НП «Воронежское Содружество ТСЖ
Руководитель Воронежского городского
Центра общественного контроля
В сфере ЖКХ
У нас разные профессии, социальный статус, материальное положение…. Но всех нас объединяет одно – мы являемся собственниками/пользователями помещений в многоквартирных домах.
Жилищное право затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения. Стареют дома, ветшают коммуникации, и от этого не уйти. Уже сейчас надо вместе оценить сложившуюся ситуацию и подумать, что нужно сделать, чтобы жизнь во всех многоквартирных домах стала безопасной и комфортной.
Мы все хотим жить в мире и дружбе, хотим знать всех, кто живет в нашем доме, подъезде, хотим собираться вместе на праздники двора, как это делали наши родители и деды много лет назад. Не зря мы с особенным теплым чувством смотрим старые советские фильмы, в которых соседи-друзья и товарищи вместе переживают трудности войны, вместе радуются трудовым успехам, отмечают праздники.
Добрососедские отношения - это основа для грамотного и эффективного управления нашим домом. Только в мире с соседями можно создать ТСЖ или проверить, как работает управляющая компания, и правильно ли вам рассчитали тарифы на воду и т.д. Но самое важное - только вместе мы сможем бороться против откровенной и наглой несправедливости, которая все чаще касается нас, жильцов именно в вопросах жилищно-коммунального хозяйства.
«Мой дом – моя крепость» - этот девиз должен применяться не к квартирам, в которых Вы проживаете, а ко всему ДОМУ в целом. Ведь любой многоквартирный дом – это единый организм, и жильцам пора учиться управлять своим общим имуществом, нести ответственность за его содержание в надлежащем состоянии.
Управляющие организации, ТСЖ, кооперативы и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме при непосредственном управлении домом, несут ответственность за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений.
Контроль за соблюдением выполнения обязательств этих организаций в первую очередь осуществляют сами собственники. Если собственники не организованы и пассивны, то дом, в котором они живут, будет стремительно разрушаться. И никакие жалобы в контролирующие организации не помогут…
Пока не изменится психология самих жителей, пока они не почувствуют себя собственниками всего дома, а не только своей квартиры, Вы будете ходить по грязным подъездам, в Ваших подвалах будет стоять вода, вместо уютного двора под Вашими окнами будет стоянка машин.
Активного собственника необходимо воспитывать с детства. Объяснять малышу, что, сломанный домофон – лишняя трата денег, которые могли пойти так же и на устройство новых качелей на детской площадке. Что выброшенная шкурка от банана может привести к травме, может быть, и его близких…
Чтобы завтра жить комфортно в уютном, ухоженном доме, уже сегодня стоит посадить у подъезда цветы, к Новому году совместно с соседями украсить гирляндами подъезд…
В тех домах, где живут активные собственники, нет выбитых окон, разломанных дверей, разрисованных стен, неблагоустроенных детских площадок. Сейчас самое время познакомиться со своим соседями по дому и начать жить по-новому.
От того, насколько Вы активны как собственник в процессе управлению общим имуществом, зависит комфортность проживания в Вашем доме и стоимость Ваших квартир.
Управление многоквартирным домом(далее - МКД)– согласованная деятельность собственников помещений по созданию и поддержанию благоприятных и безопасных условий проживания в этом доме, обеспечивающая:
- надлежащее содержание общего имущества (далее - ОИ),
- решение вопросов пользования этим имуществом,
- предоставление коммунальных услуг (далее - КУ) гражданам, проживающим в этом доме (ч.1 ст.161 ЖК РФ).
Управление осуществляется в отношении каждого отдельного МКД, с учетом состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния ОИ, исходя из минимального перечня услуг и работ(ПП РФ №290), необходимого для обеспечения надлежащего содержания ОИ(ПП РФ №416).
Управление МКД регламентируется постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 416 «О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами», которое установило стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению МКД:
а) собственникамипомещений при непосредственном управлении;
б) ТСЖ, ЖК или иными СПК, осуществляющими управление МКД без заключения договора управления с УО;
в) УО по договору управления МКД.
Управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов:
а) прием, хранение и передача технической документации на МКД и иных связанных с управлением таким домом документов, а также их актуализация и восстановление;
б) сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений, а также о лицах, использующих ОИ на основании заключенных договоров;
в) подготовка предложений собственникам по вопросам содержания и ремонта ОИ:
- разработка перечня услуг и работ по содержанию и ремонту ОИ с учетом минимального перечня (ПП РФ 290);
- финансовое обоснование услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту ОИ с указанием источников их финансирования;
- подготовка предложений по вопросам проведения капремонта (реконструкции) МКД, а также повышения его энергоэффективности;
- подготовка предложений о передаче объектов ОИ в аренду;
- обеспечение ознакомления собственников с подготовленными документами;
г) организация рассмотрения на ОСС вопросов, связанных с управлением МКД, подготовка документов для проведения ОСС;
д) организация оказания услуг и выполнения работ, утвержденных решением ОСС:
- выбор исполнителей услуг и работ по содержанию и ремонту ОИ, и заключение с ними договоров;
- заключение с собственниками договоров, содержащих условия предоставления КУ;
- заключение договоров с РСО на поставку коммунальных ресурсов в МКД, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем;
- осуществление контроля за оказанием услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту ОИ исполнителями, документальное оформление их приемки, а также фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
- ведение претензионной, исковой работы при выявлении фактов выполнения услуг и работ ненадлежащего качества;
е) взаимодействие с органами госвласти и ОМСУ по вопросам управления МКД;
ж) организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту ОИ, управлению МКД и КУ:
- начисление платежей за ЖКУ;
- оформление платежных документов и направление их собственникам/пользователям помещений в МКД;
- осуществление расчетов с РСО за поставленные коммунальные ресурсы;
- ведение претензионной и исковой работы в отношении лиц, не исполнивших обязанность по внесению платы за ЖКУ;
з) обеспечение собственниками, органами управления ТСЖ и кооператива контроля за исполнением решений ОСС, выполнением перечней услуг и работ, достижением целей деятельности по управлению МКД:
- предоставление собственникам отчетов по выполнению ДУ;
- раскрытие информации о деятельности по управлению МКД (ПП РФ 731);
- прием и рассмотрение заявок, предложений и обращений собственников/пользователей в МКД;
- обеспечение контроля собственников за качеством услуг и работ.
УО, ТСЖ или кооператив по требованию собственников обязаны представить акт обследования технического состояния МКД, а при необходимости - заключения экспертных организаций, чтобы подтвердить необходимость выполнения работ/оказания услуг (п.6 ПП РФ 416).
Перечень услуг и работ по содержанию и ремонту ОИ должен содержать объемы, стоимость, периодичность и график их выполнения (п.8 ПП РФ 416).