Половые различия латерализации полушарий
Анализ половых дихотомий (различий) в латерализации полушарий заставляет признать реальность их существования. Специфические для каждого пола психофизиологические возможности, лежащие в основе некоторых сторон познавательного развития, также, по-видимому, зависят от особенностей созревания левого и правого полушарий.
К сожалению, нет специальной программы обучения для девочек или мальчиков. В пособиях для педагогов написано «дети такого-то возраста». При одной и той же школьной методике обучения, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления.
Девочки рождаются более зрелыми детьми на 3—4 недели, чем мальчики. Мальчики на 2—3 месяца позже начинают ходить, на 4—6 месяцев позже говорить. К периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. В начальной школе мальчики как бы младше девочек по своему биологическому возрасту на год. Однако асимметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. К 6 годам у мальчиков заметна функциональная специализация полушарий. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга, то есть диффузность функционирования полушарий.
Восприятие мальчиков и девочек сильно различается по своим физиологическим характеристикам. До 8 лет острота слуха у мальчиков в среднем выше, чем у девочек, Девочки более чувствительны к шуму. В 1—2-х классах у девочек выше кожная чувствительность, то есть их более раздражает телесный дискомфорт, и они более отзывчивы на прикосновение, поглаживание. Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой куклы, тряпочки и играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка. Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используют при этом все предоставленное им пространство. Если пространства мало в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную плоскость: лазают по лестницам, залезают на шкаф.
Общепринято считать возрастом школьной готовности 6—7-летний возраст, независимо от половой принадлежности. В это время процесс школьного обучения никак не учитывает уже достаточно выраженный половой деформизм и психофизиологическую индивидуальность. Так, девочки и мальчики одинаково работают на уроках и должны отвечать общим требованиям школы. Достаточно очевидно, что содержание и формы учения дети разного пола и разного типа функциональной асимметрии мозга воспринимают и строят по-разному (при условии, что семейное воспитание и дошкольное учреждение учитывали их половую принадлежность и психофизиологическую индивидуальность). Эти различия связаны с источниками и характером познавательной мотивации.
Логика развития образовательного процесса приводит к достаточно резкому различию в отношениях к требованиям школы. Если у девочек отношение достаточно лояльное к формам и содержанию учебной работы, а в целом критичное к социальным формам, то у мальчиков резко выражен негативизм не только к системе школьных взаимоотношений, но и к учебной работе вообще.
Индифферентность школьного образования к половым различиям выражается не только в совместности обучения, но и в содержательной безадресности. Так, содержание учебных планов и учебных предметов имеет совершенно явную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построено с расчетом на включение подготовленного ученика в технологический процесс. Таким образом, его можно рассматривать как преимущественно мужское. Формы же организации обучения построены таким образом, что требуют с самых первых шагов прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости. А эти требования по психофизиологическим параметрам ближе к женским.
В силу биологических и психофизиологических свойств девочки являются более конформными и внушаемыми, чем мальчики. Их восприятие более детализировано, отсюда большая чувствительность к внешней упорядоченности, а мышление более конкретно и прагматично, что ориентирует не столько на выявление закономерностей, сколько на получение необходимого результата.
Учителя математики свидетельствуют, что девочки легче справляются с алгеброй (счет, манипуляция с цифрами и формулами), а мальчики — с геометрией (пространственное мышление, мысленные манипуляции с геометрическими формами). Мальчики превосходят девочек по пространственным способностям.
Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после двух лет они в среднем более охотно разговаривают с другими детьми, их речь более правильная и сложная. Еще до начала обучения в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после 11 лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни. Это вербальное превосходство проявляется в разных формах. Так, девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные аналогии. У девочек выше беглость речи, они лучше и быстрее понимают письменный текст.
Такое дифференцированное проявление половых различий приводит к различным типам мышления, восприятия, информации.
В отношении мужского пола эволюция вела отбор на сообразительность, находчивость, изобретательность. Отбор женского пола шел на адаптируемость. В случае несоответствия педагогических воздействий индивидуальным особенностям психики ребенка девочки принимают несвойственную им стратегию решения задач. Мальчики же стараются уйти из-под контроля, так как адаптироваться к несвойственному ему виду деятельности мальчику исключительно трудно.
Мальчики больше ориентированы на информацию, а девочки — на отношения между людьми. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения конкретного ответа (Какой у нас следующий урок?), а девочки ради установления контакта со взрослыми (А Вы к нам еще придете?). Во время ответов на уроках мальчики смотрят в парту, в сторону или перед собой, а девочки — в лицо учителю, ищут подтверждение правильности, ждут одобрения.
Специалисты отмечают, что время, необходимое для вхождения в урок, зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Учителя видят это по обращенным к ним глазам и строят урок таким образом, чтобы самая трудная часть материала пришлась на пик работоспособности. И ориентируются по девочкам. Мальчики врабатываются долго и на учителя смотрят редко. Когда мальчики достигнут пика работоспособности, девочки начинают уставать. Учитель начинает снимать нагрузку, урок входит в другую фазу. Ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.
Практические рекомендации для учителей и родителей
1. Не забывайте, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
2. Никогда не сравнивайте между собой детей, хвалите их за успехи и достижения.
3. Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность, сообразительность.
4. Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и учите их действовать самостоятельно, а не по заранее разработанным схемам.
5. Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
6. Ругая девочку, помните о ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
7. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это бесполезно и безнравственно.
8. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ему ситуацию успеха.
9. Обучая ребенка грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
10. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
11. Вы должны не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться.
12. Помните: нормой для ребенка является — не знать что-либо, не уметь, ошибаться.
13. Лень ребенка — сигнал неблагополучия вашей педагогической деятельности, неправильно выбранная вами методика работы с данным ребенком.
14. Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).
15. Для успешного обучения мы должны свои требования превратить в желания ребенка.
16. Сделайте своей главной заповедью — «не навреди».
Леворукость
Многочисленными исследованиями показано, что центры, ответственные за устную речь, у подавляющего числа леворуких находятся в левом полушарии, как и у всего праворукого человечества. Просто дифференциация функций между полушариями у леворуких не так выражена, как у праворуких. Это приводит к целому ряду важных и интересных последствий.
Учеными была выдвинута гипотеза, что в древности человечество в подавляющем большинстве было леворуким. Преобладание правой руки появилось позднее, в результате эволюции. Левая рука обладает большими потенциальными возможностями. Она выносливее к статическим нагрузкам, точнее определяет на ощупь форму предметов, быстрее достигает заданного усилия.
Истоки возникновения леворукости ученые склонны видеть уже в пренатальном развитии ребенка. Одна из гипотез выглядит следующим образом. На шестой неделе после оплодотворения у человеческого зародыша образуются половые железы, которые вначале одинаковы у обоих полов. Если плод мужского пола, то на третьем месяце внутриутробного развития У-хромосомы начинают дифференцироваться в семенники мужского гормона тестостерона. Тестостерон влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полушария у мужского плода по сравнению с женским плодом и способствует относительно большему развитию правого полушария. Если в левом полушарии развивающегося мозга замедляются процесс миграции нейронов к местам окончательной локализации и установление необходимых связей, то подобная задержка и может привести к леворукости.
Кроме генетического левшества существует левшество патологического характера. В этом случае леворукость может возникать в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией.
Вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности.
Российскими учеными было проведено исследование эмоциональной сферы через восприятие запахов. Оказалось, что праворукие обнаруживают большую чувствительность к эмоциям положительного знака (приятный запах), а для леворуких характерно преобладание эмоций отрицательного знака (неприятный запах), то есть они более пессимистичны.
В нашей стране леворуких в среднем 4—7%, в США — 13%. Среди леворуких людей много выдающихся людей, таких как П. Пикассо, Ю. Цезарь, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Ч. Чаплин, Э. Рубик, А. Македонский, Наполеон, К. Великий, В.И. Даль, Жанна ДАрк, П. Маккартни, У. Клинтон. Леворукие составляют 20% всех талантливых людей с высоким коэффициентом умственного развития.
Очень много леворуких одаренных детей. Из исследований по оценке творческих способностей людей в возрасте от 7 до 20 лет явствует, что у леворуких результаты значительно выше, чем у праворуких. Почему же тогда в ГПТУ леворуких всегда больше, чем в старших классах школы? Почему их много среди трудновоспитуемых подростков и алкоголиков? Среди рабочих левши встречаются в 2 раза чаще, чем среди работников умственного труда. Возможно, разгадка заключается в том, что мы не умеем учить леворуких детей, пользуемся методиками обучения, на них не рассчитанными, не учитывающими особенностей их психики.
Даже на самых ранних этапах развития психики праворукого и леворукого ребенка заметны значительные различия, связанные с особенностями функциональной специализации их левого и правого полушарий.
Праворукость и леворукость формируются в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.
При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.
Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстра-стресса. Амбидекстром был И. П. Павлов.
Леворукость — это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма и часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.
Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие — от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.
Иногда у праворуких людей имеется как бы «скрытое левшество», в котором нетрудно убедиться при помощи специальных тестов. Например, если при переплетении пальцев рук в замок сверху ложится левый большой палец. При переплетении рук на груди сверху оказывается левое предплечье.
Письмо и чтение — асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение. Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела (межполушарные связи, комиссуры), которое к этому возрасту достигает обычно своей функциональной зрелости. Развивать мозолистое тело можно при помощи кинезиологических упражнений.
Еще один важный момент. У ребенка в процессе развития может произойти смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции центральной нервной системы равномерно распределены между двумя полушариями, после чего начинает доминировать правое полушарие и развивается так называемое «скрытое левшество». Таким критическим периодом является возраст 11—12 лет. Этот возраст рассматривается как критический по способности детей к зеркально-подражательным движениям, так как после него эта способность у праворуких людей практически исчезает, сохраняясь лишь у леворуких.
Рассматривая проблему феномена зеркального отражения, необходимо сказать о нарушении чтения у леворуких (дислексия). Оно не является результатом умственной отсталости или физической травмы. Ребенок с дислексией имеет нормальный интеллект. Нарушение носит зрительно-пространственный характер: дети испытывают сложности в восприятии слова как целого (не могут отличить ЛУГ от ГУЛ), не способны уловить связи между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают (СОКОЛ и КОЛОС).
Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому леворуких детей очень много в школах для художественно одаренных.
Но у них чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальны, но методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.
Интересна гипотеза В.Г. Стрелец, выражающаяся в том, что врожденная мануальная асимметрия часто связана с географической широтой и зависит от вектора сил земной гравитации.