Определение допускаемых напряжений изгиба в валах
Так как валы работают на циклический изгиб, то критерием прочности для них служит предел усталости (выносливости) материала при симметричном цикле. Существуют различные методики определения допускаемых напряжений или запаса прочности в валах. Здесь рекомендуется хорошо себя оправдавший метод, применяющийся также при расчете шестерен на усталостный изгиб зубьев.
Здесь: n1 - запас прочности по пределу усталости;
Кs - эффективный коэффициент концентрации напряжений;
e - масштабный фактор, то есть коэффициент, показывающий, насколько материал в данном сечении вала слабее материала испытываемого образца.
Величины e, s-1, n1, Ks - определяются по таблицам справочников.
Расчет валов на жесткость
В некоторых случаях прочный вал не удовлетворяет требованиям жесткости - деформации изгиба или кручения превышают допустимые нормы. В частности, например, большой прогиб валов может приводить к перекосу зубьев шестерен в зацеплении и, следовательно, повышенному их износу. Определение прогибов валов производится по известным формулам курса "Сопротивление материалов". Сначала определяется максимальный прогиб в плоскости (Y)- fy, затем в плоскости (Z) - fz, после чего эти прогибы векторно суммируются и сравниваются с допустимым.
Максимальный угол закручивания определяется также по формулам курса "Сопротивление материалов".
Допускаемый угол закрутки в градусах на метр длины можно принимать равным:
Глава VII
ПОДШИПНИКИ
Подшипники служат опорами для вращающихся валов. Они разделяются на две основные группы:
а) подшипники скольжения,
б) подшипники качения.
Подшипники качения следует применять везде, где это возможно, так как они обладают следующими крупными достоинствами.
а) низким относительным коэффициентом трения;
б) малой чувствительностью к недостатку смазки;
в) комплектной взаимозаменяемостью в мировом масштабе;
г) относительной дешевизной, благодаря массовому характеру производства.
К недостаткам подшипников качения можно отнести:
а) слабую сопротивляемость ударной нагрузке;
б) невозможность работы на сверхвысоких скоростях (свыше 50000 об/мин), вследствие прогрессивного возрастания центробежных сил инерции;
в) плохую работу в загрязненной среде.
Подшипники скольжения следует применять там, где нельзя применить подшипники качения, а именно:
а) когда подшипник должен быть разъемным по оси (например, подшипники средних шеек коленчатого вала);
б) для очень больших нагрузок, когда подходящих стандартных подшипников качения подобрать нельзя;
в) для сверхбыстроходных валов, где центробежные силы инерции не допускают применения подшипников качения;
г) для работы в сильно загрязненной среде или воде.
Распространенное мнение, что подшипники скольжения дешевле подшипников качения, глубоко ошибочно.