V. Закреплениеизученногоматериала
1. Работа по учебнику
№4 (с. 7).
- Что неизвестно в первом уравнении? (Делимое.)
- Как найти неизвестное делимое? (Делитель умножить на частное.)
- Что неизвестно во втором уравнении? (Первое слагаемое.)
- Как найти неизвестное слагаемое? (Из суммы вычесть второе слагаемое.)
— Что неизвестно в третьем уравнении? (Второй множитель.)
— Как найти неизвестный множитель? (Произведение разделить на известный множитель.)
— Решите уравнения и сделайте проверку.
№3(с. 7).
— Прочитайте задачу.
— Какие слова надо записать в таблицу? (Цена, количество, стоимость.)
— Что такое 60 руб.? (Стоимость.)
— Что такое 6 чайных ложек, 2 столовые ложки? (Количество.)
— Что известно о стоимости 2 столовых ложек? (Они стоят столько, сколько 4 чайные.)
— Что надо узнать в задаче? (Стоимость одной столовой ложки, т. е. ее цену.)
(На доске и в тетрадях составляется таблица.)
Цена | Количество | Стоимость | |
Чайные | ? (одинаковая) | 6 шт. | 60руб. |
4 шт. | ? (одинаковая) | ||
Столовые | ? | 2 шт. |
— Вспомните, как находят цену, количество, стоимость. (Учитель закрепляет на доске таблицу с формулами.)
— Что узнаем в первом действии? (Цену чайной ложки.)
— Как это узнать? (60: 6.)
— Что узнаем во втором действии? (Стоимость 4 чайных ложек, т. е. 2 столовых.)
— Как узнать цену столовой ложки? (Стоимость разделить на 2.)
— Запишите решение задачи по действиям. (Один ученик работает у доски.)
№5 (с. 7).
— Прочитайте условие задачи. Какие ключевые слова выберем для краткой записи?
— Прочитайте вопрос задачи. Какое слово указывает на выбор действия?
— Составим краткую запись. Кто выступал на концерте?
— Что известно о чтецах?
— Что известно о музыкантах?
— Сколько человек пело в хоре?
— Что надо узнать в задаче?
Чтецы — 6 чел.
Музыканты —
В хоре — ?, на 8 чел. >
Музыканты — ?, в 2 р. >I
- Составьте программу действий и решите задачу.
(Со слабоуспевающими учащимися задачу необходимо разобрать подробно.)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? (Нет.)
- Что для этого надо узнать? (Сколько было музыкантов и ребят в хоре.)
- Что известно о музыкантах? (Их было в 2 раза больше, чем чтецов.)
- Как узнать, сколько было музыкантов? (Число чтецов умножить на 2.)
- Запишите первое действие.
- Что известно о ребятах, которые пели в хоре? (Их было на 8 человек больше, чем музыкантов.)
- Как узнать, сколько было ребят в хоре? (К числу музыкантов прибавить 8.)
- Запишите второе действие.
- Можем мы теперь ответить на вопрос задачи? Как узнать, сколько всего человек выступало на концерте? (Сложить число чтецов, музыкантов и детей в хоре.)
- Запишите последнее действие и ответ задачи. (Дополнительно можно предложить поставить к данному
условию другие вопросы и решить получившиеся задачи.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради
№13 (с. 7).
(Самостоятельное выполнение. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях учебника (с. 7).)
VI. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 7). Самостоятельное выполнение. Один ученик работает у доски. Взаимопроверка.)
- Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведениеитоговурока
- Какие умения мы закрепляли сегодня на уроке?
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Какое задание было самым интересным?
Домашнеезадание
Учебник: № 8 (с. 7).
Рабочая тетрадь: № 17 (с. 8), 18 (с. 9) (по выбору).
Урок 6 9. Умножениедвузначногочисла наоднозначное
Цели: познакомить с приемами умножения двузначного числа на однозначное и однозначного на двузначное; закреплять умение применять переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число.
Планируемые результаты:учащиеся научатся использовать прием умножения суммы на число при умножении двузначного числа на однозначное; читать равенства, используя математическую терминологию; переводить одни единицы длины в другие, используя соотношения между ними; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Актуализациязнаний
Устный счет
Игра «Кто быстрее полетит в космос?»
(Каждый ряд получает лист бумаги с изображением ракеты. На ракете записаны примеры на умножение и деление по количеству учеников в ряду. По команде учителя первый ученик с каждого ряда начинает решать пример. Затем передает ракету следующему ученику со своего ряда. После окончания игры учитель открывает ответы на доске. Побеждает ряд, который решит все примеры быстрее других и не допустит ошибок.)
Минутка для любознательных
Начертите три прямые так, чтобы на каждой из них были отмечены 3 точки, а всего точек было бы 6.
Математический диктант
— Замените данные числа суммой разрядных слагаемых. 85, 77, 98, 45, 26.
— Подчеркните в этих выражениях однозначные числа одной чертой, а двузначные — двумя чертами.
III. Самоопределениекдеятельности
— Выполните вычисления.
4-6
20-6
10-30
45-4
7-51
— Какие примеры вызвали у вас затруднения? (Два последних примера.)
— Почему? (Мы еще не решали примеры на умножение двузначного числа на однозначное и однозначного числа на двузначное.)
— Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работапотемеурока
Работа по учебнику
— Прочитайте первый пример на с. 8. На какие разрядные слагаемые разложили первое число?
— Расскажите, как выполнили вычисления.
— Какой прием использовали для решения примера? (Прием умножения суммы на число.)
— Прочитайте второй пример. Какое свойство использовали для его решения? (Переместительное свойство умножения.)
— Как продолжить решение примера?
№ 1 (с. 8).
Алгоритм объяснения
1. Заменяем... Получаем пример...
2. Умножаем каждое слагаемое...
3. Складываем результаты...
V. Физкультминутка
Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой —
И присел, согнув колени.
Встал, присел —
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!
Е. Гайтерова