Тема: Деление с остатком на 10,100,1000

Цели: учить выполнять деление с остатком на 10,100,1000; со­вершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; развивать творческое мышление.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять де­ление с остатком на 10,100,1000 и делать проверку; моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; работать в парах; выполнять за­дания творческого и поискового характера.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Устный счет

- Решите цепочку примеров на полях на с. 27 учебника. (Работа в парах. Пара, подсчитавшая первой, встает. Результаты проверяется. Победители получают приз.) Ответ: 100.

Задания на смекалку

(Работа в парах.)

- Назовите пары однозначных чисел, неравных единице, про изведения которых одинаковы. (3 • 8 = 6 • 4, 2 • 8 = 4 •4, 2 • 6 = 3 •4,2• 9 = 3• 6,4 •9 = 6 •6.)

Работа над задачами

• Вбидоне было 36 л молока. Доярка наполнила 10 трехли­тровых банок. Сколько литров молока осталось в бидоне? (36-3-10 = 6 (л).)

• В спортивную школу привезли 126 мячей. Их запаковали в 12 коробок по 10 мячей в каждой. Сколько мячей оста­лось? (126- 10-12 = 6(м.).)

• В соревнованиях по бальным танцам участвовали 36 чело­век. После первого тура выбыло 10 пар. Сколько участников выступит во втором туре? (36 - 2 • 10 = 16 (чел.).)

• На элеваторе было 42 т зерна. Зерном загрузили 10 машин по4т. Сколько тонн осталось загрузить? (42— 4-10 = 2 (т).)

III. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите на примеры.

68 :10 400: 100 3456 : 1000

340 : 10 827 : 100 7000 : 1000

- На какие две группы их можно разделить? (Примеры на де­ление без остатка и примеры на деление с остатком.)

— Запишите примеры в два столбика.

340 : 10 68 : 10

400 : 100 827 : 100 7000 : 1000 3456 : 1000

— Вспомните, как мы делим на 10 и на 100. (Чтобы число раз­делить на 10, достаточно убрать один ноль. Чтобы число разделить на 100, достаточно убрать два нуля.)

- Найдите значения выражений первого столбика. (34, 4, 7.)

— А сейчас рассмотрим выражения второго столбика. Можем ли мы 68 разделить на 10 без остатка? (Нет. Без остатка не делится.)

- Сколько единиц можно без остатка разделить на 10? (60.)

— Выполните деление этого числа на 10. (60:10 = 6.)

— Как узнать, сколько единиц остается в остатке? (68—60 = 8.)

— Решите аналогично второй пример с объяснением. (800:100 = 8 (ост. 27).)

- Решите третий пример с объяснением. (3456 : 1000 = 3 (ост. 456).)

- Сформулируйте задачи урока. (Научиться выполнять деление с остатком на 10, 100, 1000.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 27 в парах.

№88 (с. 27).(Первые три столбика - коллективно, с комментированием, последний — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.)

Примерные рассуждения учащихся

69 : 10 - без остатка не разделится. Разделим 60 на 10. Полу­чим 6. Это частное, а остаток 9. И т. д.

V. Физкультминутка

Я мороза не боюсь, (Шаги на месте.)

С ним я крепко подружусь. (Хлопки в ладоши.)

Подойдет ко мне мороз, (Присесть.)

Тронет руку, тронет нос. (Показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать, (Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

№89 (с. 27).

— Прочитайте задачу.

— Можем ли мы сразу ответить на вопрос? (Нет. Нам неиз­вестна скорость машины.)

— Как можно найти скорость? (Расстояние разделить на время.)

— Что вы заметили? (6 нельзя разделить на 5.)

— А кто догадался, что нужно сделать? (6 км перевести в ме­тры: 6км = 6000м.)

— Как изменятся теперь единицы измерения скорости? (Ско­рость будет измеряться в метрах в минуту.)

— Как мы узнаем расстояние, пройденное за 40 мин?

— Что нужно сделать, прежде чем узнать, сколько пройдет машина с такой же скоростью за 1 ч? (Надо 1 ч перевести в минуты.)

— Запишите решение задачи двумя выражениями.

№90 (с. 27).

— Прочитайте задачу.

— Как кратко записать условие? (В таблице.)

— Составим таблицу. Что обозначают числа 19, 23? (Коли­чество рюкзаков.)

— Что обозначает число 84? (Общий расход ткани.)

— Какого столбца не хватает? (Расход ткани на один рюкзак.)

— Что нам об этом известно? (На один рюкзак идет одинаковое количество ткани.)

  Расход ткани на один рюкзак Количество рюкзаков Общий расход ткани
Первый день ? (одинаковый) 19 шт. ? ]-84м
Второй день   23 шт. ?  

- Как узнать расход ткани на один рюкзак? (Общий расход ткани разделить на общее число сшитых рюкзаков.)

- Как узнать, сколько рюкзаков сшили? (Сложить количество рюкзаков, сшитых в первый и во второй дни.)

- Как найти расход ткани в каждый из дней? (Количество рюкзаков умножить на расход ткани на один рюкзак.)

- Запишите решение задачи самостоятельно. (Проверка, самооценка.)

Дополнительное задание: составить одну обратную задачу и за­писать ее решение выражением.

№ 91 (с. 27). (Устное выполнение.)

№92 (с. 27).

- Прочитайте задание.

- Составьте первое уравнение, (х- 20 = 40- 6.)

- Как его можно упростить? (Можно найти произведение чи­сел: 40 • 6 = 240.)

- Что неизвестно в уравнении? (Уменьшаемое.)

- Вспомните, как найти уменьшаемое. (К разности прибавить вычитаемое.)

- Запишите решение.

(Аналогично разбирается второе уравнение, решение учащие­ся записывают самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)

VII. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.

Наши рекомендации