Защита генератора от замыкания на корпус
Защита предусмотрена как со стороны «плюса» силовой цепи, так и со стороны «минуса». При попадании «плюса» силовой цепи на корпус тепловоза реле заземления включается по следующей цепи: корпус, контакты разъемов 4, 1 блока выпрямителей БВ3, сопротивление СР33, рабочая катушка реле Р3, контакты 5, 3 блока выпрямителей, рубильник ВР31, сопротивление СР31, шунт ША2.
При попадании «минуса» на корпус тепловоза включение реле РЗ происходит по следующей цепи: корпус, контакты разъемов 4, 5 блока БВ3, катушка РЗ, контакты 2, 3 блока БВЗ, рубильник ВР31, сопротивление СР32, рубильник ВР32, силовые контакты КВТ1. Рабочая катушка реле заземления срабатывает при разности потенциалов от 80 до 100 В. При срабатывании реле заземления его размыкающими контактами разрывается цепь питания катушек контакторов КВ и реле РКВ, благодаря чему снимается нагрузка с тягового генератора.
После срабатывания под действием рабочей катушки реле заземления остается во включенном состоянии благодаря наличию удерживающей катушки, подключенной на напряжение бортовой сети 75В. Для возврата реле в отключенное состояние необходимо нажать кнопку «Возврат реле заземления».
Рубильник ВР32 предусмотрен для определения в какой цепи («плюс» или «минус») произошло замыкание на корпус («землю»). Если при выключении рубильника ВР32 защита срабатывает, то это значит, что замыкание на корпус («заземление») произошло в плюсовой цепи. Если защита при выключении рубильника ВР32 не срабатывает, то это значит, что замыкание на корпус произошло в минусовой цепи. При этом рубильник ВР31 должен находиться во включенном положении.
Рубильник ВР31 предусмотрен для отключения защиты при возникновении замыкания в силовой цепи на корпус.
При срабатывании реле заземления в эксплуатации рекомендуется следующий порядок работы:
1) отключите рубильник ВР32 на нулевой позиции задатчика;
2) нажмите кнопку «Возврат реле заземления», реле заземления должно возвратиться в исходное положение;
3) включите тяговые электродвигатели под нагрузку на напряжение тягового генератора не более 100 В (первая – вторая позиция задатчика).
Если реле заземления не срабатывает, то замыкание на корпус – в минусовой цепи. Срабатывание реле означает, что замыкание – в плюсовой цепи;
4) если не удается обнаружить и устранить место замыкания на корпус, то необходимо отключить рубильник ВР31 и, контролируя допустимый ток генератора, продолжить движение до ближайшего депо для устранения неисправности.
Защита от трогания тепловоза на позиции выше первой
Контактор возбуждения КВ и реле РКВ могут быть включены только на первой позиции задатчика, когда их катушки получают питание через замкнутые контакты реле РУ2. В случае включения тумблера «Управление машинами» при работающем на холостом ходу дизеле на позициях задатчика выше первой включение контактора КВ и реле РКВ не произойдет, так как реле РУ2 на этих позициях включен и его контактами разомкнута цепь питания.
Защита от перегрева воды и масла дизеля
При достижении температуры воды дизеля (90оС) размыкающими контактами термореле РТ3 или температуры масла дизеля (75оС) размыкающими контактами термореле РТ6 отключается контактор возбуждения генератора и этим снимается нагрузка с генератора.
Ослабление искрения поездных контакторов
При снятии нагрузки тягового генератора поездные контакторы П1 и П2 отключаются замыкающими контактами реле РВ4 только после перевода задатчика в нулевую позицию. За это время магнитное поле генератора в значительной степени снизится, и электрическая дуга на силовых контактах поездных контакторов при их размыкании уменьшится.
Отключение цепи с неисправным тяговым электродвигателем
При неисправности электродвигателя передней тележки при остановленном тепловозе отключатель моторов ОМ ставится в положение I, при неисправности электродвигателя задней тележки – в положение II. При этом отключается поездной контактор П1 или П2, одновременно с этим от пакетного переключателя ОМ прекращается подача сигнала в блок УСТА. В этом случае блок УСТА регулирования ограничивает мощность тягового генератора, чтобы предупредить перегрузку и перегрев электродвигателей.