Расположить числа по порядку.
На д о с к е записаны числа: 2, 1, 3.
– Расположите числа по порядку. (Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради.)
– Как записали числа? Прочитайте.
– Записал ли кто-то из вас числа в другой последовательности?
– Прочитайте.
– Допишите недостающий вариант в ваших тетрадях.
2. Поставьте на наборное полотно (фланелеграф, магнитную доску):
2 яблока;
3 гриба;
1 апельсин и т. д.
3. Задание в тетради(с. 7 в тетради № 1, задание 3).
Учащиеся рисуют морковки, яблоки, грибы в соответствии с записанными цифрами.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Изучение нового материала.
1. Знакомство со знаками «плюс» (+), «минус» (–), равно (=).
Учитель предлагает учащимся составить короткий рассказ по рисункам (с. 26 учебника, часть 1) или по наборному полотну.
Например:на полянке гулял один ёжик. К нему прибежал другой. Стало два ёжика.
– Сколько ёжиков было сначала? (Один.)
З а п и с ь н а д о с к е: 1.
– Сколько ёжиков прибежало к нему? (Один.)
З а п и с ь н а д о с к е: 1.
– Сколько ёжиков стало? (Два.)
З а п и с ь н а д о с к е: 2.
– Ёжиков стало больше или меньше? (Больше.)
– Для того, чтобы показать, что ёжиков стало больше или их число увеличилось, в математике используют знак «плюс» (+).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 2
– Чтобы показать, сколько предметов стало, в математике используют знак «равно» (=).
З а п и с ь н а д о с к е: 1 + 1 = 2
– Эту запись можно прочитать так: «Один плюс один равно двум». (Чтение детьми вслух).
– А можно иначе: «К одному прибавить один, получится два». (Чтение детьми вслух.)
Затем учитель просит детей составить рассказ по следующему рисунку в учебнике.
Например:было 3 зайчика. Потом 2 зайчика ушли. Остался один зайчик.
– Сколько зайчиков было? (Три.)
– Сколько ушло? (Два.)
– Сколько осталось? (Один.)
– Больше или меньше стало зайчиков? (Меньше.)
– Верна ли будет запись: 3 + 2? (Нет.)
– Почему? (Зайчиков стало меньше.)
– В математике, для того чтобы показать, что предметов стало меньше, их число уменьшилось, используют знак «минус» (–).
Далее учащиеся исправляют и продолжают запись: 3 – 2 = 1. (Запись выполняется карточками из кассы цифр.)
– Данную запись можно прочитать так: «Три минус два равно одному». (Чтение детьми вслух.) Или по-другому: «Из трёх вычесть два, получится один». (Чтение детьми вслух.)
Пропись изученных знаков.
Р а б о т а в т е т р а д и.
– Для того чтобы вы смогли выполнять такие записи в тетради, вы должны научиться правильно и красиво писать знаки «+», «–», «=».
Учитель показывает учащимся, как правильно пишутся знаки «+», «–», «=». Затем учащиеся «прописывают» их в воздухе, обводят по точечным контурам и пишут с а м о с т о я т е л ь н о. (Знак «равно» дети прописывают в рабочих тетрадях.)
Далее, для того чтобы проверить, как дети усвоили новый материал, учитель может продиктовать несколько выражений, которые ученики записывают в тетрадь. Один из учащихся выполняет работу на доске.
Например:к одному прибавить два, получится три; из двух вычесть один, получится один. И т. д.
После выполнения данной работы учитель может сообщить детям, что такие записи называются равенствами (так как в них есть знак «=»).
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Чем?
У р о к 17. СОСТАВЛЕНИЕ И ЧТЕНИЕ РАВЕНСТВ
Цели урока:продолжать формировать у детей умение правильно использовать знаки арифметических действий «+», «–»; вырабатывать навык чтения равенств разными способами; закреплять знания об изученных числах.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Формирование у учащихся умения правильно использовать знаки «+», «–».
1. Упражнение в умении правильно использовать знаки «+», «–». Чтение равенств.
З а п и с ь н а д о с к е:
1 1 = 2 2 1 = 3
3 1 = 2 3 2 = 1
2 1 = 1 1 2 = 3
– Что заметили? (Пропущены знаки «+», «–»).
– Вставьте нужные знаки, докажите правильность сделанного вами выбора.
Работа проводится ф р о н т а л ь н о.
Сначала дети под руководством учителя дополняют равенства соответствующими знаками. Затем упражняются в чтении равенств разными способами.
Например: 1 1 = 2.
Было 1, стало 2. Число стало больше, значит, пропущен знак «+».
Ч т е н и е: «Один плюс один равно двум».
– Как можно по-другому прочитать это же равенство? (К одному прибавить один, получится два. )
Здесь же учитель может сообщить детям о том, что сделать число больше – значит увеличить его, поэтому данное равенство можно прочитать и так: «Один увеличить на один, получится два».
3 1 = 2.
Было 3, стало 2. Число стало меньше, значит, пропущен знак «– ».
Ч т е н и е: «Три минус один равно двум».
– Как можно иначе прочитать данное равенство? («Из трёх вычесть один, получится два».)
Далее учитель сообщает детям о том, что сделать число меньше – значит уменьшить его, и это равенство можно прочитать следующим образом: «Три уменьшить на один, получится два».
Аналогичная работа проводится с остальными равенствами.
2. Составление математического рассказа с использованием знаков арифметических действий «+», «–».
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
Учащиеся рассматривают рисунки в задании 1 (с. 27 учебника, часть 1), составляют по ним краткий математический рассказ, записывают в тетради числовое выражение, соответствующее рисункам, и его решение.