Тема: Смысл действия деления

Цели: обобщить знания по раскрытию конкретного смысла действия деления на примере задач; решать задачи на движение.

Организационный момент

Устный счёт

Решите уравнения:

х - 60 = 9

800 : х = 40

х·50 = 2 500

х·70 = 2 100

Решите задачи:

а) Из двух городов навстречу друг другу выехали одновременно мотоциклист и велосипедист. Мото­циклист ехал со скоростью 48 км/ч, а велосипедист — 12 км/ч. Они встретились через 5 ч. Какое рас­стояние проехали мотоциклист и ве­лосипедист?

б) Из двух городов, расстояние между которыми 240 км, навстречу друг другу выехали одновременно мотоциклист со скоростью 46 км/ч и велосипедист со скоростью 14 км/ч. Через какое время они встретятся?

Задание 6*. Нужно установить соответствие меж­ду тремя девочками (Таня, Ира, Лена) и тремя места­ми (I, II, III) с учетом условий:

    I   II   III  
Таня   -   +   -  
Ира   -   -   +  
Лена   +   -   -  

1) место Иры нечетное;

2) Таня заняла не первое место;

3) место у Лены выше, чем у Иры.

Из 1) и 3) следует, что у Иры III место. Остались места I и П.

Из 2) следует, что у Тани II место. Тогда I место у Лены.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Задание 1 (с. 36)

Ученики составляют выражения к за­дачам: а) а : 8; б) 36 : с; в) k • т. Можно дать значения буквам, сделать вычисления, составить и решить об­ратные задачи. В результате дети убеждаются во вза­имосвязи умножения и деления: найти частное от де­ления числа а на число в означает найти такое чис­ло с, что в • с = а.

Задание 2 (с. 36)

По выражению 42 : 7 дети составляют простые задачи с разным содержанием. Но при этом нужно следить, чтобы прозвучали все виды простых задач: деление на равные части, деление по содер­жанию, уменьшение числа в несколько раз, кратное сравнение.

Закрепление изученного материала

Задание 3 (с. 36) - самостоятельно

Задание 5 (с. 37)

¾ Что означает «обратный путь"? Сколько это километров? На какой путь лодка затратила мень­ше времени? Почему? Почему скорость лодки по тече­нию всегда больше, чем скорость против течения?

    Скорость   Время   Расстояние  
Против течения   24 км/ч   ?   72 км  
По те­чению   ?   ?, на 1 ч меньше   72 км  

Тема: Смысл действия деления - student2.ru
Ответ: 36 километров в час.

Задание 8 (. 37)

Сначала нужно нарисовать прямо­угольник с площадью 20 см2. Таких прямоугольни­ков может быть три: с размерами 1 см и 20 см; 2 см и 10 см; 4 см и 5 см. Прямоугольник, площадь которого в 2 раза меньше, можно нарисовать, вычислив его размеры по площади 10 см2: 1 см и 10 см или 2 см и 5 см. А можно рассуждать так: чтобы произведение (площадь) уменьшить в 2 раза, нужно один из множи­телей (сторону) уменьшить в 2 раза. Теперь можно из трех первых прямоугольников образовать новые.



   

10 см 10 см

Задание 7 (с. 37)

Задание 4 (с. 36)

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: № 9, № 10 (ст. 1,2), с. 37

МАТЕМАТИКА

Тема: Частные случаи деления.

Цели: обобщить знания учеников о част­ных случаях деления; складывать и решать уравнения.

Организационный момент

Устный счёт

Решите примеры

2000-75 : 15- 100

1 000 + 72 : 18 • 60

560: 140•1 000 - 2000

(98 : 14) • (96 : 12)

65 : 13•200 + 3200

1 000-48 : 16•300

Задание 6 (с. 39)

При одинаковых числовых значениях получаются разные уравнения:

а) х•8 = 64; в) х-8 = 64;

б) х: 8 = 64; г) х - 64 = 8.

Задание 2 (с. 38)

Решите задачи

Заполните таблицу:

Скорость, км/ч Время, ч Расстояние, км
?
?
?
?
?
? 1 000

• Ель живет до 1 200 лет, а сосна — до 600 лет. Во сколько раз ель живет дольше, чем сосна? На сколько лет ель живет меньше, чем сосна?

• Дятел за день съедает 900 короедов, а мухоловка-пеструшка — 300 мух и комаров. Во сколько раз меньше уничтожает вредителей му­холовка, чем дятел? Сколько вредителей леса уничтожают за день дя­тел и мухоловка вместе?

Задание 5* (с. 39)

Через 25 с первый муравей будет в точке Т, второй — в точке О.

Способ I.

1) 1•25 = 25 (см) — проползет первый муравей;

2) 2 • 25 = 50 (см) — проползет второй муравей;

3) 25 + 50 = 75 (см) — расстояние между мура­вьями.

Способ II.

1) 1 + 2 = 3 (м/с) — скорость отдаления муравьев;

2) 3 • 25 = 75 (см) — расстояние между муравьями.

Расстоянием между муравьями можно считать и ту часть периметра, которую муравьи не пробежали. 5 + 30 + 10 = 45 (см) или 120 - 75 = 45 (см).

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Задание 1 (с. 38)

Задание 7(с. 39)

Подбором ученики находят нужные числа:

а • 1 = 1 : а (а = 1)

а : в = в : а (а = в)

0 : а = 0 • а (любое число, кроме 0)

в : 1 = 0 • в (в = 0)


Наши рекомендации