О путешествиях в чужеземные страны

Вопрос о путешествиях в чужеземные страны[407]решается путем наблюдения за положением обоих светил относительно углов, но особенно Луны. Так, если Луна заходит или далеко отклоняется от углов[408], она предрекает путешествия в другие страны или перемены мест. Иногда подобной силой обладает также и Марс; если он заходит или также далеко отклоняется от Середины Неба и находится в оппозиции или квадрате со светилами. Бели также Колесо Фортуны расположено среди знаков, которые вызывают путешествия, то эти люди проведут в других странах всю свою жизнь и будут иметь там все свои личные отношения и дела. Когда благотворные планеты созерцают указанные выше места или следуют за ними, то их деятельность принесет им славу и выгоду, а возвращение будет быстрым и беспрепятственным; однако в случае неблаготворных планет их путешествие будет тяжелым, приносящим вред и опасным, а возвращение трудным; однако здесь в каждом отдельном случае принимается во внимание смешение влияний, определяемое на основании доминирования планет, которые образуют аспект с этими самыми местами, что мы уже объясняли ранее[409].

Обычно если светила приходятся на нижние области восточных квадрантов, то путешествия будут связаны с восточными и южными частями света; если на западные квадранты иди сам Запад — с северными или западными; а если зодиакальные знаки, являющиеся причиной путешествия, принадлежат к тем, что образуют одиночную фигуру, причем здесь следует рассматривать как сами знаки, так и управляющие ими планеты, то путешествия будут редкими и нерегулярными; однако если знаки являются двойственными или знаками с двойными фигурами — то они будут постоянными и очень длительными. В тех случаях, когда управителями мест, вызывающих путешествия и в которых находятся светила, являются Юпитер и Венера, они будут не только безопасными, но и приятными; причем эти путешествия будут предприняты либо по указанию руководящих людей страны, либо на средства друзей, более того, им будут сопутствовать благоприятные условия погоды и избыток провианта. Если к этим планетам присоединяется также Меркурий, то результатом удачного путешествия, о котором шла речь выше, станут прибыль, успех, дары и слава. Однако если светилами управляют Сатурн и Марс и особенно если они находятся в оппозиции друг к другу, они сделают путешествие бесполезным и принесут большие опасности по причине неудачного плавания или кораблекрушений при их нахождении в водных знаках, а также по причине тяжелых переходов и пустынных мест; если же они расположены в устойчивых знаках, то по причине падения с высоты или из-за сильных ветров; в знаках равноденствия и солнцестояния — из-за нехватки провианта и нездоровых условий; в знаках человеческих — из-за нападения морских разбойников, заговоров и ограблений; в земных знаках — из-за нападения зверей или землетрясений; в сочетании с Меркурием — из-за погоды, опасных обвинений и, кроме того, укусов змей и других ядовитых тварей. Особое качество событий, независимо от их пользы или вреда, то есть различие их причин, определяется по управлению местами, связанными с деятельностью, собственностью, телом человека и положением в обществе, в соответствии с нашей естественной предрасположенностью к ним[410], а обстоятельства, которые вернее всего повлекут за собой предсказываемые события, оцениваются по времени ингрессов[411]пяти планет. Таково общее описание вопроса.

О характере смерти

Поскольку после рассмотрения всех других проблем перед нами встает исследование характера смерти, для начала мы определим с помощью способов, описанных при обсуждении продолжительности жизни, является ли гибель следствием «отбрасывания луча» или снижением указателя[412]к Западу. Ибо если гибель должна произойти в силу «отбрасывания лучей» и «встречи», то представляется уместным провести наблюдение за местом «встречи» для того, чтобы определить характер смерти; однако, если она является следствием снижения указателя к Западу, мы должны проследить за самим Западом. Ибо каким является свойство планет, заходящихся в вышеуказанных местах или, в случае их отсутствия, свойство приближающихся к ним планет, такими мы должны представлять и будущие смерти, хотя в то же самое время свой вклад в сложность событий будут вносить в силу своего характера и планеты, состоящие в аспекте, равно как и особые свойства самих разрушительных мест, что будет осуществляться как через знаки Зодиака, так и через характер терм.

Таким образом, если управителем смерти является Сатурн, он несет кончину вследствие продолжительной болезни, чахотки, ревматизма, ненормального выделения жидкостей, малярии, водянки, болезни селезенки, кишечника и истерических припадков, а также прочих состояний, обусловленных избытком холода. Юпитер является причиной смерти от удушья, пневмонии, апоплексии, спазмов, головных болей и сердечных нарушений и прочих состояний, сопровождаемых неравномерностью и неправильностью дыхания. Марс убивает посредством лихорадок, длящихся непрерывно или повторяющихся с перерывом в полтора дня, внезапных кровоизлияний в мозг, нарушений работы почек и состояний, которые сопряжены с кровохарканьем, кровотечениями, выкидышами, родами, рожей и чумой, и таких болезней, которые несут смерть вследствие лихорадки и чрезмерного тепла. Венера вызывает смерть от болезней желудка, печени и кишечника и, кроме того, рака, свищей, лишая, принятия яда и состояний, развившихся как следствие избытка или недостатка влаги. Меркурий предвещает смерть от безумия, психического возбуждения, меланхолии, припадков эпилепсии, болезней, сопровождающихся кашлем и кровохарканьем, и всех нарушений, имеющих место в силу избытка или недостатка сухости.

Таким образом, все, кто покидает мир описанным выше путем, умирают естественной смертью, если управители смерти пребывают в собственных или родственных[413]условиях и если ни одна из планет, способных нанести вред и стать причиной более необычной кончины, не опережает их. Однако они умирают насильственной смертью и с видимыми телесными повреждениями, когда злые планеты управляют разрушительными местами, находясь в соединении, или в квадрате, или в оппозиции, или если одна из двух или обе планеты завладевают[414]Солнцем или Луной, либо обоими светилами сразу. Смертельное поражение проистекает в этом случае из их скрещения, его величина определяется противостоянием светилам, а его характер — видами их созерцания другими планетами и знаками, в которых расположены злые планеты.

Так Сатурн, образующий квадрат с Солнцем и расположенный в знаке противоположной группы или стоящий в оппозиции при нахождении в устойчивых знаках, является причиной смерти, когда человек будет затоптан толпой, повешен или замучен, это же будет иметь место при его заходе и приближении к нему Луны; будучи в животных знаках он вызывает смерть в результате нападения диких зверей, а если его «очевидцем» является пораженный Юпитер — то смерть в общественных местах или в дни торжеств, в битве со зверями; находясь в Асценденте[415], в оппозиции к одному из светил, он влечет смерть в тюрьме. Если он находится в аспекте к Меркурию и особенно в соседстве со змеями[416]на небесной сфере или в земных знаках, он несет смерть от укуса ядовитых тварей, а если к ним присоединяется Венера — от отравления или заговора женщин; но если он в Деве или Рыбах, или водных знаках в аспекте с Луной — то от утопления и вдыхания воды; если в соседстве с Кораблем Арго — то человек является жертвой кораблекрушения; в тропических или четвероногих знаках, если Сатурн соединяется с Солнцем или находится в оппозиции к нему, или в тех случаях, тогда место Солнца занимает Марс, то смерть вызывается разрушением дома; а если они расположены в верхней или нижней Середине Неба — то смерть от падения с высоты.

Если квадрат или оппозицию с Солнцем или Луной образует Марс, находящийся в знаке противоположной группы, в человеческих знаках, то он является причиной смерти в результате резни, обусловленной раздорами среди граждан или нападением врагов, самоубийства, а если к ним[417]присоединяется Венера — то человек погибает из-за женщин или как убийца женщин; когда в аспекте с ними стоит еще и Меркурий, то смерть наступает от руки морских разбойников, грабителей или преступников; будучи в увечных и неполных знаках[418]или в Горгоне Персея, он несет смерть от обезглавливания или увечья; в Скорпионе и Тельце — от прижигания, вырезания[419]или ампутации, проведенных врачами, или смерть в конвульсиях; в Середине Неба или противоположной точке и особенно в Цефее и Андромеде — смерть на столбе[420]; на Западе, или в оппозиции к Гороскопу — от сожжения заживо; в четвероногих знаках — от разрушения домов, переломов и ушибов; если к Марсу присоединяется пораженный Юпитер, то гибель будет обусловлена смертным приговором или гневом полководцев и царей.

Если неблаготворные планеты стоят вместе и в этом состоянии образуют оппозицию в каком-то из указанных выше важных положений, они все вместе способствуют наступлению еще более худшей смерти. В этом случае выявление характера смерти связано с той из них, которая занимает разрушительное место, всякий раз, когда к нему имеют некоторое отношение обе планеты, несчастные случаи преумножаются или удваиваются как с точки зрения числа, так и качества. Люди с подобными картами рождения остаются даже без погребения, и их тела подвергаются растерзанию дикими зверями и птицами, если неблаготворные планеты располагаются в знаках подобной формы[421]и если ни одна из благотворных планет не «поддерживает» нижнюю Середину Неба или разрушительные места. Если планеты, расположенные в разрушительных местах, приходятся на падающие места[422]и особенно если Луна образует квадрат или оппозицию с перечисленными выше областями, то смерть суждена в чужеземных странах.

О шкале времени

Теперь, когда мы систематично рассмотрели в нескольких главах основные принципы каждого типа исследования дива в той степени, чтобы объяснить общий подход, что и было нашим первоначальным намерением, нам остается добавить подобным образом несколько слов о наблюдениях, которые следует проводить в целях определения периодов времени, так чтобы это не противоречило природе и было совместимо с конкретными правилами, изложенными ранее. Таким образом, поскольку при всех генетлиальных исследованиях вопросы судьбы более общего плана всегда имеют преимущества над частными соображениями, что прежде всего касается страны рождения, которой естественным образом подчиняются такие главные элементы карты рождения, как форма тела, качества души и различия нравов и обычаев, то возникает необходимость в том, чтобы человек, проводящий исследование, придерживался бы прежде всего главной и наиболее значимой причины, чтобы не будучи введенным в заблуждение подобием карт рождения, он не стал бы приписывать, скажем, эфиопам белую кожу и прямые волосы, а германцам и галлам — темный цвет кожи и густые вьющиеся волосы или последним — мягкий характер, любовь к беседам или развлечениям, а грекам — грубость и необразованность, или, если брать проблемы брака, не предсказал бы, например, итальянцу вместо египтянина, ввиду непонимания важности соответствующих обычаев и нравов, женитьбу на собственной сестре, а египтянину — женитьбу на матери, хотя это было бы естественно для перса. Следовательно, в начале следует постичь самые общие условия, определяющие судьбу, и лишь потом связывать с ними частные обстоятельства. Подобным же образом, имея дело со шкалой времени, необходимо брать за основу в каждом отдельном предсказании различия и особые качества возрастных периодов и строго следить за тем, чтобы при обычном, простом толковании проблем, имеющих отношение к проводимому исследованию, мы не предсказали бы ребенку, в силу небрежности, вступление в брак или еще что-нибудь, присущее только взрослым, а очень пожилому человеку рождения детей или еще что-либо, подходящее только молодым; по сему раз и навсегда приведем в соответствие те частности, которые рассматриваются с позиции времени, с тем, что подходит и является возможным для людей различных возрастных групп. Так в целом проблема деления человечества[423]по возрастным группам характеризуется одним и тем же подходом, который, ввиду сходства и возможности сравнения, построен на порядке расположения планет; он начинается с первого возраста человека и с первой сферы от нас, то есть Лунной, а заканчивается последним из возрастов и наиболее удаленной из планетарных сфер, то есть сферой Сатурна. И, действительно, особыми качествами каждого возраста являются те, что естественным образом присущи планете, соотносящейся с ним; их необходимо рассмотреть, ибо это позволит нам исследовать общие проблемы деления по времени, тогда как частные различия будут выявлены из особых качеств, обнаруженных в карте рождения.

Так первыми четырьмя годами жизни, которые соответствуют четырехлетнему периоду[424], то есть возрастом младенчества, управляет Луна, которая является причиной гибкости и отсутствия устойчивости тела, его быстрого роста и, как правило, влажного характера потребляемой пищи, изменчивости физического состояния и несовершенства и не выраженности состояния души, что согласуется с ее собственными активными качествами.

В течение дальнейших лет Меркурий, которому принадлежит второе место и второй возраст, то есть детство, и период, составляющий половину от двадцати лет[425], начинает очерчивать и формировать тонкую и разумную часть души, сеять определенные семена и зачатки знаний и высвечивать индивидуальные особенности характера, пробуждая душу через наставления, обучение и первые гимнастические упражнения.

Венера, отвечающая за третий возраст, то есть юношество, который длится восемь лет и соответствует ее собственному периоду, начинает, что вполне естественно, возбуждать при их созревании деятельность семенных протоков и зарождать стремление к соблазнам любви. Именно в это время душу охватывает некое безумие, невоздержанность, желание использовать любой случай для достижения полового удовлетворения, бурная страсть, вероломство и безрассудство пылкого влюбленного.

Управитель средней сферы, Солнце, несет ответственность за четвертый возраст, стоящий посередине и именуемый периодом зрелости, который равен по продолжительности девятнадцати годам; в течение этого времени оно доводит душу до совершенства и направляет ее деятельность, рождает в ней желание материальных благ, славы и достойного положения в обществе и производит в ней изменение от беззаботных и наивных блужданий к серьезности, благопристойности и честолюбию.

Вслед за Солнцем управление зрелыми людьми Осуществляет Марс, пятый по счету, оно длится в течение пятнадцати лет, что равно его собственному периоду[426]. Он привносит в жизнь суровость и невзгоды, тревоги и страдания как души, так и тела, вызывая чувство и понимание того, что пора расцвета уже проходит, и заставляет до ее окончания завершить в упорном труде что-то из начатого, наиболее важное и дорогое.

Шестой по счету, Юпитер, берущий на себя управление пожилым возрастом в течение двенадцати лет, что равно его периоду, порождает отказ от ручного труда, тяжелой работы, суматохи и опасных видов деятельности и вместо них приносит благочестивость, предусмотрительность и уединение, а также склонность ко всеобъемлющим размышлениям, поучениям и утешению; именно в этот период люди начинают особенно высоко ценить свое доброе имя, заслуги и независимость, оставаясь скромными и полными чувства собственного достоинства.

Наконец, Сатурн управляет старостью, самым последним периодом, который длится до конца жизни. Здесь все движения тела и души остывают, им уже не присущи прежние порывы, желания, радости и быстрота; таким образом, естественный закат является следствием жизни, которая с возрастом истощается, превращая человека в существо вялое, слабое, легко впадающее в обеду, которому очень трудно угождать и к медлительным движениям которого сложно приноравливаться.

Приведенное выше, таким образом, может быть воспринято как предварительное описание характерных признаков различных возрастов жизни, рассмотренное в целом и в соответствии с естественным развитием. Что касается частностей[427], которые должны быть выявлены из особенностей карт рождения, то для некоторых из них в качестве основы мы вновь будем использовать общие соображения, уже приведенные ранее, то есть пророгации мест с наибольшей властью, однако не одну из них, как это было при определении продолжительности жизни, а все сразу. Мы будем использовать пророгацию от Гороскопа в отношении событий, связанных с телом и путешествиями в чужеземные страны; от Колеса Фортуны — в отношении вопросов собственности; от Луны — в отношении привязанностей души и брака; от Солнца — в отношении почестей и славы; от Середины Неба — в отношении других деталей течения жизни, таких как деятельность, дружеские отношения и производство потомства. Таким образом, получается, что одна благотворная или неблаготворная звезда не будет являться управителем всех из них в одном и том же случае, поскольку обычно в одно и то же время может иметь место множество противоречивых событий. Человек, например, может потерять родственника и получить наследство или одновременно быть изнуряем болезнью и заслужить высокий пост и продвижение по службе, или стать отцом в разгар неудач, или иметь другие подобные случаи и испытания. Ибо обычно не бывает так, чтобы при плохом или хорошем состоянии тела, души, собственности, положения или дружеских отношений, человек должен быть обязательно удачлив или несчастлив сразу во всех указанных частностях. Это, конечно, может произойти в тех случаях, которые несут абсолютное счастье или полный крах, что имеет место при «встречах» всех благотворных или неблаготворных планет во всех или большинстве пророгаций. Однако же это случается очень редко, ибо человеческая натура плохо приспособлена к любому из крайних проявлений и скорее стремится к равновесию хорошего и плохого, являющемуся следствием их чередования. Далее мы проведем различие между местами пророгации в соответствии с описанным способом, а что касается звезд, чьи «встречи» имеют место в пророгациях, то здесь мы должны принимать во внимание не только разрушительные планеты, как это имеет место в случае оценки продолжительности жизни, но абсолютно все из них и точно также не только те, что сами стоят в пророгации или образуют оппозицию или квадрат[428], но и те, что находятся в трине или секстиле.

Сначала нам следует отдать управление временем в каждой пророгации звезде, которая действительно приходится на градус пророгатора или образует аспект с ним, или, если такой не существует, то ближайшей предшествующей звезде, пока мы не дойдем до другой, образующей аспект с ближайшим последующем градусом в прямом порядке расположения знаков, затем до еще одной, имеющей отношение к очередному последующему градусу и т. д.; а планетам, доминирующим в термах, должна быть дана своя доля участия в управлении. И далее нам следует приписать число лет величине интервала в градусах: при пророгации от Гороскопа — число, равное количеству периодов восхождений на рассматриваемой широте; при пророгации от Середины Неба — число, равное количеству периодов кульминаций; а при пророгациях от всех других мест — пропорционально или в соответствии с близостью восходов, заходов или кульминаций к углам, как объяснялось при обсуждении продолжительности жизни.

Таким образом, мы устанавливаем основные хронократоры[429], а годовые хронократоры находим, отложив от каждого места проpoгатора, в прямом порядке следования знаков, число лет от рождения, по одному году на каждый знак[430], и взяв управителя последнего знака. Затем мы проделаем то же самое в отношении месяцев, откладывая число месяцев от месяца рождения, начиная при атоме мест, управляющих годом, и отводя на каждый знак двадцать восемь дней; точно также мы поступим и с днями, мы отложим число дней, прошедших со дня рождения, начиная с мест, управляющих месяцами и отводя на каждый знак два и одну треть дня[431].

Мы должны также принять во внимание ингрессы[432], совершаемые к местам, показывающим время, ибо они играют немаловажную роль в предсказании времени свершения событий, в особенности: ингрессы Сатурна к местам основных хронократоров, ингрессы Юпитера — к местам годичных хронократоров, ингрессы Солнца, Марса, Венеры и Меркурия — к местам месячных хронократоров и транзиты Луны — к местам дневных. Причина этого заключается в том, что основные хронократоры имеют большую власть над свершением предсказаний, тогда как частичные хронократоры лишь оказывают содействие или препятствуют, в соответствии со схожестью или несхожестью их характера, а ингрессы оказывают влияние на степень усиления или ослабления события. В целом, конкретное качество и продолжительность времени указывается местом пророгации и управителями основных периодов времени, вместе с управителем терм, поскольку каждая из планет непосредственно в момент рождения становится подобной местам, которыми они управляли в начале.

Будет ли предстоящее событие хорошим или плохим, определяется из простых и составных качеств хронократоров, то есть их благотворности или вредоносности, и также из их изначальной близости или антипатии к местам, которыми они обладают. Время, когда произойдет предсказанное событие, показывается аспектами годовых и месячных знаков к местам, которые порождают причины, и аспектами знаков, через которые осуществляют ингрессы планеты и в которых происходят фазы Луны и Солнца относительно годовых и месячных знаков. Ибо те планеты, чья связь с подверженными влиянию местами, являющимися предметом рассмотрения, гармонична с момента установления в карте рождения исходной точки и которые при своих ингрессах образуют с ними благотворный аспект, оказывают хорошее воздействие на тип проблемы, даже если они несут зло, находясь в оппозиции. А те, что не обладают гармоничной связью и принадлежат к противоположной группе порождают зло, если стоят с транзитами в оппозиции или квадрате, но не в других аспектах.

Если одни и те же планеты являются одновременно управителями как временных периодов, так и ингрессов, предсказываемое событие будет иметь чрезмерный и ясный характер независимо от того, что оно несет, добро или зло; это будет еще более выраженным, если они управляют также и видом причины[433], причем не только ввиду их принадлежности к хронократорам, но и ввиду управления ею непосредственно в карте рождения. Люди бывают счастливы или несчастны сразу во всех отношениях, когда либо все или большинство пророгаций приходится на одно и то же место, либо если они различны, то когда все или большинство «встреч», происходящих в одно и то же время, являются соответственно благотворными или пагубными. Таковым является характер исследования временных периодов[434].

[1]С обращения к Сирусу начинается и "Альмагест" Птолемея: "Истинные философы, Сирус, были, как я полагаю, совершенно правы, отличая теоретическую часть философии от её практической части". Некоторые авторы склонны считать, что Сирус — лицо историческое. Однако автор современного английского перевода Тумер, ссылаясь на то, что обращение к конкретному лицу было обычным для древних авторов, не исключает, что Сирус может быть вымышленным персонажем. Обращение Птолемея к Сирусу дало некоторым переписчикам основание назвать "Четверокнижие" "Искусством предсказаний для Сируса".

[2]Собственно астрономия.

[3]Имеется в виду "Альмагест".

[4]В подражание Аристотелю Птоломей противопоставляет неизменность небесных тел и их постоянных орбит, которые могут быть вычислены и предсказаны с помощью астрономии, непрестанным и непредсказуемым изменениям материальных объектов в подлунном мире.

[5]Аргументы, выдвигаемые против астрологии, приведены у Буше-Леклера. Академическая школа под руководством Карнеада начала серьезную борьбу с ней во времена античности. Ответы Птоломея, приведенные в двух последующих главах, по свидетельствам Балла, в значительной мере заимствованы из Стоика Посидония, который защищал предвидение.

[6]Проклтрактует данное место следующим образом: «…трудности сохранения в памяти того, что было изучено», однако, очевидно, имеется в виду тема, обсуждаемая в 1.3.

[7]Эфир, или пятый элемент, противопоставляется другим четырем элементам; это доктрина Аристотеля.

[8]Положение в небе относительно друг друга. Названия аспектов, которые признавал Птолемей, приведены в примечании к I.13.

[9]Под звездами здесь Птолемей скорее подразумевает планеты, а не фиксированные звезды. Их «появления» и «скрытая» — это гелиакические восходы и заходы.

[10]Кардан приводит ряд примеров, среди которых упоминает геомантиков, т. е. людей, дающих исчерпывающие предсказания только на основании рождения человека в определенный день недели, Луны или месяца, арифмологов (нумерологов), предсказывающих будущее путем подсчета цифровых эквивалентов букв в имени и т. д.

[11]Явная ссылка на многовековые наблюдения месопотамских астрологов (халдеев). Некоторые древние авторы даже утверждали, что наблюдения халдейских астрологов охватывали период до 720 000 лет.

[12]Стоики полагали, что планеты, возвращающиеся в ту же точку долготы и широты, которая была им присуща с момента зарождения Вселенной, через определенные промежутки времени приносят с собой уничтожение и разрушение, а также возвращение Вселенной к первородному состоянию; движение звезд по тем же самым, уже раз пройденным орбитам, приводит к точному воспроизведению всею, что имело место ранее. По их мнению, в мире вновь будут существовать Сократи Платон, и любой другой человек, окруженные теми же друзьями и соотечественниками; с ними будут происходить те же вещи, их ждет та же судьба и старые занятия.

[13]В первых трех главах Книги II рассматриваются проблемы астрологической этнологии, в IV.10 Птолемейподчеркивает, что во всех случаях рождения такие общие соображения, как национальность и возраст, преобладают над более частными вопросами.

[14]Обратите внимание, что в этом предложении Птолемейкасается ряда вопросов, рассматриваемых в главах книг III и IV.

[15]Согласно утверждению Цицерона(«О предвидении» ), Дикеархнаписал книгу с целью доказать бесполезность прорицаний. Плутархпридерживался противоположного мнения, о чем свидетельствуют сохранившиеся отрывки из его эссе.

[16]Ср. с 2.1, «частное всегда подчиняется общему» . Птолемейпроводит четкую границу между общей и частной, или генетлиальной, астрологией. Первая имеет отношение к астрологическим воздействиям на уровне всего человечества, отдельных стран или рас и рассматривается в книгах I–II; вторая относится к рождениям индивидуумов и является предметом книг III–IV.

[17]Гесиодв поэме «Труды и дни» хорошо иллюстрирует, каким образом такие звезды и созвездия, как Плеяды, Орион, Гиады, Сириус и Арктур и точки солнцестояния наблюдались в обычной сельской жизни именно в таких связях, о которых упоминает Птолемей; то же самое относится к навигации. (Поэма Гесиодапод названием «Работы и дни» переведена В.В. Вересаевым— ПСС, 2-е изд., т.10, М., изд. «Товарищ», 1930. — прим. перев. )

[18]Язык Птолемеяочень сложен и иносказателен, поэтому перевод дает возможное толкование. В «Парафразе» Прокладанный абзац выглядит следующим образом: «Однако причина подобного допущения заключена в трудности предсказания в каких-то частных случаях, точной и правдивой трактовки данных вопросов и том факте, что ввиду редкости существования человека, находящеюся в столь совершенной ситуации, коею от него не ускользнет ни одно средство защиты, способность, обычно противостоящая силе, которая, не встречая сопротивления, действенно проявляет себя через исходные свойства, оказывается не подкрепленной предсказанием и, будучи лишенной этого подкрепления, приводит к формированию мнения о неизбежности всех без исключения будущих событий и невозможности их предотвращения».

[19]«Введения» или трактаты , систематизирующие элементарные представления, являлись распространенной литературной формой. Прекрасным примером в данном случае можно считать «Введение в арифметику» Никомаха. «Искусство» — еще одна форма трактата , который мог быть посвящен науке или любому виду искусства.

[20]В данной и последующих главах Птолемей использует четыре категории Аристотеля: тепло, холод, влагу, сухость.

[21]Доктрина, восходящая ко временам Фалеса, считавшего, что поднимающаяся с Земли влага питает небесные тела.

[22]Обычно Птолемейговорит «звезда Сатурна», «звезда Юпитера» и реже просто Сатурн, Юпитер и т. д. Данная форма речи используется для обозначения планеты и божества, чье имя она носит. С другой стороны, он не применяет старые греческие названия.

[23]Порядок небесных тел по Птолемею:Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий, Луна.

[24]Утренними называются звезды, находящиеся над Землей при восходе Солнца, вечерними (или весперными) звездами называются те, которые появляются после захода Солнца. Кардан утверждает, что любая планета, удаленная от Солнца менее чем на 6 знаков в прямом порядке их следования, считается женской и западной, а более чем на 6 знаков — мужской и восточной.

[25]Карданотмечает, что не все соглашаются с данным утверждением, некоторые считают, что все звезды от нижней до верхней Середины Неба(от 4 до 10 дома) являются мужскими , а от верхней до нижней (от 10 до 4 дома) — женскими . Планеты могут также становиться мужскими или женскими в результате занятия положения мужского или женского знака .

[26]Это, соответственно, группы Солнца и Луны.

[27]Т.е. по принципу «рыбак рыбака видит издалека», что в разных формах употреблялось в Греции как поговорка.

[28]Сатурн, Юпитер и Марс; данное пояснение содержалось в текстах ряда манускриптов и изданий.

[29]Имеется в виду новая Луна.

[30]Под восхождением подразумевается гелиакический восход, т. е. появление до восхода или после захода Солнца. Стационарные положения, или стояния, — это те точки, когда планета неподвижна, после чего начинается попятное, или ретроградное, движение. Птоломейобъясняет эту неравномерность движения на основании теории эпициклов.

[31]Более строго следует сказать «в созвездиях самой эклиптики».

[32]Телец изображался в виде головы и только передней части нападающего быка.

[33]Альдебаран.

[34]Подразумеваются Кастор (первая и Поллукс).

[35]Praesepe, имеет также название Улей.

[36]Осел Северный и Осел Южный.

[37]Бета Льва.

[38]Дева изображается как крылатая женщина, несущая в левой руке стебель пшеницы, верхушка которого отмечена яркой звездой Спика (Колос).

[39]«Клешнями Скорпиона»раньше назывались Весы . Последнее название получило широкое распространение в 1 веке до н. эры. Птолемейиспользует оба названия.

[40]Изображается в виде кентавра, готовящегося выпустить стрелу; плащ развевается над ним и за его плечами.

[41]Изображается в виде чудовища с головой и передними ногами козла и хвостом рыбы.

[42]Южная рыба (не путать с внезодиакальным созвездием Рыба Южная, о котором пойдет речь далее) расположена ближе к Водолею, хвосты обеих рыб (южной и северной) соединены связкой.

[43]Приводится название Geniculator, т. е. Геркулес.

[44]Яркая звезда в созвездии Лиры — Вега .

[45]Самая яркая звезда данного созвездия — Капелла .

[46]К данной группе относится Альтаир .

[47]Приводится название Horse , вместо Pegasus .

[48]Яркой звездой является Фомальгаут .

[49]Наиболее яркими являются Ригель и Бетельгейзе .

[50]«Последней яркой звездой» в Эридане является Ахернар .

[51]Сириус , расположенный в созвездии Псов.

[52]Самая яркая звезда — Альфард .

[53]Это Канопус и Вар.

[54]См. «Альмагест», где Птолемей характеризует год как период возврата Солнца в точки солнцестояния и равноденствия. Знак Овена, определяемый как 30 градусов, начиная от точки весеннего равноденствия, безусловно отличен от знака, рассматриваемого как существующее в действительности созвездие. Это послужило аргументом против астрологии, впервые выдвинутым Оригеном.

[55]Здесь Птоломей перечисляет четыре возрастных этапа человека, которые признавались также многими пифагорейцами-нумерологами, превозносившими число «4» (Диоген Лаэртский, Марциан Капелла). Позднее Птоломей говорит о семи этапах (4.10), связывая каждый с одной из планет; некоторые нумерологи также придерживались мнения о существовании 7 возрастных категорий и восхваляли число «7» (Филон). Существуют также перечни, где этапы разносились в группы в зависимости от числа прожитых недель.

[56]Это общепринятое классическое название, которое появилось как производное от слова, означающего «ветер, который дует от Солнца».

[57]В оригинале «смесей»; с астрологической точки зрения это слово обозначает качества, возникающие как следствие смешения различных влияний.

[58]Т.е. когда Солнце находится в этих знаках.

[59]Греческое слово (может быть также переведено как «близость», «подобие») является распространенным астрологическим термином, отражающим различные взаимосвязи между знаками и планетами, являющиеся результатом их расположения относительно Земли или друг друга и выраженные, например, через аспекты.

[60]Фактически все знаки, кроме Девы, представляются как двойственные (т. е. двойные, состоящие из двух фигур). Птолемей, как просвещенный автор, склонен обращать меньшее внимание на причудливую и мифологическую классификацию знаков на земные, водные, четырехногие и так далее (хотя он и обращается к ним в книге 1 главе 12), и отдает предпочтение астрономической классификации.

[61]Это знаки, «имеющие дело с поворотом», по-гречески «тропик» означает «поворот». Астрономы сегодня называют их не тропическими, а знаками солнцестояния, поскольку первое понятие относится обычно к земным параллелям: тропик Рака и тропик Козерога.

[62]Знаки Зодиака, как и планеты, делятся на две группы.

[63]Т.е. общего оборота небес, несущих фиксированные звезды и другие небесные тела (согласно представлениям Птолемея и других ученых древности).

[64]Очевидно, что в подобных системах, данный знак не будет всегда принадлежать к одной и той же группе.

[65]T.е. Десцендента (прим. перев. )

[66]Некоторые из них фигурируют ниже в 2.7.

[67]Аспекты — это геометрические соотношения между небесными телами. Птолемей считает важными и признает только четыре из них (оппозиция, трин, квадратура и секстиль), он не рассматривает соединение как аспект, хотя на протяжении «Четверокнижия» неоднократно обращается к нему именно в этом смысле. Кеплеру приписывается изобретение нескольких других аспектов на основании деления 360 градусов по другому п

Наши рекомендации