Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Трудные вопросы орфографии

1.1 Фонетика 4

1.2 Подчинительная связь слов в словосочетаниях 5

1.3 Средства речевой выразительности 6

1.4 Корни с чередованием гласных о//а, е//и 8

1.5 Правописание приставок 9

1.6 Н и НН в разных частях речи 10

Часть 2. Практические задания. Тесты.

Фонетика 12
Подчинительная связь слов в словосочетаниях 16 Средства речевой выразительности 18

Правописание приставок 20

Корни с чередованием гласных о//а, е//и 23

Н и НН в разных частях речи 25

Сложное предложение 29


Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства, а также ударение.

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ.

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.

ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса, их можно тянуть, петь) СОГЛАСНЫЕ (при образовании воздух преодолевает в полости рта какую-либо преграду)
Букв – 10; А, Е, Ё, О, У, И, Ы, Ю, Э, Я Звуков – 6; [а], [о], [э], [у], [и], [ы] 1.Парные звонкие / глухие согласные: Звонкие: Г Б В Д З Ж   Глухие: К П Ф Т С Ш + Х, Ц, Ч, Щ (они всегда глухие) Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении все согласные глухие)
1.В русском алфавите есть гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы Е, Ё, Ю, Я. Два звука они обозначают в 3 позициях: 1. В начале слова: яма [й’ама] – 3 буквы, 4 звука 2. После гласных: поел [пай’эл] – 4 буквы, 5 звуков 3. После Ь и Ъ: вьюга [в’й’уга] – 5 букв, 5 звуков Буква И после мягких согласных обозначает один звук: пить [п’ит’], после Ь – два: соловьи [салав’й’и] 2.Парные мягкие / твердые согласные: Мягкими согласные будут, если их смягчают гласные звуки Е, Ё, Ю, Я, И + Ь + Ч, Щ, Й (они всегда мягкие); например, в слове «варенье» звуки [р] и [н] – мягкие, т.к их смягчили [э] и Ь, а [в] – твердый звук. Твердыми согласные будут, если рядом с ними нет этих звуков и Ь, + Ж, Ш, Ц (они всегда твердые).
2. Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного звука: мал [мал] – мел [м’эл] 3.Сонорные: Р, Л, М, Н, Й Всегда твердые: Ж, Ш, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, Й
3.Сколько гласных в слове – столько и слогов: вокруг – во-круг (гласные: о,у – 2 слога) 4.Фонетические процессы: 1. Озвончение - глухой звук произносится как звонкий: просьба [проз’ба], сделать [ зд’элат’]; 2. Оглушение – звонкий произносится как глухой: сугроб [сугроп]
  5. Не путать значение Ь: в слове вьюга Ь разделяет согласный [в] и гласную Ю; в слове моль Ь смягчает согласный Л; в словах речь и пойдешь Ь – показатель грамматической формы (глагол и существительное ж.р. 3 скл)


Подчинительная связь слов в словосочетаниях

Согласование Управление Примыкание
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное. Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Отвечает на вопросы: какой? какая? чья? чей? Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? (В.П) кем? чем? о ком? о чем? Главное слово + неизменяемая часть речи (деепричастие, наречие, инфинитив (глагол в начальной форме))
Сущ.+ прилагательное Сущ. + причастие Сущ. + местоимение Чаще всего: Сущ. + сущ. Глагол + сущ  
Например: красивый пруд, мамин платок, её подруги Например: читаю книгу, отдыхал в санатории, ржаные колосья Например: стрижка каре, читаю вслух, читаю сидя, ее пальто

Правописание приставок

Неизменяемые Приставки на З- и С- Приставки ПРИ- и ПРЕ
Всегда пишутся одинаково Без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), низ- (нис-), вз- (вс-), раз- (рас-,) роз- (рос-), чрез- (чрес), через- (черес-), Правописание этих приставок зависит от значения.
До-, за-, на-, над-, надо-, о-, об-, обо-, от-, ото-, пере-, по-, под-, подо-, пред-, предо-, про-, разо-, со-, с-, во-, у-, в- и др. Например: записка, разолью, подойти, покушать, спилить. Правописание зависит от последующего после приставки согласного. Перед глухими – С, перед звонкими – З. Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении все согласные глухие) Значение приставки ПРЕ- 1. Очень, например: предобрый =(очень добрый), пренеприятный = (очень неприятный); преуспеть = высшая степень 2. ПЕРЕ-, например: преломление = (переломить); пресечь=пересечь
Запомни: приставки З не бывает, НО не путать, что в словах здесь, здание, здоровье, зги (ни зги не видно), здешний, здравствуйте, и т. п. (в этих словах первая буква не является приставкой, она входит в корень). Например: разбить — распилить, возделать — воскликнуть, низвергнуть — нисходить, избить — испортить, бездарный — бесправный, безаварийный — беспартийный   Значение приставки ПРИ- 1. Приближение,например: прибежать, приехать, прискакал; 2. Присоединение, прибавление, например: пришить 3. Неполнота действия, например: приоткрыть, прилечь, приподнять; 4. Близость к чему-либо,например:пригород, прибрежный; 5. Доведение действия до конца, например;приготовить, придумать 6. Действие, совершающееся в интересах субъекта:присвоить, прикарманить
Примечания: 1. Приставка ПА- бывает только под ударением в очень небольшом количестве слов, например: патрубок, палуба, пасмурный, пагубный, паводок, падчерица, пасынок. 2. Приставка ПРА- употребляется в словах правнук, прадед, праотец, пращур, праматерь, прародина, прабабушка, праязык и др. Примечания: 1. В приставках раз- (рас), роз- (рос-) под ударением пишется О, без ударения – А, например: расписание - роспись, разыскивать – розыск, развалить – розвальни, рассказать – россказни, рассыпать – россыпь Исключение: розыскной  

Н и НН в разных частях речи

Тест 1

Потренируемся!

Тест 2

Тест 3

1. Укажите глухие согласные:

А) «ш» Б) «т» В) «с» Г) «б» Д) «л»

2. Выпишите буквы, обозначающие мягкость согласных звуков в словесиять

3. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

А) театр Б) каемка В) шпион Г) сиять Д) оазис Е) струя

4. Укажите звонкие согласные:

А) «м» Б) «к» В) «п» Г) «р» Д) «щ»

5. Укажите ошибочное суждение.

А) В слове ВЫСОКУЮ количество букв совпадает с количеством звуков.

Б) В слове НАЙДЕШЬ мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.

В) В слове ПОЗДНО согласный звук [Д ] непроизносимый.

Г) В слове СТЕПЬЮ мягкий знак не только обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [П], но и указывает на то, что буква Ю обозначает два звука.

6. Укажите ошибочное суждение.

А) В слове ДОРОГА подчеркнутая буква обозначает безударный звук [А].

Б) В слове ЗУБ последний звук – глухой твердый согласный [П].

В) В слове ПОМОЩЬЮ звуков больше, чем букв.

Г) В слове НЕНАВИСТНЫЙ есть непроизносимый согласный звук.

7. Укажите ошибочное суждение.

А) В слове ЛЕСТНИЦА согласный звук [Т] является непроизносимым.

Б) В слове ВЫЯСНЯЕТ - 8 букв, 10 звуков.

В) В слове ШЕПТАТЬ в безударном положении произносится гласный звук [э].

Г) В слове ПОМОЧЬ (глагол) мягкий знак не обозначает мягкость предшествующего согласного.

Тест 4

1. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука:

А) какао Б) боец В) пианино Г) каучук Д) союз Е) армия

2. Укажите ошибочное суждение.

А) В слове ВЕСЕННЮЮ количество букв совпадает с количеством звуков.

Б) В слове РАДОСТНО есть непроизносимый согласный звук [т].

В) В слове ЦИРКУЛЬ под ударением произносится гласный звук [ы].

Г) В слове ЦИРКУЛЬ гласный звук [и] обозначает на письме мягкость предшествующего согласного [ц].

3. Укажите ошибочное суждение.

А) В слове ПЕЧЬЮ мягкость согласного [Ч] на письме обозначена буквой Ь

Б) В слове ГОРЕСТНО согласный звук [т] непроизносимый

В) В слове ОБСЫПАЕТСЯ 10 букв и 10 звуков

Г) В слове УБЕДИТЕЛЬНО мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак)

Укажите ошибочное суждение

1) В слове ЕСТЬ количество букв и звуков совпадает.

2) В слове УЗКОЙ согласный звук [с] на письме обозначен буквой З.

3) В слове ШЁЛ все согласные звуки твердые.

4) В слове СБЛИЗИТЬСЯ 9 звуков.

Укажите ошибочное суждение.

1) В слове УЧИТЕЛЬ все согласные звуки имеют пару по твердости-мягкости.

2) В слове НАОБОРОТ 4 слога.

3) В слове РЕЗКО происходит оглушение согласного перед [к].

4) В слове ЯРОСТЬЮ звуков больше, чем букв.

6. Укажите непарный твердый согласный:

А) «л» Б) «т» В) «ц» Г) «б» Д) «ж»

Тест 5

Замените словосочетания, построенные на основе управления,

синонимичными словосочетаниями со связью согласования.

1) ВЕРШИНЫ ГОР

2) КОСТЮМ ОТЦА

3) КОЛОСЬЯ РЖИ

4) СТВОЛ РУЖЬЯ

5) СТАНОК ТКАЧА

6) ПЕЧАТЬ ИЗ СУРГУЧА

Напишите получившиеся словосочетания.

Ответ: _______________

Тест 6

Тест 7

1) Укажите синонимы:

А) блестеть Б) общительность В) выносливость Г) светить Д) сиять

2) Укажите антонимы:

А Б В Г Д Е Ж З И К

Я хотел бы жить и умереть в Париже, если б не было такой земли – Москва!

3) Найдите словосочетание, не являющееся фразеологизмом:

А) претворять в жизнь; Б) перезвон колокола; В) медвежья услуга;

Г) ахиллесова пята; Д) кануть в лету.

Тест 8

Тест 9

Потренируемся!

Тест 10

Тест 11

Тест 12

Тест 13

Тест 14

Тест 15

В каком слове пишется НН?

А) ранен...ый боец Б) кожан...ое кресло

В) юн...ый возраст Г) воспитан...ый человек

Тест 16

1) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В наречии пишется столько Н, сколько было в прилагательном, от которого оно образовано"

А) взволнованно Б) решено

В) длинный Г) сонно

2) В каком слове правописание НН определяется правилом: "Если в причастии, от которого образовано наречие, пишется НН, то и в наречии сохраняется написание двух букв Н"?

А) отрешённо Б) ухоженное

В) пустынно Г) длинно

3) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "Два Н пишется в прилагательном, образованном с помощью суффикса -ЕНН-"?

А) соломенный Б) намеченный

В) избавленный Г) постепенный

4) В каком слове правописание суффикса определяется правилом: "В кратком прилагательном пишется столько -Н-, сколько и в полной форме этого прилагательного"?

А) похищена Б) глиняная

В) юна Г) растрачено

5) В каком слове правописание НН определяется правилом: " В полном страдательном причастии совершенного вида пишется две буквы Н"?

А) священно Б) линованный

В) каменный Г) покрашенный

Тест 17

1. Среди предложений 37 – 44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


(37)А по небу планетария летело небесное светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу, над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном зале?
(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.

2. Среди предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?.. (15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников...(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад, когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

3. Среди предложений 1 – 6 найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых приманил в город праздник и базарный день.

(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной взрывом каменной стеной.

(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она сделана из краски и холста и ей четыреста лет.

(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, – проговорил кто-то.

(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.

4. Среди предложений 38 – 44 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять участие в уничтожении…
(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась, понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.


5. Среди предложений 31 – 36 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.


(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:
(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого дорогого.
(34)Вася думал вслух, не переставая играть:
(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…


6. Среди предложений 42 – 53 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.

(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.

(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не видно. (51)Скрипки не слышно.

(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы.

7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

1)Мама, мама! 2)Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так любил целовать их прямо в темные жилочки.

5)Да, с того самого мгновения, как я стал сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я всегда помню руки твои в работе.

8. Среди данных предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца , на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.

15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.

16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите Михайловичу, протверживать зады...»

9. Среди предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(19)Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! — он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя... посмел бы он? (23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке...

10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди, и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для других.

Примеры заданий использованы с источникаhttp://www.school422.ru/system/files/

Тест 18

СОДЕРЖАНИЕ

Часть 1. Трудные вопросы орфографии

1.1 Фонетика 4

1.2 Подчинительная связь слов в словосочетаниях 5

1.3 Средства речевой выразительности 6

1.4 Корни с чередованием гласных о//а, е//и 8

1.5 Правописание приставок 9

1.6 Н и НН в разных частях речи 10

Часть 2. Практические задания. Тесты.

Фонетика 12
Подчинительная связь слов в словосочетаниях 16 Средства речевой выразительности 18

Правописание приставок 20

Корни с чередованием гласных о//а, е//и 23

Н и НН в разных частях речи 25

Сложное предложение 29


Фонетика-это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, их образование и свойства, а также ударение.

В русском языке 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная + Ь и Ъ.

Звуки мы произносим и слышим, буквы пишем и видим написанными, т.е буквы – это обозначение звуков.

ГЛАСНЫЕ (состоят из голоса, их можно тянуть, петь) СОГЛАСНЫЕ (при образовании воздух преодолевает в полости рта какую-либо преграду)
Букв – 10; А, Е, Ё, О, У, И, Ы, Ю, Э, Я Звуков – 6; [а], [о], [э], [у], [и], [ы] 1.Парные звонкие / глухие согласные: Звонкие: Г Б В Д З Ж   Глухие: К П Ф Т С Ш + Х, Ц, Ч, Щ (они всегда глухие) Удобно выучить все глухие, запомнив предложение: Фока, хочешь поесть щец? (в этом предложении все согласные глухие)
1.В русском алфавите есть гласные буквы, которые могут обозначать один или два звука, - это буквы Е, Ё, Ю, Я. Два звука они обозначают в 3 позициях: 1. В начале слова: яма [й’ама] – 3 буквы, 4 звука 2. После гласных: поел [пай’эл] – 4 буквы, 5 звуков 3. После Ь и Ъ: вьюга [в’й’уга] – 5 букв, 5 звуков Буква И после мягких согласных обозначает один звук: пить [п’ит’], после Ь – два: соловьи [салав’й’и] 2.Парные мягкие / твердые согласные: Мягкими согласные будут, если их смягчают гласные звуки Е, Ё, Ю, Я, И + Ь + Ч, Щ, Й (они всегда мягкие); например, в слове «варенье» звуки [р] и [н] – мягкие, т.к их смягчили [э] и Ь, а [в] – твердый звук. Твердыми согласные будут, если рядом с ними нет этих звуков и Ь, + Ж, Ш, Ц (они всегда твердые).
2. Гласные Е, Ё, Ю, Я, И обозначают мягкость предыдущего согласного звука: мал [мал] – мел [м’эл] 3.Сонорные: Р, Л, М, Н, Й Всегда твердые: Ж, Ш, Ц Всегда мягкие: Ч, Щ, Й
3.Сколько гласных в слове – столько и слогов: вокруг – во-круг (гласные: о,у – 2 слога) 4.Фонетические процессы: 1. Озвончение - глухой звук произносится как звонкий: просьба [проз’ба], сделать [ зд’элат’]; 2. Оглушение – звонкий произносится как глухой: сугроб [сугроп]
  5. Не путать значение Ь: в слове вьюга Ь разделяет согласный [в] и гласную Ю; в слове моль Ь смягчает согласный Л; в словах речь и пойдешь Ь – показатель грамматической формы (глагол и существительное ж.р. 3 скл)

Подчинительная связь слов в словосочетаниях

Согласование Управление Примыкание
Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Зависимое слово ставится в том падеже, которого требует главное. Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Отвечает на вопросы: какой? какая? чья? чей? Отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? что? (В.П) кем? чем? о ком? о чем? Главное слово + неизменяемая часть речи (деепричастие, наречие, инфинитив (глагол в начальной форме))
Сущ.+ прилагательное Сущ. + причастие Сущ. + местоимение Чаще всего: Сущ. + сущ. Глагол + сущ  
Например: красивый пруд, мамин платок, её подруги Например: читаю книгу, отдыхал в санатории, ржаные колосья Например: стрижка каре, читаю вслух, читаю сидя, ее пальто

Наши рекомендации