Алгоритм управления знаниями

Знания представляют собой слова, факты, примеры, события, правила, гипотезы или модели, которые расширяют понимание процессов и явлений и возможности их практического использования в определенной
области деятельности.

Применительно к этому управление знаниями означает формализацию и доступ к практическому опыту, знаниям и экспертным данным, которые создают новые возможности, способствующие совершенствованию деятельности, стимулирующие инновации и увеличивающие потребительную стоимость товаров и услуг.

Функция управления знаниями означает осуществление деятельности по их приобретению, усвоению, передаче и мультипликации, а также использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа алгоритма управления. В табл. 16.1. приводится один из вариантов подразделения данного процесса на этапы.

Таблица 16.1. Алгоритм управления знаниями

Этап алгоритма Сущность этапа (основная цель)
1. Нахождение Определить, где находятся и какие знания необходимы
2. Обобщение Систематизировать и классифицировать знания по научно-практическим направлениям
3. Селекционирование Отобрать необходимые для решения данной проблемы знания  
4. Использование Найти оптимальный способ применения новых данных сведений для решений той или иной проблемы
5. Сохранение Обеспечить возможность использования полученных знаний для последующей управленческой деятельности
6. Мультипликация На основе имеющихся баз данных повысить их качество, расширить количество пользователей и получить максимально возможный социальный эффект

Механизм пополнения знаний в организации основан на следующих важнейших задачах:

• приобретение знаний– использование уже имеющихся в мире
знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи
режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и
заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний
путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

• усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального
образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и
развитие системы высшего образования);

• передача знаний– использование новых информационных и
телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое
регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.

Экспертные системыпредставляют собой сочетание человеческого и технико-технологического фактора, способствующего реально оценивать ситуацию и находить оптимальный способ решения проблемы.



Под экспертной системойпонимается программа, которая оперирует информацией по заданному алгоритму и представляет знания эксперта в определенной предметной области. Она выражена в форме, удобной для использования на компьютере с целью выработки рекомендаций по решению задач или проблем, поставленных перед пользователем

Таким образом, экспертная система содержит:

• информацию о знаниях индивида (эксперта в определенной
предметной области), которую принято называть базой знаний;

• алгоритм, т. е. правила поиска решения задачи или проблемы,
поставленной пользователем в определенной предметной области. Алгоритм
в теории экспертных систем принято называть машиной логического вывода
(при этом правила поиска решения задач могут соответствовать опыту и
логике конкретного эксперта).

Приобретение знаний, их хранение, распределение и преобразование в форму, удобную для внутриорганизационного использования, предполагают осуществление определенных организационных мер. В практической деятельности это нашло выражение в том, что вводятся штатные единицы директора по управлению знаниями, вице-президента по управлению интеллектуальным капиталом, менеджера по интеллектуальным активам, директора по обучению, брокера знаний (координатора предложения и спроса на знания); формируются межфункциональные проектные группы в сфере управления знаниями.

Управление на знаниях

Знания сегодня являются важнейшим управленческим ресурсом и инструментом. Следует проводить разницумежду управлением знаниями и управлением на знаниях.

В последнем случае предполагается руководство людьми на основе постоянного развития руководителя, повышения его интеллектуального потенциала.

Управление знаниями и управление на знаниях, безусловно, не одно и то же.

Управление на знаниях – это целенаправленное и осознанное, основанное на систематизированных, научно обоснованных фактах и закономерностях, информационное воздействие субъекта управления на окружающую среду

Это супер адаптивное управление, ориентированное на симбиоз качества и времени. Система управления, не имеющая возможностей адаптироваться ко времени, точнее, к скорости перемен, в ХХI веке обречена. Старое кредо «время – деньги» лишь отдаленно может характеризовать управленческую деятельность сегодня. Если темп социальной активности увеличивается, в том числе и экономической, по крайней мере в том же темпе должна функционировать и система управления. Это значит, что каждая единица времени, каждая единица знаний начинает стоить больше.

Механизм управления на знаниях определяется влиянием трех комплексных факторов:

• субъектов знаний, конкретнее, руководителей, экспертов, профессорско-преподавательского состава, уровня его компетенций, профессионализма и мотивации;

• объектов знаний, т. е. получателей знаний, исполнителей (слушателей, студентов, аспирантов), которые отличаются социальными и биологическими возможностями, желанием, целеустремленностью, трудолюбием, мотивацией;

• внешней среды (перспективой востребованности знаний обществом, их полезностью, механизмом и глубиной использования полученных знаний).

Сегодня и в управлении, и в производстве непосредственно быстрота реакции на потребительский запрос становится важнейшим фактором успеха и критерием эффективности. Алгоритм управления на знаниях как акт принятия управленческого решения на основе компетенций и профессионализма представляет собой последовательность ответов на вопросы (рис. 16.4) и трансформацию одного элемента структуры управления в другой.

 
  Алгоритм управления знаниями - student2.ru

Рис. 16.4. Структура управления на знаниях

Это выглядит как «знаю, что это» (эрудиция и кругозор) ® «знаю, почему это» (опыт и навыки) ® «знаю, что нужно делать» (профессиональное видение) ® «знаю, что для этого нужно» (опыт и коммуникативность) ® «знаю, как минимизировать риск» (опыт, расчетливость) ® «знаю, как использовать результат» (прагматизм и дальновидность) ® «знаю, как оценить результат» (прагматизм и знания) ® «знаю, как улучшить результат» (навыки и профессиональный кругозор).

Тем самым изображенная на рис. 16.4 схема иллюстрирует взаимосвязь видов знаний и необходимых качеств управленца ХХI века. Безусловно, такой процесс во времени в эффективном управлении минимизирован до предела, ибо время и знания неотделимы и взаимозависимы. Механизм управления на знаниях представляет собой сложное взаимодействие субъектов и объектов управления, где инструментом являются знания. Он включает социальные отношения по организации, получению и использованию знаний (рис.16.5), контролю качества знаний и контролю над знаниями. Управление на знаниях от их организации до следующего витка по развитию системы знаний – это замкнутый и самодостаточный процесс, включающий мультипликационный эффект их качественного и количественного совершенствования.

Рис.16. 5 Механизм управления на знаниях

Алгоритм управления знаниями - student2.ru



Наши рекомендации