Геометрическая форма червяков
Рис. 40
Расчетные геометрические зависимости
Рис. 41
aк и aч - диаметры делительных окружностей колеса в червяка;
t и m - шаг и модуль (осевой);
Zк Zч - число зубьев колеса и число заходов червяка;
Zч = 1 + 4, обычно Zч = 1 + 2;
l - угол спирала зуба червяка;
qч- относительный диаметр червяка;
qч = 8 –13.
1. Передаточное отношение:
2. Угол наклона спирали нарезки зубьев:
3. Диаметры:
4. Межцентровое расстояние:
5. Размеры зубьев:
hч = m, hн =1,2m,
КПД червячной передачи
Рассматривая червяк как винт с модульной нарезкой, пренебрегая за малостью потерями в опорах качения, на основании ранее выведенной формулы можно написать:
- угол трения.
Рис.42
1 - очень хорошие условия - h = 0,8 - 0,85.
2 - средние условия - h = 0,7 - 0,8.
3 - плохие условия (чугунное колесо) - h = 0,6 - 0,7.
Из графика функции (рис.42) видно, что теоретически наивыгоднейшим будет угол l, близкий к 45°, но при таких углах очень велики осевые нагрузки на подшипники колеса, поэтому, учитывая пологость кривых в зоне больших углов, практически принимают рабочую область углов l в пределах, соответствующих Zч = 1 + 4.
Силы, действующие в зацеплении червячной передачи
Червячное колесо можно рассматривать как косозубую цилиндрическую шестерню, а схему сил в червячной передаче уподобить схеме сил в косозубых шестернях; отличие заключается лишь в том, что главная нормаль в червячной передаче смещена на угол трения r, который достаточно велик и им пренебрегать нельзя.
1. Окружное усилие для колеса иди осевое - для червяка:
2. Осевое усилие для колеса или окружное - для червяка:
3. Радиальное усилие:
Главная нормаль:
По силам: A, P и R рассчитываются валы и подшипники, сила Рn служит для расчета на прочность зубьев колеса.
Глава VI
ВАЛЫ И ОСИ
Валы передают крутящий момент и обычно воспринимают напряжения изгиба от действующих нормальных к оси сил; Б отличие от валов оси крутящего момента не передают, а воспринимают лишь изгиб.
По конструктивной схеме различает валы:
а) с прямой осью;
б) с ломаной осью (коленчатые);
в) с криволинейной осью (гибкие).
Форма валов и осей разнообразна и зависит от выполняемое ими функций. Иногда, валы изготавливаются совместно с другими деталями, например, шестернями, кривошипами, эксцентриками.
Гибкие валы изготавливаются многослойной навивкой стальной пружинной проволоки на тонкий центральный стержень. Они сохраняют достаточную гибкость лишь при небольших диаметрах, так как при увеличения диаметра момент инерции сечения, а, следовательно, и жесткость резко возрастают, Поэтому при всех положительных качествах и удобстве привода, такие валы не могут передавать сколько-нибудь значительной мощности и имеют сравнительно узкое применение.
В качестве материалов для валов применяются среднеуглеродистые стали типа Ст. 40, Ст. 45, Ст. 50, Cт. 40X, Ст.40ХН и др., обычно с термообработкой до средней твердости. Шейки валов, работающие на трение в подшипниках скольжения, должны иметь более твердую поверхность (НRС=50-6О), что может быть достигнуто применением закалки TBЧ или цементации и закалки.
Характерной особенностью валов является то, что они работают при циклическом изгибе наиболее опасного симметричного цикла, который возникает вследствие того, что вал, вращаясь, поворачивается к действующим изгибающим нагрузкам то одной, то другой стороной. При разработке конструкции вала должно быть обращено самое пристальное внимание на выбор правильной его формы, чтобы избежать концентрации напряжений в местах переходов, причиной которых могут быть усталостные разрушения. С этой целью следует избегать:
а) резких переходов сечений;
б) канавок и малых радиусов скруглений;
в) некруглых отверстий;
г) грубой обработки поверхности.
Для оценки правильного выбора геометрической формы вала пользуются гидравлической аналогией, которая гласит: "Если контур детали представить как трубу, в которой движется жидкость, то там, где поток турбулентный, возникнет концентрация напряжений".
Расчет валов на прочность
В начале проектирования известны крутящие моменты, передаваемые валами, но еще нет данных для определения изгибающих моментов, так как не известны плечи нагрузок; поэтому первым этапом является предварительный, а вторым - уточненный расчет.
Предварительный расчет валов
Расчет производится на кручение с уменьшением допускаемых напряжений в 3 - 4 раза, так как не учитывается действие изгиба.
Полученный расчетный диаметр:
должен быть увеличен на глубину шпоночного паза и округлен до ближайшего стандартного значения.
Уточненный расчет валов
Расчет производится на совместное действие изгиба и кручения; нормальные от изгиба и касательные от кручения напряжения суммируются обычно по III (а иногда по IV) теории прочности.
Эпюры изгибающих моментов строятся отдельно в вертикальной (Y) и горизонтальной (Z) плоскостях. Все силы разлагаются на составляющие, действующие в этих плоскостях. Результирующая эпюра изгибающих моментов получается векторным суммированием моментов, действующих в плоскости (Y) и (Z).
Рис. 43
Рассмотрим расчет вала на примере червяка.
Расчетный момент:
Расчетное напряжение:
Диаметр в опасном сечении:
Размер d нужно увеличить на глубину шпоночного паза, а если вал шлицевой, то - на двойную высоту шлицов.