Методические указания по расчету
К параметрам нормального режима (п. 3.2) относятся:
- наибольшее значение тока Iн,max , протекающего через заданный выключатель Q;
- наименьшее напряжение Uн,min на шинах подстанции или поста секционирования;
- наименьшее значение сопротивления Zн,min , измеряемое защитой заданного выключателя Q.
Параметры нормального режима используются в дальнейшем (п. В.3.4) для проверки выбранных уставок срабатывания защит по условиям устойчивости функционирования в части нечувствительности к этим параметрам. При правильном выборе уставок срабатывания защита не должна реагировать на параметры Iн,max , Uн,min , Zн,min [2, 3, 4].
Расчетную величину тока, протекающего через заданный выключатель, Iн,max при нормальном режиме работы для фидера тяговой подстанции вычисляют по формуле:
, (12)
а для фидера поста секционирования − по формуле:
, (13)
где Iтр − трогания грузового поезда (таблица 2), А; Icp − средний ток грузового поезда (таблица 2), А; nэ − общее число поездов, находящихся на одном пути в расчетной зоне в интенсивный час; m − число путей (таблица 1); − расстояние между смежными подстанциями (таблица 1), км; − расстояние от поста секционирования ПС до правой подстанции В, км.
Для однопутного участка в соответствии с [1] принимают nэ =4.
Для двухпутного участка число поездов nэ в зоне питания на одном пути в нормальном режиме вычисляют по формуле:
, (14)
где v − средняя скорость движения поездов (таблица 2), км/ч; − интервал попутного следования поездов, принимаемый по таблице 2, мин; − длина расчетной зоны, принимаемая для фидера тяговой подстанции = , а для фидера поста секционирования = , км.
Полученное по формуле (14) дробное число nэ округляется до целого значения. Если дробная часть (после десятичной запятой) равна или менее 0,1, то округление производится в меньшую сторону. Если дробная часть более 0,1, то округление производится в большую сторону. Например, nэ =3,08 округляется до nэ =3, а nэ =3,15 округляется до nэ =4.
Минимальное значение напряжения Uн,min на шинах тяговой подстанции переменного тока принимают равным 25000 В, а на шинах поста секционирования и возле пунктов параллельного соединения − 21000 В.
Минимальное значение сопротивления Zн,min, измеряемое защитами выключателей подстанций и постов секционирования в нормальном режиме работы, вычисляют по формуле:
= . (15)
Пример расчета
Межподстанционная зона двухпутного (m=2) участка (рисунок 2) имеет длину 50 км. В середине зоны расположен пост секционирования ПС. Минимальный интервал попутного следования =10 мин. Средняя скорость движения грузовых поездов 62 км/ч, Iтр =300 А, Icр =140 А.
Вычислить максимальные токи фидеров и минимальные сопротивления, измеряемые защитой выключателей подстанции и поста секционирования для узловой схемы питания.
Для фидера подстанции по формуле (12) определяем число поездов nэ, находящихся в период интенсивного движения в зоне 50 км между подстанциями:
= = 4,84 поезда.
Поскольку дробная часть полученного числа больше 0,1, то округляем nэ до целого числа в большую сторону: nэ =5 поездов.
По формуле (12) вычисляем искомое значение максимального тока фидера подстанции в нормальном режиме:
Iн,max =I + = 300 + 140·(5 – 1)/2 = 580 А.
Минимальное значение сопротивления, измеряемое защитой фидера подстанции в нормальном режиме, вычисляем по формуле (15):
Zн,min = Uн,min / Iн,max = 25000/580 = 43,1 Ом.
Находим число поездов nэ в зоне между подстанцией и постом секционирования (= 50/2 = 25 км) по формуле (14):
= = 2,42 поезда.
Поскольку дробная часть больше 0,1, то округляем полученное число в большую сторону: nэ = 3 поезда. По формуле (13) находим значение максимального тока фидера поста секционирования при узловой схеме питания в предположении, что на другом пути нагрузка отсутствует: