Решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки

I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Приобретение навыков решения систем с трехдиагональной матрицей.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Наиболее важным частным случаем метода Гаусса является метод прогонки, применяемый к системам с трехдиагональной матрицей.

Трехдиагональной называется матрица, у которой ненулевые элементы имеются только на главной диагонали и на примыкающих к ней диагоналях, т.е. решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru при решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . Такие системы часто встречаются при решении краевых задач для дифференциальных уравнений второго порядка.

Системы с трехдиагональной матрицей обычно записываются в каноническом виде:

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

Формула (1) называется разностным уравнением второго порядка или трехточечным уравнением. В этом случае прямой ход без выбора главного элемента сводится к исключению элементов решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . Получается треугольная система, содержащая в каждом уравнении только два неизвестных решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru и решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . Поэтому формулы обратного хода имеют следующий вид:

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

Уменьшим в (2) индекс на единицу и подставим в уравнение (1). Получим

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

Отсюда имеем

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

Сравнивая выражения (2) и (3), получаем

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

Формулы (4) - это формулы прямого хода.

Для проведения расчета формально требуется задать величины решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru и решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru , которые неизвестны. Однако перед величинами решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru и решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru в формуле (4) стоит коэффициент решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . Поэтому можно начать вычисления, полагая, например, решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . В формуле (2) перед решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru стоит множитель решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru , который на основании первой из формул (4) равен нулю, т.к. решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . Поэтому можем положить, например, решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru .

Таким образом, для решения системы (1) выполняется сначала прямой, а затем обратный ход по формулам (4) и (2). Если выполнено условие преобладания диагональных элементов:

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

причем хотя бы для одного решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru имеет место неравенство, то в формулах прямого хода (4) не возникает деления на нуль, и тем самым система (1) имеет единственное решение.

При выполнении условия (5) формулы прогонки устойчивы относительно ошибок округления и позволяют успешно решать системы уравнений с несколькими сотнями неизвестных.

Условие (5) является достаточным, но не необходимым условием устойчивости прогонки. На практике для хорошо обусловленных систем типа (1) прогонка часто оказывается достаточно устойчивой даже при нарушении условия преобладания диагональных элементов.

III ЗАДАНИЕ

Найти решение системы методом прогонки

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

где решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru - номер фамилии студента в журнале группы;

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru - последняя цифра индекс номера группы.

IV. Оформление отчета

В отчете должны быть представлены:

1. Название работы.

2. Постановка задачи.

3. Описание алгоритма (метода) решения.

4. Текст программы с описанием.

5. Результаты работы программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Калиткин Н.Н. Численные методы. - М.: Наука, 1978. 512 с.

Лабораторная работа № 5

НАХОЖДЕНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ

МАТРИЦЫ МЕТОДОМ КРЫЛОВА

I. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Приобретение навыков отыскания собственных значений матрицы.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Рассмотрим один из методов развертывания характеристических определителей – метод Крылова.

Характеристический многочлен матрицы A имеет вид

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . (1)

Согласно теореме Гамильтона-Кели матрица A обращает в ноль свой характеристический многочлен

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . (2)

Возьмем произвольный ненулевой вектор решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru . Умножая равенство (2) на этот вектор, получим

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru. (3)

Положим

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ( решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ). (4)

Тогда равенство (3) приобретает вид

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru , (5)

где решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ( решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ).

Векторное равенство (5) эквивалентно системе уравнений

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ( решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ). (6)

На основании формулы (4) имеем

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

Поэтому

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ( решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ; решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ). (7)

Таким образом, коэффициенты системы (6) вычисляются по формулам (7). Из системы линейных алгебраических уравнений (6) определяем неизвестные решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ( решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ).

Определив коэффициенты решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ( решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ), получим выражение для характеристического многочлена матрицы A. Теперь можем найти корни характеристического уравнения

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru ,

которые являются собственными значениями матрицы A.

III. ЗАДАНИЕ

Построить характеристический многочлен матрицы A. Найти его корни.

Матрица A имеет элементы

решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru

где решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru - номер фамилии студента в журнале группы; решение систем с трехдиагональной матрицей методом прогонки - student2.ru - последняя цифра номера группы.

IV. Оформление отчета

В отчете должны быть представлены:

1. Название работы.

2. Постановка задачи.

3. Описание алгоритма (метода) решения.

4. Текст программы с описанием.

5. Результаты работы программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Березин И.С., Жидков Н.П. Методы вычислений. Т.2. - М.: Физматгиз, 1966. 632 с.

2. Демидович Б.П., Марон И.А. Основы вычислительной математики. - М.: Лань, 2009. 672 с.

3. Калиткин Н.Н. Численные методы. - М.: Наука, 1978. 512 с.

Лабораторная работа № 6

Наши рекомендации