Алгоритм управления знаниями
Знания представляют собой слова, факты, примеры, события, правила, гипотезы или модели, которые расширяют понимание процессов и явлений и возможности их практического использования в определенной
области деятельности.
Применительно к этому управление знаниями означает формализацию и доступ к практическому опыту, знаниям и экспертным данным, которые создают новые возможности, способствующие совершенствованию деятельности, стимулирующие инновации и увеличивающие потребительную стоимость товаров и услуг.
Функция управления знаниями означает осуществление деятельности по их приобретению, усвоению, передаче и мультипликации, а также использование различных методов в зависимости от особенностей того или иного этапа алгоритма управления. В табл. 16.1. приводится один из вариантов подразделения данного процесса на этапы.
Таблица 16.1. Алгоритм управления знаниями
Этап алгоритма | Сущность этапа (основная цель) |
1. Нахождение | Определить, где находятся и какие знания необходимы |
2. Обобщение | Систематизировать и классифицировать знания по научно-практическим направлениям |
3. Селекционирование | Отобрать необходимые для решения данной проблемы знания |
4. Использование | Найти оптимальный способ применения новых данных сведений для решений той или иной проблемы |
5. Сохранение | Обеспечить возможность использования полученных знаний для последующей управленческой деятельности |
6. Мультипликация | На основе имеющихся баз данных повысить их качество, расширить количество пользователей и получить максимально возможный социальный эффект |
Механизм пополнения знаний в организации основан на следующих важнейших задачах:
• приобретение знаний– использование уже имеющихся в мире
знаний и их приспособление для нужд организации (например, при помощи
режима открытой торговли, привлечения иностранных инвестиций и
заключения лицензионных соглашений), а также получение новых знаний
путем ведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
• усвоение знаний (например, обеспечение всеобщего начального
образования, создание возможностей для обучения на протяжении жизни и
развитие системы высшего образования);
• передача знаний– использование новых информационных и
телекоммуникационных технологий, соответствующее нормативно-правовое
регулирование и обеспечение доступа к информационным ресурсам.
Экспертные системыпредставляют собой сочетание человеческого и технико-технологического фактора, способствующего реально оценивать ситуацию и находить оптимальный способ решения проблемы.
Под экспертной системойпонимается программа, которая оперирует информацией по заданному алгоритму и представляет знания эксперта в определенной предметной области. Она выражена в форме, удобной для использования на компьютере с целью выработки рекомендаций по решению задач или проблем, поставленных перед пользователем |
Таким образом, экспертная система содержит:
• информацию о знаниях индивида (эксперта в определенной
предметной области), которую принято называть базой знаний;
• алгоритм, т. е. правила поиска решения задачи или проблемы,
поставленной пользователем в определенной предметной области. Алгоритм
в теории экспертных систем принято называть машиной логического вывода
(при этом правила поиска решения задач могут соответствовать опыту и
логике конкретного эксперта).
Приобретение знаний, их хранение, распределение и преобразование в форму, удобную для внутриорганизационного использования, предполагают осуществление определенных организационных мер. В практической деятельности это нашло выражение в том, что вводятся штатные единицы директора по управлению знаниями, вице-президента по управлению интеллектуальным капиталом, менеджера по интеллектуальным активам, директора по обучению, брокера знаний (координатора предложения и спроса на знания); формируются межфункциональные проектные группы в сфере управления знаниями.
Управление на знаниях
Знания сегодня являются важнейшим управленческим ресурсом и инструментом. Следует проводить разницумежду управлением знаниями и управлением на знаниях.
В последнем случае предполагается руководство людьми на основе постоянного развития руководителя, повышения его интеллектуального потенциала.
Управление знаниями и управление на знаниях, безусловно, не одно и то же.
Управление на знаниях – это целенаправленное и осознанное, основанное на систематизированных, научно обоснованных фактах и закономерностях, информационное воздействие субъекта управления на окружающую среду |
Это супер адаптивное управление, ориентированное на симбиоз качества и времени. Система управления, не имеющая возможностей адаптироваться ко времени, точнее, к скорости перемен, в ХХI веке обречена. Старое кредо «время – деньги» лишь отдаленно может характеризовать управленческую деятельность сегодня. Если темп социальной активности увеличивается, в том числе и экономической, по крайней мере в том же темпе должна функционировать и система управления. Это значит, что каждая единица времени, каждая единица знаний начинает стоить больше.
Механизм управления на знаниях определяется влиянием трех комплексных факторов:
• субъектов знаний, конкретнее, руководителей, экспертов, профессорско-преподавательского состава, уровня его компетенций, профессионализма и мотивации;
• объектов знаний, т. е. получателей знаний, исполнителей (слушателей, студентов, аспирантов), которые отличаются социальными и биологическими возможностями, желанием, целеустремленностью, трудолюбием, мотивацией;
• внешней среды (перспективой востребованности знаний обществом, их полезностью, механизмом и глубиной использования полученных знаний).
Сегодня и в управлении, и в производстве непосредственно быстрота реакции на потребительский запрос становится важнейшим фактором успеха и критерием эффективности. Алгоритм управления на знаниях как акт принятия управленческого решения на основе компетенций и профессионализма представляет собой последовательность ответов на вопросы (рис. 16.4) и трансформацию одного элемента структуры управления в другой.
Рис. 16.4. Структура управления на знаниях
Это выглядит как «знаю, что это» (эрудиция и кругозор) ® «знаю, почему это» (опыт и навыки) ® «знаю, что нужно делать» (профессиональное видение) ® «знаю, что для этого нужно» (опыт и коммуникативность) ® «знаю, как минимизировать риск» (опыт, расчетливость) ® «знаю, как использовать результат» (прагматизм и дальновидность) ® «знаю, как оценить результат» (прагматизм и знания) ® «знаю, как улучшить результат» (навыки и профессиональный кругозор).
Тем самым изображенная на рис. 16.4 схема иллюстрирует взаимосвязь видов знаний и необходимых качеств управленца ХХI века. Безусловно, такой процесс во времени в эффективном управлении минимизирован до предела, ибо время и знания неотделимы и взаимозависимы. Механизм управления на знаниях представляет собой сложное взаимодействие субъектов и объектов управления, где инструментом являются знания. Он включает социальные отношения по организации, получению и использованию знаний (рис.16.5), контролю качества знаний и контролю над знаниями. Управление на знаниях от их организации до следующего витка по развитию системы знаний – это замкнутый и самодостаточный процесс, включающий мультипликационный эффект их качественного и количественного совершенствования.
Рис.16. 5 Механизм управления на знаниях