Тема 8. Высвобождение и стабилизация персонала

Задание 1.Контрольный тест.

Вариант 1

1. Прекращение трудового договора (контракта) меж­ду администрацией (работодателем) и сотрудником (работником) – это:

а)увольнение персонала

б)высвобождение персонала

в)ротация персонала

г)аутплейсмент

2. Массовое увольнение работников при банкротстве предприятия либо с целью подавления или пре­дотвращения забастовки – это:

а)ротация персонала

б)высвобождение персонала

в)аутплейсмент

г)локаут

3.Этап мероприятий по высвобождению персонала, сопровождающийсякомплексом мероприятий, направленных на юридическое, психологическое консультирование сотрудников, на формирование новых целевых установок и профессиональной востребованности уволенных работников – называется:

а)информационный

б)подготовительный

в)консультационный

г)аутплейсмент

4. Вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны адми­нистрации при увольнении сотрудников – это:

а)увольнение персонала

б)ротация персонала

в)высвобождение персонала

г)аутплейсмент

5. Форма расторжения трудового договора между предприятиями и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания заинтересованным лицам помощи при трудоустройстве – это:

а)увольнение персонала

б)ротация персонала

в)высвобождение персонала

г)аутплейсмент

Вариант 2

1.Этап мероприятий по высвобождению персонала, на которомопределяются критерии отбора претендентов на высвобождение, принимается решение об увольнении сотрудников, определяется правовое обеспечение принятого решения, разрабатывается система меро­приятий по поддержке увольняемых работников – называется:

а)информационный

б)подготовительный

в)консультационный

г)аутплейсмент

2.Этап мероприятий по высвобождению персонала, на котором осуществляетсядоведение до сотрудника сообщения (в письменной форме, в виде приказов, распоряжений и устной индивидуально) – называется:

а)информационный

б)подготовительный

в)консультационный

г)аутплейсмент

3.Обеспечение динамической устойчивости трудового коллектива, достижения и сохранения на приемлемом уровне количественных и качественных параметров человеческих ресурсов организации – это:

а)удержание персонала

б)локаут персонала

в)стабилизация персонала

г)ротация персонала

4.Динамически устойчивое состояние коллектива, взятого как система, которое позволяет коллективу эффективно функционировать и развиваться в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий, и связанных с ними изменений, при сохранении всех своих основных структур – это:

а)удержание кадров

б)аутплейсмент персонала

в)стабилизация персонала

г)стабильность персонала

5.В управлении персоналом норма, показывающая, как часто работник приобретает и теряет работу – это:

а)удержание кадров

б)текучесть кадров

в)локаут персонала

г)стабилизация персонала

Задание 2.Ознакомьтесь с предложенной ситуацией, проанализируйте её. Ответьте на поставленные вопросы.

Ситуация 1

На предприятии ОАО «Волга-М» при анализе текучести кадров была выявлена следующая проблемная группа сотрудников:

- молодые специалисты в возрасте от 25 до 30 лет,

- имеющие высокую заработную плату.

- при увольнении жалоб на морально-психологический климат в коллективе не указывали.

Предположите, какие причины могут быть решающими в увольнении молодых специалистов в данной ситуации? Предложите мероприятия, которые позволят обеспечить стабильность персонала и решить сложившуюся негативную кадровую ситуацию.

Ситуация 2

Основания для увольнения: неудовлетворительное выполнение работы, увольнение по собственному желанию, несоблюдение трудового законодательства со стороны организации, преднамеренное нарушение правил, увольнение в случае болезни, неподчинение, ликвидация организации.

Распределите вышеуказанные основания для увольнения в таблице.

Основания для увольнения со стороны работодателя Основания для увольнения со стороны работника
   

Ситуация 3

На предприятии ООО «Таймыр» при анализе текучести кадров была выявлена следующая проблемная группа сотрудников:

- опытные специалисты в возрасте от 35 до 45 лет,

- имеющие благоприятные условия труда, высокую заработную плату,

- стаж работы в ООО «Таймыр» – 10-15 года.

Предположите, какие причины могут быть решающими в увольнении молодых специалистов в данной ситуации? Предложите мероприятия, которые позволят обеспечить стабильность персонала и решить сложившуюся негативную кадровую ситуацию.

Ситуация 4

На предприятии ООО «Уральск-17» при анализе текучести кадров была выявлена следующая проблемная группа сотрудников:

- молодые специалисты в возрасте от 20 до 23 лет,

- имеющие стабильную заработную плату.

- стаж работы в ООО «Уральск-17» – 1-2 года.

Предположите, какие причины могут быть решающими в увольнении молодых специалистов в данной ситуации? Предложите мероприятия, которые позволят обеспечить стабильность персонала и решить сложившуюся негативную кадровую ситуацию.

Вопросы по теме:

1.Обозначьте отличия понятий «высвобождение персонала» и «увольнение персонала».

2.Сформулируйте причины высвобождения персонала.

3.Охарактеризуйте виды высвобождения персонала

4.Перечислите этапы принятия решений по высвобождению персонала.

5.Назовите основания увольнения персонала, обозначенные в Трудовом кодексе РФ

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

Осмысление сущности управления персоналом, его возникновения, связи с другими науками и направлениями науки об управлении, уяснение идей и целей лежащих в основе управления персоналом – это:

а)философия управления персоналом;

б)концепция управления персоналом;

в)содержание курса «Управление персоналом»;

г)предмет курса «Управление персоналом»;

2. Система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма её реализации в конкретных условиях функционирования организаций – это:

а)философия управления персоналом;

б)концепция управления персоналом;

в)содержание курса «Управление персоналом»;

г)предмет курса «Управление персоналом»;

3. Система знаний, которые связаны с целенаправленным воздействием на персонал предприятия (организации) для обеспечения эффективного функционирования предприятия и удовлетворения потребностей работников, особенно близких интересам трудового коллектива – это:

а)философия управления персоналом;

б)концепция управления персоналом;

в)содержание курса «Управление персоналом»;

г)предмет курса «Управление персоналом»;

4. Принципы и методы управления кадрами предприятия, теоретические и практические проблемы разработки системы управления персоналом, пути реализации кадровой политики, выбор наиболее эффективной технологии, средств и методов кадровой работы применительно к конкретной ситуации, организационные формы реализации системы управления персоналом на предприятии – это:

а)философия управления персоналом;

б)концепция управления персоналом;

в)содержание курса «Управление персоналом»;

г)предмет курса «Управление персоналом»;

5. Правила, основные положения и нормы, которым должны следовать руководители и специалисты в процессе управления персоналом – это:

а)принципы управления персоналом;

б)методы управления персоналом;

в)философия управления персоналом;

г)концепция управления персоналом;

6. Управление персоналом окончательно выделилось в относительно самостоятельную науку:

а)в третьем тысячелетии до н. э. с появлением письменности;

б)с появлением первых организацией и управления ими;

в)во второй половине ХIХ века с появлением первых специалистов по работе с кадрами;

г)в начале ХХ века благодаря трудам Тейлора, Файоля и др. классиков менеджмента;

7. Основателем доктрины человеческих отношений является:

а)Ф.У. Тейлор;

б)Э. Мейо;

в)Г. Форд;

г)Т.Шульц и Г.Беккер;

8. Основателем доктрины научного управления или научной организации труда является:

а)Ф.У. Тейлор;

б)Э. Мейо;

в)Г. Форд;

г)Т.Шульц и Г.Беккер;

9. Разработчиками теории человеческого капитала являются:

а)Ф.У. Тейлор;

б)Э. Мейо;

в)Г. Форд;

г)Т.Шульц и Г.Беккер;

10. Основополагающими принципами системы научной организации труда является:

а)узкая специализация работников, жесткий контроль за ними при приличной зарплате;

б)научное обоснованность основных функций управления, стабильность рабочего места, поощрение инициативы работников;

в)децентрализация управления, групповая организация труда, подчиненность личных интересов общим;

г)подбор здоровых и добросовестных работников, демократический стиль управления, дробление производственных операций;

11. Главный ресурс общества, обеспечивающий его процветание при условии обеспечения воспроизводства, развития, использования этого ресурса с учетом интересов каждого человека – это:

а)человеческие ресурсы

б)персонал

в)кадры

г)трудовые ресурсы

12. Трудоспособная часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги – это:

а)человеческие ресурсы

б)персонал

в)кадры

г)трудовые ресурсы

13. Личный состав организаций, включающий всех наемных работников, а также работающих собственников и совладельцев – это:

а)человеческие ресурсы

б)персонал

в)кадры

г)трудовые ресурсы

14. Основной состав подготовленных, квалифицированных работников предприятий, учреждений, партийных, профсоюзных и общественныхорганизаций той или иной отрасли деятельности – это:

а)человеческие ресурсы

б)персонал

в)кадры

г)трудовые ресурсы

15. Совокупность отдельных работников, их групп, объединенных по какому-либо признаку – это:

а)структура персонала

б)численность персонала

в)команда персонала

г)квалификационный соста персонала

16. Совокупность специализированных структурных подразделений в сфере управления предприятием, призванных управлять персоналом в рамках избранной кадровой политики – это:

а)организационная структура кадровой службы

б)кадровая служба

в)кадровая политика

г)функции кадровой службы

17. Упорядоченная совокупность кадровых органов (подразделений), обеспечивающих управление деятельностью работников, их взаимодействие, соподчинение и взаимоотношения в процессе производства продукции и выполнения рыночных услуг – это:

а)организационная структура кадровой службы

б)кадровая служба

в)кадровая политика

г)функции кадровой службы

18. Организационная структура кадровой службы, которая имеет наиболее простые формы связи между субъектом и объектами управления; при такой структуре во главе каждого подразделения стоит один руководитель, выполняющий все управленческие функции; каждый сотрудник отдела и организации в целом подчиняется непосредственно только указанному руководителю и выполняются распоряжения только своего непосредственного руководителя; вышестоящий руководитель не имеет права отдавать распоряжения работникам, минуя их непосредственного руководителя называется:

а)линейная

б)линейно-функциональная

в)функциональная

г)горизонтальная

19. Организационная структура кадровой службы, которая способствует повышению эффективности управления персоналом за счёт привлечения более квалифицированных специалистов-управленцев в конкретной сфере своей деятельности; органы управления создаются по отдельным функциям называется:

а)линейная

б)линейно-функциональная

в)функциональная

г)горизонтальная

20. Организационная структура кадровой службы, при которой у линейного руководителя появляется так называемый штаб, состоящий из различных функциональных органов, звеньев, отделов, групп или отдельных специалистов, соответствующих конкретной функции управления называется:

а)линейная

б)линейно-функциональная

в)функциональная

г)горизонтальная

21. Кадровая политика – это:

а)система взглядов, требований, принципов, которые определяют основные направления, формы и методы управления финансами с целью создания прибыльного, рентабельного и конкурентоспособного предприятия способного реагировать на изменения условий внешней и внутренней среды;

б)система взглядов, требований, принципов, которые определяют основные направления, формы и методы работы с персоналом, целью которой является создание высокопроизводительного и высокопрофессионального, сплоченного, ответственного коллектив, способного гибко реагировать на изменения внешней и внутренне сред;

в)система взглядов, требований, принципов, которые определяют основные направления работы маркетологов, целью которой является завоевание новых рынков сбыта, удовлетворение потребностей потребителей и создание атмосферы здоровой конкуренции;

г)система теоретико-методологических взглядов на понимание и определение сущности, содержания, целей, задач, критериев, принципов и методов управления персоналом, а также организационно-практических подходов к формированию механизма её реализации в конкретных условиях функционирования организаций

22. Выписка из трудовой книжки – это:

а)документ, который содержит ксерокопию либо написанную от руки копию всех страниц трудовой книжки с необходимой информацией за исключением первого (титульного) листа;

б)документ, который содержит ксерокопию либо написанную от руки копию первого (титульного) листа трудовой книжки и других страниц с необходимой информацией;

в)документ, который содержит ксерокопию либо написанную от руки копию первого (титульного) листа трудовой книжки;

г)документ, который содержит ксерокопию либо написанную от руки копию первого (титульного) листа и всех страниц трудовой книжки, где указаны поощрения и взыскания в отношении сотрудника;

23. Кадровая политика, в русле которой руководство ориентируется на понимание причин, которые привели к возникновению кадровых проблем, а кадровые службы располагают средствами диагностики ситуаций и принимают меры адекватной экстренной помощи, называется:

а)реактивная

б)пассивная

в)активная

г)превентивная

24. Вкладыш в трудовую книжку – это:

а)документ строгой отчетности, который выдается сотруднику работодателем в том случае, когда какой-то из разделов его трудовой книжки заполнен полностью и нет пустого места для внесения новых записей;

б)документ строгой отчетности, который выдается сотруднику работодателем в том случае, когда трудовая книжка полностью заполнена и подлежит уничтожению;

в)документ строгой отчетности, который выдается сотруднику работодателем в том случае, когда трудовая книжка утеряна и должна быть восстановлена в течении определенного срока, который устанавливается ТК РФ;

г)документ строгой отчетности, который выдается сотруднику работодателем в том случае, когда необходимо внести в трудовую книжку сведения касающиеся изменения фамилии сотрудника по тем или иным обстоятельствам;

25. Кадровая политика, которая характеризуется тем, что предприятие ориентируется на включение нового персонала только с низового должностного уровня, а замещение должностей высокого уровня происходит только из числа сотрудников компании, именуется:

а)открытая

б)закрытая

в)активная

г)превентивная

26. Трудовая книжка – это:

а)документ установленного образца, основной документ, который предназначен для трудоустройства и содержит краткие сведения биографического характера;

б)документ установленного образца, основной документ кадровой службы, который представляет собой опросный лист для получения сведений биографического характера о работнике;

в)документ установленного образца, основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника;

г)документ установленного образца, основной документ с заданными типовыми вопросами, ответы на которые требуют от специалистов кадровой службы точного и профессионального заполнения;

27. Форма расторжения трудового договора между предприятиями и работниками, предусматривающая привлечение специализированных организаций в целях оказания заинтересованным лицам помощи при трудоустройстве – это:

а)локаут

б)франчайзинг

в)аутплейсмент

г)аутслейт

28.Кадровые мероприятия, которые призваны оценить соответствие уровня труда, качества и потенциал работника требованиям выполняемой работы– это:

а)отбор персонала

б)конкурсный отбор

в)аутплейсмент

г)аттестация

29. Адаптация, которая заключается в привыкании к условиям труда, режиму работы и отдыха – это:

а)социально-экономическая

б)адаптация работы к человеку

в)профессиональная адаптация

г)психофизиологическая

30. Мотивация труда – это:

а)стремление работника удовлетворить потребности посредством трудовой деятельности

б)процесс увеличения объемов производства и повышения качества

в)процесс удовлетворения потребностей производства через трудовой потенциал

г)процесс побуждения себя и других к деятельности для удовлетворения духовных потребностей

31. Какой элемент не содержится в структуре мотива:

а)благо

б)стимул

в)потребность

г)цена

32. Теория подкрепления Синклера предполагает воздействие на поведение работников посредством следующих способов:

а)положительное подкрепление, наказание, гашение, отрицательное подкрепление

б)толерантное поведение, гашение, наказание, активное поведение,

в)активное подкрепление, косвенное подкрепление, гашение, наказание

г)отрицательное подкрепление, наказание, прямое подкрепление, затухание

33. Функция стимулирования, которая выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности производства – называется:

а)социальная;

б)экономическая;

в)нравственная;

г)административная;

34. Профессиональная (деловая) карьера внутри предприятия реализуется в 3-х направлениях, и соответственно им выделяют виды карьеры:

а)вертикальная, горизонтальная, центростремительная

б)линейно-функциональная, перспективная, горизонтальная

в)перспективная, вертикальная, цикличная

г)горизонтальная, функциональная, нисходящяя

35. Аттестация имеет большое значение и тот факт, что она дает информацию о качестве укомплектованности кадрами различных подразделений, позволяет определить степень эффективности программ развития персонала, мотивирует сотрудников к участию в этих программах – это:

а)социально-экономическое значение аттестации

б)организационно-производственное значение аттестации

в)организационно-административное значение аттестации

г)организационно-экономическое значение аттестации

36. Этап мероприятий по высвобождению персонала, на котором определяются критерии отбора претендентов на высвобождение, принимается решение об увольнении сотрудников, определяется правовое обеспечение принятого решения, разрабатывается система меро­приятий по поддержке увольняемых работников – называется:

а)информационный

б)подготовительный

в)консультационный

г)аутплейсмент

37.Динамически устойчивое состояние коллектива, взятого как система, которое позволяет коллективу эффективно функционировать и развиваться в условиях постоянных внешних и внутренних воздействий, и связанных с ними изменений, при сохранении всех своих основных структур – это:

а)удержание кадров

б)аутплейсмент персонала

в)стабилизация персонала

г)стабильность персонала

38. В управлении персоналом норма, показывающая, как часто работник приобретает и теряет работу – это:

а)удержание кадров

б)текучесть кадров

в)локаут персонала

г)стабилизация персонала

39. Общая потребность предприятия в кадрах определяется по формуле:

а)А = Ч + ДП

б)А = Ч - ДП

в)А = Ч * ДП

г)А = Ч / ДП

40. Базовая потребность предприятия в кадрах Ч определяется по формуле:

а)Ч = ОП + В

б)Ч = ОП * В

в)Ч = ОП / В

г)Ч = ОП - В

Шкала оценивания

Устный опрос

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время проведения текущего контроля определяется баллами в диапазоне 0-100 %. Критериями оценивания при проведении устного опроса является демонстрация основных теоретических положений, в рамках осваиваемой компетенции, умение применять полученные знания на практике, овладение навыками анализа и систематизации.

При оценивании результатов устного опроса используется следующая шкала оценок:

100%-90% Демонстрация знаний основных теоретических положений в полном объёме. Умение применять знания на практике в полной мере. Свободное владение навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.
89%-75% Демонстрация большей части знаний основных теоретических положений. Умение применять знания на практике, допуская при этом незначительные неточности. Владение основными навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.
74% - 60% Демонстрация достаточных знаний основных теоретических положений. Умение применять знания на практике, допуская при этом ошибки. Владение отдельными навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.
менее 60% Демонстрация отсутствия знаний основных теоретических положений. Не умеет применять знания на практике. Не владеет навыками анализа и систематизации в выбранной сфере.

Тестирование

Уровень знаний, умений и навыков обучающегося при устном ответе во время проведения текущего контроля определяется баллами в диапазоне 0-100 %.Критерием оценивания при проведении тестирования, является количество верных ответов, которые дал студент на вопросы теста. При расчете количества баллов, полученных студентом по итогам тестирования, используется следующая формула:

Тема 8. Высвобождение и стабилизация персонала - student2.ru ,

где Б – количество баллов, полученных студентом по итогам тестирования;

В – количество верных ответов, данных студентом на вопросы теста;

О – общее количество вопросов в тесте.

Наши рекомендации