нелинейного уравнения - student2.ru называется многочленом Лагранжа и имеет вид

решение нелинейного уравнения - student2.ru .

Теперь считаем решение нелинейного уравнения - student2.ru .

Для абсолютной погрешности интерполяционного многочлена Лагранжа справедлива оценка

решение нелинейного уравнения - student2.ru ,

где решение нелинейного уравнения - student2.ru ;

решение нелинейного уравнения - student2.ru .

III. ЗАДАНИЕ

Дана таблица значений функции решение нелинейного уравнения - student2.ru

x 3,5 4,1 4,3
y N+k N+2k N-k N

Здесь решение нелинейного уравнения - student2.ru - номер фамилии студента в журнале группы; решение нелинейного уравнения - student2.ru - последняя цифра номера группы.

Построить интерполяционный многочлен Лагранжа. Вычислить с его помощью значения решение нелинейного уравнения - student2.ru ; решение нелинейного уравнения - student2.ru ; решение нелинейного уравнения - student2.ru .

IV. Оформление отчета

В отчете должны быть представлены:

1. Название работы.

2. Постановка задачи.

3. Описание алгоритма (метода) решения.

4. Текст программы с описанием.

5. Результаты работы программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Демидович Б.П., Марон И.А. Основы вычислительной математики. - М.: Лань, 2009. 672 с.

2. Бахвалов Н.С., Жидков Н.П., Кобельков Г.М. Численные методы. — М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007 636с.

3. Калиткин Н.Н. Численные методы. - М.: Наука, 1978. 512 с.




Лабораторная работа № 10

Наши рекомендации