Тема: Смысл действия деления
Цели: обобщить знания по раскрытию конкретного смысла действия деления на примере задач; решать задачи на движение.
Организационный момент
Устный счёт
Решите уравнения:
х - 60 = 9
800 : х = 40
х·50 = 2 500
х·70 = 2 100
Решите задачи:
а) Из двух городов навстречу друг другу выехали одновременно мотоциклист и велосипедист. Мотоциклист ехал со скоростью 48 км/ч, а велосипедист — 12 км/ч. Они встретились через 5 ч. Какое расстояние проехали мотоциклист и велосипедист?
б) Из двух городов, расстояние между которыми 240 км, навстречу друг другу выехали одновременно мотоциклист со скоростью 46 км/ч и велосипедист со скоростью 14 км/ч. Через какое время они встретятся?
Задание 6*. Нужно установить соответствие между тремя девочками (Таня, Ира, Лена) и тремя местами (I, II, III) с учетом условий:
I | II | III | |
Таня | - | + | - |
Ира | - | - | + |
Лена | + | - | - |
1) место Иры нечетное;
2) Таня заняла не первое место;
3) место у Лены выше, чем у Иры.
Из 1) и 3) следует, что у Иры III место. Остались места I и П.
Из 2) следует, что у Тани II место. Тогда I место у Лены.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 36)
Ученики составляют выражения к задачам: а) а : 8; б) 36 : с; в) k • т. Можно дать значения буквам, сделать вычисления, составить и решить обратные задачи. В результате дети убеждаются во взаимосвязи умножения и деления: найти частное от деления числа а на число в означает найти такое число с, что в • с = а.
Задание 2 (с. 36)
По выражению 42 : 7 дети составляют простые задачи с разным содержанием. Но при этом нужно следить, чтобы прозвучали все виды простых задач: деление на равные части, деление по содержанию, уменьшение числа в несколько раз, кратное сравнение.
Закрепление изученного материала
Задание 3 (с. 36) - самостоятельно
Задание 5 (с. 37)
¾ Что означает «обратный путь"? Сколько это километров? На какой путь лодка затратила меньше времени? Почему? Почему скорость лодки по течению всегда больше, чем скорость против течения?
Скорость | Время | Расстояние | |
Против течения | 24 км/ч | ? | 72 км |
По течению | ? | ?, на 1 ч меньше | 72 км |
Ответ: 36 километров в час.
Задание 8 (. 37)
Сначала нужно нарисовать прямоугольник с площадью 20 см2. Таких прямоугольников может быть три: с размерами 1 см и 20 см; 2 см и 10 см; 4 см и 5 см. Прямоугольник, площадь которого в 2 раза меньше, можно нарисовать, вычислив его размеры по площади 10 см2: 1 см и 10 см или 2 см и 5 см. А можно рассуждать так: чтобы произведение (площадь) уменьшить в 2 раза, нужно один из множителей (сторону) уменьшить в 2 раза. Теперь можно из трех первых прямоугольников образовать новые.
10 см 10 см
Задание 7 (с. 37)
Задание 4 (с. 36)
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: № 9, № 10 (ст. 1,2), с. 37
МАТЕМАТИКА
Тема: Частные случаи деления.
Цели: обобщить знания учеников о частных случаях деления; складывать и решать уравнения.
Организационный момент
Устный счёт
Решите примеры
2000-75 : 15- 100
1 000 + 72 : 18 • 60
560: 140•1 000 - 2000
(98 : 14) • (96 : 12)
65 : 13•200 + 3200
1 000-48 : 16•300
Задание 6 (с. 39)
При одинаковых числовых значениях получаются разные уравнения:
а) х•8 = 64; в) х-8 = 64;
б) х: 8 = 64; г) х - 64 = 8.
Задание 2 (с. 38)
Решите задачи
Заполните таблицу:
Скорость, км/ч | Время, ч | Расстояние, км |
? | ||
? | ||
? | ||
? | ||
? | ||
? | 1 000 |
• Ель живет до 1 200 лет, а сосна — до 600 лет. Во сколько раз ель живет дольше, чем сосна? На сколько лет ель живет меньше, чем сосна?
• Дятел за день съедает 900 короедов, а мухоловка-пеструшка — 300 мух и комаров. Во сколько раз меньше уничтожает вредителей мухоловка, чем дятел? Сколько вредителей леса уничтожают за день дятел и мухоловка вместе?
Задание 5* (с. 39)
Через 25 с первый муравей будет в точке Т, второй — в точке О.
Способ I.
1) 1•25 = 25 (см) — проползет первый муравей;
2) 2 • 25 = 50 (см) — проползет второй муравей;
3) 25 + 50 = 75 (см) — расстояние между муравьями.
Способ II.
1) 1 + 2 = 3 (м/с) — скорость отдаления муравьев;
2) 3 • 25 = 75 (см) — расстояние между муравьями.
Расстоянием между муравьями можно считать и ту часть периметра, которую муравьи не пробежали. 5 + 30 + 10 = 45 (см) или 120 - 75 = 45 (см).
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 38)
Задание 7(с. 39)
Подбором ученики находят нужные числа:
а • 1 = 1 : а (а = 1)
а : в = в : а (а = в)
0 : а = 0 • а (любое число, кроме 0)
в : 1 = 0 • в (в = 0)