О том, как и насколько достижимо знание астрономическими методами
Всего лишь несколько соображений понадобится для доказательства каждому того факта, что некая сила, исходящая из вечной эфирной субстанции[7], проникает повсюду и рассеивается в пространстве, окружающем Землю, которая тем самым подвергается изменениям, поскольку такие первичные элементы, как воздух и огонь, подвержены влиянию движения эфира и, в свою очередь, вызывают изменения во всем остальном: в земле и в воде, и в растениях, и в животных. Так Солнце вместе с окружением всегда оказывает определенное воздействие на все находящееся на Земле; это происходит не только посредством изменений, которые присущи временам года и проявляются как появление нового поколения животных, роста растений, паводков и изменения организмов, но и посредством ежедневного обращения, ведущего к чередованию жары, влажности, сухости и холода, оно строго упорядочено и соответствует положению светила относительно зенита. Также и Луна, как наиболее приближенное к Земле небесное тело, в изобилии дарует свой свет земным предметам, причем большинство из них как одушевленных, так и неодушевленных, испытывает к ней расположение и изменяется вместе с ней; реки ускоряют или замедляют свой бег под воздействием ее лучей, приливы и отливы морей начинаются с ее восходом и заходом, а растения или животные полностью или частично расцветают или увядают вместе с ней. Более того, перемещения неподвижных звезд и планет по небу часто означают жаркое, ветреное или снежное состояние воздуха, что оказывает соответствующее воздействие на земные явления. Затем также их аспекты относительно друг друга[8]путем слияния или смешения их воздействий приносят немало сложных перемен. Хотя сила Солнца преобладает в общем управлении качеством, другие небесные тела оказывают помощь или противостоят ему в частных деталях; Луна делает это более очевидно и постоянно, например, когда она новая, полная или в четверти, а звезды через более продолжительные промежутки и менее явно, то есть при их появлениях, скрытиях и сближениях[9]. Если рассматривать проблемы подобным образом, то все согласятся с вытекающим отсюда следствием, по которому не только предметы, уже явленные, должны подвергаться воздействию в процессе движения этих тел, но и подобным же образом ростки семян и завязь должны формироваться и приобретать качество, соответствующее небесам в тот период времени. Некоторые наиболее наблюдательные земледельцы и пастухи действительно высказывают предположение относительно будущего качества на основании оценки ветров, преобладающих в момент оплодотворения или сева семян; в целом, мы видим, что наиболее значимые последствия, соответствующие наиболее очевидным конфигурациям Солнца, Луны и звезд, обычно известны заранее и даже тем, кто интересуется проблемой, используя не какие-то научные методы, а простое наблюдение. То, что является следствием действия более мощных сил и более простых природных законов, например, ежегодной смены времен года или направлений ветров, воспринимается очень невежественными людьми и, более того, даже бессловесными тварями, поскольку ответственность за эти явления обычно возлагается на Солнце. Тем не менее, явления несколько иного, менее общего характера, также часто учитываются людьми, которые в силу необходимости вынуждены проводить наблюдения; так, например, мореплаватели знают особые признаки надвигающихся штормов и ветров и судят о них на основании отношения между аспектами Луны, фиксированных звезд и Солнца. Ввиду недостатка образованности они не могут точно определить время и место этих явлений или периодичность движения планет, которые вносят значительный вклад в происходящее и, как следствие этого, часто ошибаются. Если же человек настолько хорошо знает перемещения всех звезд, Солнца и Луны, что от его внимания не ускользнет ни место, ни время каждой из их конфигураций, если он постиг их природу в целом в процессе длительного изучения, хотя способен различать не глубинные, а только наблюдаемые качества, такие как, жар, исходящий от Солнца, или влажность от Луны и так далее; если он в силах определить на основании всех этих данных как научным путем, так и с помощью логических умозаключений, отличительный признак качества, являющегося результатом сочетания всех факторов, то что может помешать этому человеку, исходя из взаимосвязей явлений, охарактеризовать в каждом конкретном случае состояние воздуха и предсказать, например, что он будет теплее или более влажным? Почему бы ему также не постичь основное качество темперамента какого-то человека на основании окружения в момент его рождения, то есть, что он, например, имеет такое-то и такое-то тело и такие-то, такие-то душевные свойства, а также не предсказать некоторые события, используя тот факт, что такое-то и такое-то окружение соответствует такому-то и такому-то темпераменту и процветанию, тогда как другое не является сталь же подходящим и предрасполагает к травме? Возможность подобных знаний может быть вполне доказана на основании этих и других подобных аргументов.
Последующие соображения, возможно, приведут нас к выводу, что критика науки, построенная на обвинении в невозможности этих знаний, является чрезмерной и незаслуженной. Во-первых, ошибки тех, кто не имеет достаточно хорошей подготовки в ее практическом применении, а их число, как можно предположить, среди лиц, занимающихся этим важным и многосторонним искусством, велико, породили веру в то, что даже точные предсказания зависят от случая, а это неправильно. Дело не в несостоятельности науки, а в бессилии тех, кто ее практикует. Во-вторых, многие, ради корысти, претендуют на доверие совсем к другому искусству под именем астрологии[10]и обманывают простолюдинов, утверждая, что могут предсказать многие явления и даже те, о которых просто невозможно знать заранее, тогда как более думающим людям они предоставляют случай высказывать неблагоприятное суждение и о тех предметах, которые в действительности являются предсказуемыми. Безусловно, это незаслуженно; то же самое происходит и с философией — не следует упразднять ее лишь на том основании, что на звание философа претендуют несколько явных мошенников. Тем не менее, ясно, что даже тот, кто подходит к астрологии, глубоко проникнувшись духом исследования и сознавая законность ее существования, может часто ошибаться, не в силу уже указанных причин, а из-за глубинной сущности явления и своей личной слабости по сравнению с величием того, чем он занимается. В целом же, кроме факта, согласно которому любая наука, имеющая дело с качеством ее предмета, носит предположительный характер и не может быть абсолютно подтвержденной, особенно если она состоит из множества различных элементов, совершенно верным является и то, что конфигурации планет в древности[11], на основании которых мы приписываем сходным аспектам те же влияния, что и астрологи прошлого, могут в большей или меньшей степени быть подобны современной картине по прошествии длительного периода времени; однако они не будут идентичными, поскольку возврат всех небесных тел и Земли в точно то же самое положение[12], если человек не одержим тщеславным представлением о своей способности постигать и знать непознаваемое, либо не происходит вообще, либо случается в период времени, выпадающий за рамки жизненного опыта; именно поэтому предсказания иногда оказываются неверными, то есть причина заключена в несоизмеримости примеров, на которых они основываются. При исследовании атмосферных явлений это будет единственной трудностью, поскольку здесь принимается в расчет только движение небесных тел. Однако при исследовании, касающемся человека и его индивидуального темперамента в целом, можно легко проследить, что существуют обстоятельства не меньшей важности и отнюдь не пустякового характера, которые, соединяясь, определяют особые качества тех, кто родился на свет. Различия семени имеют огромное влияние на отдельные черты рода, поскольку даже при одинаковом окружении и небосклоне каждое семя стремится выразить присущую ему форму, например, человека, лошади и так далее; места рождения вызывают немалые изменения в том, что появляется. Так при семени, принадлежащем одному роду, например, человеческому, и одинаковых условиях окружения, те, кто приходит в мир, сильно отличаются друг от друга как в смысле тела, так и души, в зависимости от страны, где они родились[13]. Более того, при полном равенстве вышеописанных условий свой вклад в формирование особого образа жизни вносят воспитание и привычки. До тех пор, пока каждое из этих явлений не будет изучаться наряду с причинами, обусловленными окружением, хотя и считается, что последнее имеет самое большое влияние (окружение — одна из причин, заставляющих эти явления быть тем, что они есть, не оказывая, в свою очередь на него никакого воздействия), они могут стать значительной помехой для тех, кто верит, что в подобных случаях все может быть постигнуто на основании движения, небесных тел, включая даже то, что совсем не входит в сферу его влияния.
Поскольку дело обстоит подобным образом, было бы нецелесообразным отказываться от всех подобных предсказаний на том основании, что они иногда могут оказаться ошибочными; мы ведь не подвергаем сомнению искусство составления лоцманской карты из-за содержащихся в ней ошибок; однако в случае очень больших требований, а также тогда, когда они связаны с предсказаниями, мы должны довольствоваться тем, что возможно, и считать это достаточным. Не следует нам также слепо и субъективно требовать от искусства всего сразу, а надо постараться оценить его красоту даже в тех случаях, когда не удалось получить исчерпывающий ответ; и точно также, как мы не обвиняем врачей в том, что они принимают во внимание как саму болезнь, так и особенности осматриваемого пациента, мы не должны протестовать против использования астрологами в качестве основы для выводов таких особенностей как национальность, страна, воспитание и прочих уже существующих второстепенных черт.