IV. Подведение итогов урока. Дом / зад

— Кто может сказать, что понял, по каким причинам допустил ошибки в контрольной работе?

— Научились ли вы выполнять подобные задания?

— У кого какие-то задания все еще вызывают затруднения?

Дата:

Тема: Конкретный смысл умножения и деления

Цели: вспомнить смысл действия умножения; закреплять вы­числительные навыки, умение решать задачи и уравнения изучен­ных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся заменять сло­жение умножением; решать задачи на умножение и обратные им задачи; анализировать и делать выводы; работать самостоятельно.

Ходурока

I. Организационныймомент

II. Актуализациязнаний

1. Реши уравнения:

67-х=39 35 + х = 72 х-46 = 46 х + 28 = 73

2. Работас именованными числами

- Сравните. Поставьте знаки >, < или =.

5 см 5 мм О 50 мм 1 м О 99 см

3 дм 7 см О 3 см 8 дм О 1 м

70 см О 7 дм 4 см 8 мм О 48 см

3. Устный счет

- Найдите сумму чисел 46 и 47. (93.)

— Увеличьте 26 на 34. (60.)

- Уменьшите 30 на 12. (18.)

— Вычитаемое 27, разность 23. Чему равно уменьшаемое? (50.)

- Я задумала число, прибавила к нему 53 и получила 64. Какое число я задумала? (11.)

- К какому числу нужно прибавить 89, чтобы получилось 90? (/.)

— На сколько нужно уменьшить 80, чтобы получилось 68? (На 12.)

— Первое слагаемое 76, сумма 94. Чему равно второе слагае­мое? (18.)

- К какому числу нужно прибавить 43, чтобы получилось 71? (28.)

- Из 85 вычесть 56. (29.)

- Какие неизвестные компоненты находят сложением?

— Какие неизвестные компоненты находят вычитанием?

III. Самоопределение к деятельности

- Вычислите.

28 + 26 + 22

35+17 + 13 + 15

3+3+3+3+3

— Какая сумма лишняя и почему? (Последняя, так как скла­дываются одинаковые числа, а в остальных — разные.)

— Каким действием можно заменить сложение одинаковых чисел? (Умножением.)

- Замените. (3 • 5 = 15.)

— Что показывает первое число? (Какое число является слагаемым.)

— Что показывает второе число? (Сколько раз повторяется слагаемое.)

— О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О действии умножения и его взаимосвязи с действием сложения.)

— Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте задание рядом с красной стрелкой на с. 18 учеб­ника. Что обозначает каждое число в записи 6 • 3? (6—какое число повторяется, 3 — сколько раз оно повторяется.)

— Замените произведение суммой и вычислите. (6+6+6 = 18.)

— Сделайте вывод: что такое умножение? (Сложение одинако­вых чисел.)

№ 1 (с. 18).(Устное выполнение.)

— Почему во всех примерах сложение можно заменить умно­жением? (Все слагаемые одинаковые.)

— Что показывает каждое число в записи умножения? (Первое число — какое число повторяется, второе число — сколько раз оно повторяется.)

№2 (с. 18).

— Сформулируйте задание. Что нужно сделать? (Сравнить выражения.)

— Чем интересны эти записи? (Слева записаны суммы, справа -произведения.)

— Что нужно сделать, чтобы сравнить выражения? (Заменить умножение сложением или наоборот.)

Примерные рассуждения учеников: 4 + 4 + 404-5. Заменим умножение сложением: 4 + 4 + 404 + 4 + 4 + 4 + 4. Слева число 4 повторяется 3 раза, а справа - 5 раз, значит, ставим знак <.

№3(с. 18).(Устное выполнение.)

— Прочитайте равенство к первому рисунку. Докажите, что оно верное.

(4-2 = 2-4. Находили площадь фигуры. 4-2 — в строке 4 клетки, всего строк 2. 2 х 4 — в столбце 2 клетки, всего столбцов 4. Произведения одинаковые, так как находим площадь одного и того же прямоугольника

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала Работа по учебнику№4 (с. 18).

— Какие задачи называются обратными? (Когда известное становится неизвестным, а то, что нужно было узнать, — известным.)

— Составьте задачу, которая решается умножением. (В 4 гнез­дах по 2птенца. Сколько всего птенцов?)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 2-4 = 8 (п.). Ответ: всего 8 птенцов.

— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько гнезд. (Вывелись 8 птенцов, по 2 в каждом гнезде. В скольких гнездах вывелись птенцы 7)

— Каким действием решается задача? (Делением.)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:2 = 4 (г.). Ответ: птенцы вывелись в 4 гнездах.

— Составьте задачу, в которой нужно узнать, сколько птенцов было в каждом гнезде. (В 4 гнездах вывелись 8птенцов, при­чем в каждом гнезде птенцов было поровну. Сколько птенцов было в каждом гнезде ?)

— Каким действием решается задача? (Делением.)

— Сделайте схематический рисунок и решите задачу.

Решение: 8:4 = 2 (п.).

Ответ: в каждом гнезде было 2 птенца.

№6 (с. 18).(Самостоятельное выполнение по вариантам. Два ученика работают на откидной доске. Проверка. Самооценка.)

VII. Рефлексия

Выполнение задания в рабочей тетради

№2 (с. 8).(Самостоятельное выполнение. Проверка по образцу.)

— Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации