Ритмы. Исследование сукцессивных функций
Инструкция: «Послушай, как я постучу, и, после того как я закончу, постучи точно так же». После этого однократно предъявляется серия ударов по столу (карандашом или палочкой) с длинными и короткими интервалами. Серии постепенно удлиняются и усложняются:
1. Простые ритмы —
Если задание выполнено верно, то переходят к более сложному; если допущено более одной ошибки — задание прекращают.
2. Более сложные ритмы —
3. Сложные ритмы –
Критерий выполнения такой же, как и в простых ритмах.
Оценки:
3 балла — выполнены оба задания;
2 балла — выполнены только простые ритмы;
1 балл — не выполнено ни одного задания.
Для детей старше 6 лет воспроизведение всех указанных ритмических последовательностей не представляет затруднений. Затруднения в выполнении данного упражнения у детей старше 6 лет следует расценивать как один из признаков предрасположенности к дислексии.
Приложение 3 Методы определения моторной асимметрии
Методы определения ведущего уха
§ Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.
§ Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознается услышанное.
Методы определения ведущего глаза
§ Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
§ Рассматривание предмета в «подзорную трубу» осуществляется ведущим глазом.
§ В листе плотной бумаги размером 5х10 см в центре вырезается отверстие 1х1 см; держа лист на расстоянии 30—40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2—3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.
§ В темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.
Методы определения ведущей ноги
§ Подпрыгивание на одной ноге, шаг вперед и шаг назад, вставание на стуле на колени — нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
§ При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.
§ При закидывании ноги на ногу, сверху оказывается функционально преобладающая нога.
§ Испытуемому предлагается сделать несколько скачков через скакалку. Ведущая нога поднимается первой и становится впереди неведущей.
§ Измерение длины шага. Измерить длину 5— 10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину для каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.
Методы определения ведущей руки
Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:
§ Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
§ Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
§ Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
§ Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
§ Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
§ Раздавать карты (ведущая рука та, что раскладывает карты).
§ Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху). Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
§ Рисовать пальцем одной руки круги на ладони другой.
§ Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
§ Переплетение пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
§ Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
§ Детям старше 11 лет предлагается провести вертикальные линии на расстоянии 1—1,5 см друг от друга сначала правой, а затем левой рукой за определенное время. Большее количество линий проводится ведущей рукой.
§ Проба Аннет. Для определения профиля латеральной организации моторных функций (праворукости и леворукости) используется диагностическое устройство, которое представляет собой подставку с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен переставлять деревянные палочки из отверстий одного ряда в другой пятикратно правой рукой и пятикратно левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле
где Тср П — среднее значение времени для правой руки;
Тср Л — среднее значение времени для левой руки
§ Опросник Князевой-Вильдавского. Для определения мануальной асимметрии (праворукости и леворукости) используется опросник, в который входят 10 вопросов, соответствующих унимануальным (выполняемым одной рукой) тестам: «письмо», «рисование», «расчесывание», «мяч», «коробок», «спички» и бимануальным (выполняемым двумя руками) тестам: «бисер», «ножницы», «вращение», «кубики». В качестве ответа испытуемый должен поставить «+» в одной из граф «всегда правой» (1 балл), «чаще правой» (0,5 балла), «любой» (0 баллов), «чаще левой» (—0,5 балла), «всегда левой» (—1 балл).
Результирующий коэффициент мануальной асимметрии рассчитывается по следующей формуле:
где N — число пунктов в опроснике; Хп — оценка по n-му тесту (пункту опросника).
Приложение 4 Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника
Цель
§ Развитие мелкой моторики руки.
§ Отработка дифференциации правых и левых частей тела.
§ Формирование ориентации в окружающем пространстве.
§ Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо — новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.
У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Наибольшие трудности выработки этого навыка — у леворуких детей. Умение различать правую и левую стороны — это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.
Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:
§ Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.
§ Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.
§ После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.
§ Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:
§ Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи книгу слева от себя». Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа — это ближе к правой руке, слева — ближе к левой.
§ Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.
§ Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
§ Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге — справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради — справа или слева.
§ Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа — ручку и т.д.
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:
§ Простой и эффективный способ подготовки руки к письму — книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
§ Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
§ Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мел-кие мышцы пальцев.
§ Существует интересный способ развития пальцев руки — отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.
§ Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
§ Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.
Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним.
Например:
§ Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.
§ Положить кружок, справа от него — нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.
§ Нарисовать точку, ниже точки — крестик, справа от точки — кружок.
§ Нарисовать квадрат, справа от него — крестик, выше
§ крестика поставить точку.
§ Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.
Хотелось бы предупредить родителей об опасности чрезмерно раннего (до пяти с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Может произойти ранняя и неправомерная стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому — образному, творческому. В возрасте до шести лет должно доминировать именно образное мышление. Буквы, цифры, ноты, схемы вытесняют образы, подавляют образное мышление. Кроме того что детская непосредственность подменяется абстрактным мышлением, раннее обучение может спровоцировать невроз.
Краткий словарь терминов
АМБИДЕКСТРИЯ — одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).
АУДИАЛЬНЫЙ — относящийся к органам слуха.
ВЕРБАЛЬНЫЙ (словесный) — обозначение форм.знакового материала, процессы оперирования с этим материалом.
ВИЗУАЛЬНЫЙ — относящийся к органам зрения.
ДЕКСТРАСТРЕСС — стресс, который испытывает леворукий человек в «праворуком» мире.
ДИСГРАФИЯ — наличие специфических ошибок в письме.
ДИСЛЕКСИЯ — частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
ДОМИНАНТНОЕ ПОЛУШАРИЕ — полушарие, преобладающее в активности.
ЗЕРКАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ — нарушение зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации и бинокулярного зрения.
ИНТРОВЕРСИЯ — характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на свой внутренний субъективный мир. Характеризуется необщительностью, замкнутостью, склонностью к самоанализу, затруднениями социальной адаптации.
КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ — ощущения тела, тактильные ощущения, внутренние чувства, такие как вспоминаемые впечатления и эмоции; чувство равновесия.
МЕЖПОЛУШАРНАЯ АСИММЕТРИЯ МОЗГА — неравноценность, качественное различие того «вклада», который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию.
МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе.
МИНИМАЛЬНАЯ МОЗГОВАЯ ДИСФУНКИЯ – небольшая врожденная неравномерность развития отдельных мозговых функций, не затрагивающая интеллекта и умственных способностей.
МОДАЛЬНОСТЬ – ведущий канал восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический).
МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО (комиссуры, межполушарные связи) – толстый пучок нервных волокон, соединяющих два полушария, обеспечивает целостность работы головного мозга.
МОТИРИКА – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции.
НЕВРОЗ – выраженное нарушение функционального состояния нервно-психической сферы.
НЕВРОТИЗАЦИЯ – состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низкой самооценкой.
НЕЙРОПЕДАГОГИКА – наука о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических особенностей ученика и учителя.
ПАТТЕРН – структура, форма, пространственное или временное распределение стимулов, процессов.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ – навязчивое повторение одних и тех же движений.
ПИСЧИЙ СПАЗМ – невроз, проявляющийся в нарушении почерка. Обычно складывается из сочетания дрожания и судорог.
ПОЛОВЫЕ ДИХОТИМИИ – половые различия.
ПРЕНАТАЛЬНЫЙ – период развития человека до рождения.
СЕНСОРНАЯ СИСТЕМА – нервный аппарат восприятия, анализа и синтеза действующих раздражителей. Выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, кинестетическую и другие сенсорные системы.
1 СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды.
2 СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – система способов регуляции психической активности, связанная с речью.
СИНКИНЕЗИИ – дополнительные движения, которые в непроизвольной форме агломерацированы к самим движениям, которые используются либо преднамеренно, либо автоматически (например, движения рук при ходьбе).
СУКЦЕССИВНЫЕ ФУНКЦИИ – последовательные функции.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ – распределение психических функций между правым и левым полушарием.
ЭКСТРАВЕРСИЯ – характеристика индивидуально-психологического склада человека, ориентированного на внешний мир, коллектив.