Знакомство с приемами вычитания числа 3.
Далее учитель предлагает рассмотреть следующие примеры:
8–3 8–3
8–2–1 8–1–2
– Что хотите сказать? (Учащиеся рассказывают, как можно вычесть число 3.)
Затем учитель предлагает детям разными способами найти значения следующих выражений:
7 – 3 10 – 3
III. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 5 (с. 93 учебника, часть 1).
– Это задача?
– Докажите.
– Прочитайте условие задачи.
– Прочитайте вопрос задачи.
– Каким действием следует решать задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Потому что ягод стало меньше.)
– Запишите решение задачи.
З а п и с ь: 7 – 3 =
– Как найдёте значение выражения? (Учащиеся находят значение выражения одним из изученных способов: 7 – 2 – 1 или 7 – 1 – 2.)
Дети продолжают запись решения задачи: 7 – 3 = 4.
Аналогично разбирается задача 6 (с. 93 учебника, часть 1), в которой ученики разными способами прибавляют число 3.
Затем учитель предлагает детям рассмотреть рисунки и схемы к ним в задании 3 (с. 92 учебника, часть 1).
Сначала учащиеся составляют задачу по первому рисунку в соответствии с первой схемой.
Например: Таня купила 5 конвертов, а Саша 3 конверта. Сколько конвертов дети купили вместе?
Решение задачи записывается с комментированием: 5 + 3=
Значение составленного выражения дети находят разными способами, а затем продолжают запись: 5 + 3 = 8.
Далее учитель просит учеников составить задачу по этому же рисунку, но так, чтобы она соответствовала второй схеме, то есть решалась вычитанием.
Например: Таня и Саша купили 8 конвертов. Таня купила 5 конвертов. Сколько конвертов купил Саша?
Дети записывают решение задачи под решением предыдущей задачи.
После этого учитель спрашивает детей о том, можно ли по данному рисунку составить ещё одну задачу, которая бы решалась вычитанием. Учащиеся составляют задачу.
Например: Таня и Саша купили 8 конвертов. Саша купил 3 конверта. Сколько конвертов купила Таня?
Решение задачи записывается под решением предыдущей задачи.
– Посмотрите внимательно на сделанную вами запись.
– Что заметили?
– Как связаны между собой все выражения?
Аналогично проводится работа над вторым рисунком. (Или же учитель может предложить детям работу по рисункам по вариантам.)
IV. Работа с геометрическим материалом.
На д о с к е изображены фигуры:
– Как можно назвать одним словом все эти фигуры? (Многоугольники.)
– На какие группы можно разделить данные фигуры? (Треугольники, четырёхугольники, пятиугольники.)
– Начертите такие же четырёхугольники в ваших тетрадях.
– Проведите в каждом из них по одному отрезку так, чтобы получилось по 2 треугольника.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют задание 6 (с. 25 в тетради № 1): закрашивают красным карандашом четырёхугольники.
В з а и м о п р о в е р к а.
V. Развитие умения учащихся сравнивать число и числовое выражение.
Учитель может использовать задание 2 (с. 92 учебника, часть 1).
Работа над заданием проводится ф р о н т а л ь н о, учащиеся, рассуждая, доказывают, какой знак сравнения следует поставить.
VI. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Чему научились на уроке?