Характеристика уровней организации движений
в норме и при патологии (по Н.А Бернштейну, 1997)
Название уровня | Мозговой субстрат | Характер афферентации | Функциональное назначение | kонтингент регулируемых движений | Патология (дисфункции) | ||||||||||||||||||||||||||
субкортикальные | |||||||||||||||||||||||||||||||
рубро-спинальНЫЙ УРОВЕНЬ ПАЛЕОКИНЕТИЧЕСКИХ РЕГУЛЯЦИЙ (А) | Спинной мозг с его клеточными образованиями и частью проводящих путей, группа ядер в стволе головного мозга, область гипоталамуса; древний мозжечок и некоторые другие подкорковые образования | Проприоцепторика фонового характера А) древнейшие компоненты проприоцептивной чувствительности (проприоцепторика трогшзмов), исходящие из концевых анпаратов, воспринимающих величину и направление мышечных напряжений и уси- 1ИЙ II ИЗ 010 III- ювыч ainiapaiOB y\d (палеолаби-ринюв) б) древнейшие компонешы тан-1 орецепторики ("про шпат иче-ская чувствшель-ность") ! | Сигнализирует о положении и направлении тела в "поле тяготения", о величинах растяжения (по длине) и напряжения (по силе) скелетных мышц. Выполняет "в самом основном тот круговой коррекционный процесс согласования эф- феморнои активное in каждой мышцы с се lui-личнои дгшнои ' по схеме рефлекторного кольца | В качестве самостоятельных. а)непроизвольные движения: дрожь от холода, стучание зубами от страха, вздрагивание и т.п , б) произвольная моторика: быстрые ритмические движения по механизму "рефлекторного кольца'', движения связанные с ириня-шем и } держанием определенной позы В качестве технических фонов, обеспечивающих возможность всех двигательных актов вышележащих уровней, основным из кот о- рЫХ ЯВЛЯ61СЯ фон гибко реактивного тонуса " | Нарушения по ти- пу гипо- и гипер- функции, прояв- ляющиеся в дис- тониях и тре мо- рах (ГИпО- И 1Ипертонических, гипо- и гиперди- намических син- дромах) При ги- пердинамии от- мечаются общая эигидная гипер- тония (повыше- ние пластическо-ю юнуса) uaia-lenciiH (сохранение приданного положения), "восковая шбкость", тремор покоя (дрожание), шпо-мефия движений (недотягивание до цели) В случае гиподинамии при нарушении афферентной организации наблюдаются гипотония, "манежные движения", расстройства рефлекторной регуляции мышечного тонуса и координации выпадение эфферентной организации приводит К I ИПО10НИИ С падением эластичности мышц, интенционному фемору при произвольных движениях, i ипер-метрии, перераз-гибаемости суставов | ||||||||||||||||||||||||||
СУБКОРТИКАЛЬНЫЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||
таламо-палл- ИДАРНЫЙ, ИЛИ УРОВЕНЬ СИНЕРГИИ И ШТАМПОВ (В) -J о | Две пары самых крупных подкорковых ядерных образования: зрительные бугры (таламус) в качестве афферентаци-онных цен i ров и бледные тела (паллидум) в качестве эффекто-рных центров. "В зрительные бугры сходятся вторые, считая от периферии тела, невроны всей проприоцептив-ной чувствитель- ности и всей экс тероцептивной тангорецептор- икн" | Ведущая аффе-реитация как и у уровня А, по совершенно с другими компонентами и иным, стилем. "Во-первых, ...здесь преобладает новая, суста-вно-угловая, геометрическая иро-приоцепторика скоростей и положений, к которой присоединяется еще обширный комплекс общей экстероцепти-вной чувствител- ьности как прот опатической (ре цепции давления глубинного ося зания). так и эпи критической (дифференцированные осяза тельные рецепции прикосновения, укола, трения, болевая, виб-эационная и гем-юратурная чувствительность ...)". Зо-вторых, все указанные рецепции веду! "построение, заши-)ровку и по-i роение движе-ия, уже подверглись нредвар-1ельно значи- j елышй центральной переработке и синтезу, намно! о более сложному и дифференцированному, чем примитивный синтез рубро-спинально-го уровня". В обобщенном виде характер аффе-рентации представляет собой афферентацию собственного тела, проприоцепт-орику. | Три важнейшю координационных качества а) "приспособ ленносгь ...к об ширным мышея ным сшергиям т.е. способноеп вести высокосла женные движе ния всего тела вовлекающие i согласованную работу многие де сятки мышц, . . управление де сятками протаго нистов, антагон истов, синерхи стов"; б) способность стройно и налажено весш движение во времени, обеспечивать правильное чередование движений всех конечностей при локо-моциях, объединять в общем штме, соблюдаемом с точностью до миллисекунд, движения многозвенных маятни-<ов конечностей в) "наклонность штампам, к че-анной повторяе-ости движений, се равно ритми- ческих или одн-окрашых. но похожих друг на друга, как две монеты". | i. Самост оятельные движения: • а) мимика, пан-- то мгшг/ка и пла-- стыка, т.е выра-- зительные движ-, ения лица, конеч-з ностей и всего ге-- ла; - б) "хореографи-, ческие - не столь-з ко западного, локомоторного, - сколько восточ-. ного, пластиче-- ского танца"; - в) "вольной бес-- снарядовой гим-- настики. накло- ны корпуса, изг ибы, откидыва ние тела, разно образные пласти ко - ритмические движения"; ") полунепроиз зольные движе ^l<я: потягивание зсем гелом, рас травление конеч-юстей, движения шскания, при-ычные монотон-ю - машинал-ные движения и .п. | Нарушения проявляются в виде диссинергий и асинергий при патологической гипо- или гиперфункциях, распространяясь как на самостоятельные, так и на фоновые моторные проявления. При гипофункции (или выпадении) уровня В возникает симпгомо-комплекс паркинсонизма. Недостаточность само- стоятельных синергии порождает амимию, скованность позы, скудость жестов, отсутствие выразительных движений. Выпадение фоновых синкин-езий расстраивает навыки ходьбы, предметные навыки, разрушает многие автоматизированные моторные действия, вызывает разви-•ие персевераций, проявляющихся в иде ослабления дековых и оста-авливающих ме-анизмов. При атологической гиперфункции возникает гиперкинетическая дис-синергия, проявляющаяся в разнообразных ги-перкинезах, избыточных синерг-иях и синкинези-ях. Указанные патологические проявления нарушают моторные координации, быстроту и ловкость движений, препятствуют формированию двигательных навыков. | ||||||||||||||||||||||||||
кортикальные | |||||||||||||||||||||||||||||||
пирамидно-стриальный УРОВЕНЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ПОЛЯ (С) | В состав субстратов афферента-ционной части входит "кортикальная" составляющая "пока еще в виде самых периферийных полей коры..." первичных сенсорных образований: зрительные поля 17 и 18, ося-зательно-пропри-оцептивные отделы заднецен-тральной извилины, в какой-то мере слуховые и вестибулярные области, а также кора полушарий нового мозжечка. Эффекторных субстрактных образования выделяется два чем и обусловливается наличие двух подуровней 1) попосатое тело, состоящее из хвостатого ядра и скорлупы и являющееся верхним этажом экст-рапирамидной эффекторнои системы, и 2) гигантопира-мидное поле 4 коры полушарий, представляющее собой "выходные кортикальные ворота" пирамидной эффекторнои | Ведущая аффе-рентация - "синтетическое пространственное поле ", представляющая собой "синтезы первичных проприо- и тангорецепти-вных ощущений, обросшие отметками местных знаков и упорядоченные в ...единой ДЛЯ ВСЯК01 0 тела системе ко-ординаг". По сравнению с субкортикальными уровнями аффе-рентация уровня С "значительно более синтетична, обобщена и, главное объективирована" | Сенсорная коррекция этого уровня обеспечивает согласование моторных действий с внешним пространством при ведущей роли зрительной афферентации. Функциональное назначение уровня пространственного поля находит отражение в трех его основных свойс!вах: а) объективированности, которая проявляется в соотнесенности пространственного поля к внешн- ему миру и освобождении от связи с собственным телом что характерно для пространственною синтеза уровня синер! ий, б) метричности игеометрично-сти предполагающей точную оценку протяжений, размеров и форм, являющихся в движениях существенными признаками, определяющими их точность и меткость, в) приспособи-телъности к пространству обу- | Движения пространственного поля носят "ясно выраженный целевой характер: они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то". Если движения уровня синергии интра-вертированы, то моторные акты пространственного поля экстра-вертированы, т.е. обращены на внешний мир. "Движения уровня С несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают. ... они имеют начало и конец, иржлуп и достижение замах и бросок или удар, Движения в про с гранственном поле всегда по своей сути пере-местг/тетьны | Нарушения уровня С объединяются под общим названием дистак-сий или атаксий, т.е того, что известно как "нарушения координации". Все известные в клинике атаксии (вестибулярная, мозжечковая и др.) связаны с поражением афферентации именно этого уровня. "... они резко избирательно нарушают пространственную координацию, в первую очередь равнове- сие, локомоции и точность (мег-Kocib)" При поражении пирамидного пути э того уровня возникают спастические параличи | ||||||||||||||||||||||||||
СИС16МЫ | J ________ 5 ___________ g | ||||||||||||||||||||||||||||||
кортикальные | |||||||||||||||||||||||||||||||
Нижний (стриальный) подуровень (С1) j D | Афферешацион-ные образования уровня С не разведены автором по подуровням. К эффекторным субстратам этого подуровня относится полосатое те:ю (striatum), состоящее из двух образований (хвостатого ядра и скорлупы) и являющееся верхним этажом экстрапирамидной эффекторной системы. | Представлена общая характеристика аф-ферентации уровня С (см. выше) без разведения ее по подуровням. | В сериальном подуровне прнспособи-тельность проявляется "по ходу процесса". Так, например, если в детстве сложнейший акт ходьбы оформляется на уровне синергии, то в последующем "стриальный подуровень адаптирует этот акт к рельефу и консистенции дороги, к уклонам, закруглениям, скользким местам, к бесчисленным мелким коллизиям ...". Эта приспособител-ьность осуществляется благодаря зрительному контролю за движением, оценке его направления и дозированию силы по ходу движения. | 1. Всевозможные локо-моишг. ходьба, бег. ползание, лазание, плавание, и др.; локомоции на приспособлениях: бег на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде и т.п., а также различные прыжки : в длину, высоту, глубину, в цель и т.п. П. Нелокомоторные движения всего тела в пространстве', упражнения на брусьях, кольцах, турнике и т.п. III. Движения "манипулирования с пространством " отдельных частей тела: движения пальцев и рук машинистки, музыкантов и т.д., а также движения ука-зывания, прикосновения, укола и т.п. IV. Перемещение вещей в пространстве: перенос, перекладывание, передвигание и т.п., а также доставание, наматывание и т. п. | При дисфункции данного подуровня характерны преимущес-твен-но атак-сические расстройства, проявляющиеся в нарушении пространственной координации. | ||||||||||||||||||||||||||
.. | |||||||||||||||||||||||||||||||
кортикальные | |||||||||||||||||||||||||||||||
Верхний (пирамидный) подуровень (С2) | Эффект орным образованием этого подуровня выступает гигантопир-амидное поле 4 коры полушарий, представляющее корковую часть пирамидной эффекторной системы. | "В верхнем подуровне С2 та же приспособител-ьность к внешнему пространству становится тоньше и специализирова-ннее, приобретая более выраженный целевой или финальный характер, и превращается в проекцию движения на ею конечную точку во внешнем прос!ранс]ве, с установкой на точность или меткость" Таким об-эазом, верхний подуровень обеспечивает максимальную целевую точность | VI. Движения прицеливания: наводка трубы, диоптра, целика; движения перед точным уколом или разрезом; уста-новочно-выжидатель-ные движения вратаря и др. VII. Подражательные и копирующие движения: имитация движений , изображение предмеюв и действий жестами , передразнивание и т д | При поражении пирамидного подуровня на передний план выступают спастические па-эаличи с наличием избирательных дефектов: ухудшение 1 ОЧНЫХ, i рудное 1ь цеаевых движений — | |||||||||||||||||||||||||||
КОРТИКАЛЬ НЫЕ | |||||||||||||||||||||||||||||||
теменно-премотор-ный УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ (D) г | По две группы полей в каждом полушарии Одна из них расположена в нижние от-дета\ теменной до in между сензорны-\ш полями зрительных (затылочная доля) и слуховых (височная доля) вос-прияшй и полями ciuuera- | "Ведущая аф-фереитация уровня есть предмет", что подразумевает широкую трактовку этого термина "Ведущим мотивом является собственно не предмет сам по себе а с мыс товая сторона действия с предметом' По- скольку предмет существует в простран стве и во вре мени, то и "смысловая сторона дей-ствования" с предмет ом содержит в себе "смысловое восприятие и расчленение пространства, и синтетическое переживание времени", в кото-зых строится последовательность и смысловая связь дейст- | Афферентацион-ные системы это-i о уровня "осмысляют чувственно предъявленный предмет и определяют", чш и в каком порядке делать с этим предметом С афферентаци-онной стороной работы уровня связана с мыс ю-вая стр\>кт)ра действия, kolo-рая определяется содержанием возникшей задачи и в свою очередь, сама определяет ют сен-зорный или сен-зорно-гностиче-скии синтез, который адекватен задаче и может обеспечить ее решение" Это сга- НОВИ1СЯ ДОСТИЖИМЫМ за счет возможностей уровня различагь топологические свойства в геометрическом об-эазе объекта, т е его качественные особенности 'вне зависимое ш от его величины, формы, той или | Большинство двигательных актов уровня D носит название "предметных действий", т к по сущее гву имеет дело с предметом Двигательные действия этого уровня, которые, по мнению Н А Берн-штейна, можно было бы назвать "праксиями" , обладают рядом характерных черт Во-первых, они "представляют собой смысювые акты, те. это не столько движения, сколько уже элементарные поступки, определяемые смыслом исклавпенной задачи" Во-вюрых, в их двига-те 1ьиом составе можно вы- членшь "ведмцие движения-звенья, реализующие сущее i-венные смысловые этиы действия, и фоновые, играющие второстепенную по смыслу но нужную служебную роль" В третьих, им свойственно наличие вариативности, проявляющейся в ошичие от других уровней в легких заменах при нобходимости целых звеньев двигательной цепи, эеализующей действие В-четвертых, наличием высоко-ю процента действий, ведущих "не туда", расходящихся с геометрической логикой действия с предметом (открывание отвинчиванием и тд) Это обусловлено тем, ч го действие в уровне D ведется не пространственным а смысловым образом, "по смысловой сущности предмета", ко- | mhoi ообразные клинические картины двигательных нарушений уровня D объединяются под общим названием апраксии, для которых "характерно не только отсутствие каких-либо стойких моторных выпадений - параличей, парезов и т п , но и каких-либо стабильных рас-С1ройсгв коорди- нации При апраксиях ст ра дает не координация двигатетъ-ного акта а его реатзаиия' налицо фак! выпадения or ромных контин тентов двигательных актов и их усвояемости" В зависимости от локализации поражения различают две группы нарушений При поражении ниж-не-теменных отделов возникают одноименные синдромы, объединенные под общим названи- | ||||||||||||||||||||||||||
ческой ташо-рецепторики (задняя центральная извилина) Указанная область обеспечивав аффе-решацион-ные функции уровня Бла-юдаря левой нижне-т сменной области впервые отчетливо проступает неравнозначность сюрон тела (право-рукость, лево-эукость) Вто-эая i руппа -впереди от | |||||||||||||||||||||||||||||||
двигательно-ю поля 4, так называемая премоторная зона (поле 6), к нижней ipa-нице которой примыкает "двш атель-ный центр речи" Брока (поле 44) Премо торные поля в функциональном отношении являются вторичными эф-фекторными зонами | вий "Аффе-рентация уровня действии включает в себя и синтетическое пространство, и синтетическое время " Пространство приобретает абстраш-рующий характер, происходит его катеюриаль-ная opi аниза-ция, "возобладание юпо-логической смысловой схемы над геометрической формой". "Время организуется тоже не метрически, а топологически или категориально: в нем открисга-лизовываются элементы "прежде", "потом". "Пространственные синтезы ... теснее связаны с аф-ферентаци-ей". "Наоборот, временные синтезы ... стоят ближе к эффекто-рике". \ \ { | иной кривизны его очер ганий и т д " Благодаря указанному свойству уровня происходит различение букв, каждая из которых "есть отдельный топо-лошческий класс" при всех различиях в размере, очертаниях и т д их написания Показателем преобладания ю-поло! ической схемы как свойства пространственного синтеза уровня D над формой "служат элементы дву\ характернейших его отправлении: буква в ее написании и звук в его фонетической реализации. И не только смысловая суть буквы "зависит исключительно от топологии взаимного расположения ее штрихов, а не от геометрических признаков, но и движения при ее написании столь же топологичны, не связаны ни с метрикой размера, ни с метрикой формы и геометрического подобия". Как из это- го видно, принцип топологической схемы пространственного синтеза уровня D характерен "не только в плане афферентации, но и в плане управляемой ею эффекторики". Пространственные синтезы "создают предпосылки для смыслового упорядочения мира, помогая вычленению из него объектов для активных манипуляций. Так из афферентации вырастает (субъек- 1ивное) ПрО-СфаНСТВО. ИЗ пространства предмет, из предмета - наиболее обобщенные объективные понятия" Временные синтезы, стоящие ближе к эффекюрике, обеспечивают "смысловую связь и цепную последовательность активных действий по отношению к объекту Из эффек-торики вырастает таким путем (субъективное) время, из времени - смысловое действие, из последнего на наиболее высоких уровнях - поведение, наконец, верховный синтез поведения -личность или субъект" | торая "не всегда совпадает с геометрической формой, с пространственно-кинематическими свойствами предмета" Выделение групп среди многообразия двигательных актон осуществляется "бла! одаря характеристической особенное ш уровня D богатству очень разнородных и подчас сложных фоновых структур " В каждой группе даются примеры соответственных действий из производственной, бытовой сфер и спортивно-игровых занятий '7/л ппа 1 Двигательные акть со сравнительно мачым участием технических фонск (высших автоматизмов)" Этс предметные ориентировочные движения ощупывание, раз i лядывание, примеривание выбирание и т п , "предмет ные действия новичка"; топологическое манипулирование с пространством: изображение на бумаге фигуры, схематическое рисование; устанавливание предмета, насыпание, наливание, открывание коробок и т.п.; отстукивание ритмов. Это "общечеловеческая" группа предметных действий, не включающая в себя специальных навыков. "Группа II. Акты с преобладанием фонового участия верхнего подуровня пространственного поля С2". Это действия, навыки которых связаны с точностью, метричностью, оптическим контролем: черчение, сборка механизмов, манипуляции с точными инструментами и приборами; из бытовых движений: вдевание нитки в игу, заточка каранда- ша и т.п.; спортивных движений не обнаруживается; из игровых: закатывание шариков устанавливание малоустойчивых фигурок и т.п "Группа III. Акты с преобладанием фонового участия нижнего подуровня пространственного поля С1 ". Из производственных: движения шофера, машиниста, кузнеца, прачки и т.д.; из бытовых: глажение утюгом, бритье, шнуровка обуви, перелистывание листов, закуривание и т.п.; из спортивно-игровых: влезание по веревке, на лест-шцу или дерево, балансирование предметами при неустойчивом равновесии и т.п. Труппа IV. Акты с преобладающим фоновым участием уровня сигсргий В". 4з производственных: работа косца землекопа, работа, связанная с кручением рукоятей, mhoi ие конвейерные операции, из бытовых вязание на спицах, завязывание узлов, мот ание ниток, заплетание косы , надевание одежды и т н , из спортивно игровых французская борьба, дзюдо, в некоторой мере - прыжок с шестом и т п "Группа V Акты с необходимым фоновым участием как уровня пространственного поля так и уровня синергии " Из профессинальных действий - "прежде всего письмо и речедвигательный процесс ", а также деист вия рабочего прокатною стана, матроса на парусном судне, мно!ие из высокоспециализированных рабочих навыков, из бытовых шитье и вышивание, чистка плодов и овощей и г п , из спортивно- игровых фехтование, стрельба из лука, метание спортивных и охотничьих снарядов, гребля, "ассистирование" в парной акробатике и балете "Группа VI Акты с преобладанием фонового участия руб-ро-спиналъного уровня А, катание пилюль, некоторые из движений массажа, vibiato левой руки скрипача, обмахивание веером; ряд производственных фиксаций и хваток" | ем сензорных ипи гностических, апраксий, чем оттеняется их афферентаци-онный характер При этом возникают "нарушения в смысловой структуре сложных двигательных актов" полный распад плана движения, либо при его сохранности- нарушение реализации (выпадение отдельных звеньев, включение других, наруше-- ние порядка, персеверации и т д ) При поражении премоторных полей разновидности нарушений объединяются под общим названием кинетических, или премоторных, ап-раксий, для которых характерны "нарушения в протекании двигательного состава действуя при сохранности всей основы его смысловой структуры". Здесь нарушен механизм реализации действия на границе между пониманием задачи и ее раз- решением: план действия есть, но осуществление его оказывается беспомощным (движения неловки, "тутодум-ны", "по складам"). Нарушения в протекании двигательного состава проявляются "в глубоком эаспаде двигательных навыков, т.е в деавто-матизации смысловых или предметных цепей". Зсе, что в норме совершается автоматизирование, при премо-торной апраксии распадается Де-авто матнзация как "потеря возможности фоновою использования того низового уровня, на который были раньше переключены те или другие компонешы движения, может проявляться двумя разновидностями "либо распадом самого низового уровня, либо же нарушением функциональной связи между анатомическими субстратами ведущего уровня и того ни- зового, о котором идет речь" | |||||||||||||||||||||||||||
Название уровня | Мозювой субсфа] | XapaKiep афферешащш | Функциональное назначение | Контингент per улируемыч движений | Патология (дисфункции) | ||||||||||||||||||||||||||
высшие кортикальные | |||||||||||||||||||||||||||||||
уровни, ЛЕЖАЩИЕ ВЫШЕ УРОВНЯ ДЕЙС1 ВИЙ (ГРУППА Е) ! J | "Для эт ой уров-невой труппы, -отмечает Н А Бернштейн, -сейчас невозможно, как кажется, конкретизировать" кортикальную локализацию "(кроме только явно существенных для ее эффект орики лобных долей полушарий, в частности, полей 9 и 10)". | Как и в 0! ношении кортикальной локализации, по мнению Н.А Бернштейна, конкретизировать ведущие афферешащш уровне-вой группы Е также не представляется возможным. | В уровне Е отмечаются "по меньшей мере две координационные перешифровки". Во-первых, "перешифровка фонетическая и грамматическая ( ), т е перевод фонетического образа речевого звука на язык азбучного начертания, и перевод фонетического образа спова на язык грамматически верного буквен- | К этому уровню причисляются '"символические или условные смысловые действия, к которым, в первую очередь относятся не технически-исполнительные, а ведущие в смысловом отношении координации речи и письма, двигательные цепи, объединяемые не предметом, а мнестиче-ской схемой, отвлеченным задани- | "Качественные особые выпадения" в группе Е делятся на два класса К первому автор относит группу расстройств: "сен-зорные афазию, алексию, асимбо-лию, амузию и т.д., т.е. соответственно утраты смысловой речи, чтения, запаса слов, способности к музыкальному восприятию и т.д." Общее для | ||||||||||||||||||||||||||
ного подбора' Во-вторых, - "пе решифровка смы еловая, т.е. пре вращение зерн мысли или фразь на знакомом, но не родном языке или высказыв ания, помнящего ся лишь по ei о общему смыслу и т.д., в звуковой и, далее, графический образ слов"; а также написание чисел, "где над фонетической переши-фовкой ("гри"-"3", "двести"-"200") с гош еще смысловая или эифмо-r рафнче- | ем или замыслом т.д.", а также "дви жения, изобража ющие предметно действие при от сутствии реально 1 о объекта этого действия; предмет ные действия, для кот орых предмет является уже не непосредственным объектом, а вспомогательным средством для воспроизведения в нем пли с его помощью бстрагированных. непредметных со-гаошений". Все ш действия, по 1ысли автора, есть сложные и интел-екгуадизирова- | всех этих выпадений - потеря "в той или иной области смысловых (уже не предметных) мотивов". Второй класс выпадений дает "лобный синдром" с "определяющей его разрозненностью поведения, утерей связи между сделанным и тем, что предстоит делать, распадом оответствия между ситуацией и ействованием и .д., т.е. синдром эффекторным бликом выпаде-ия" Оба класса | |||||||||||||||||||||||||||||
екая ("i рис if семь" - "307". ; пс iOO - 7Г | иные акты поведения" Не рискуя "впасчь в ошибку'' Ы А Бернштейн не классифицирует двша1ельные акты уровня Е, но уверенно называв! две их группы "1) все виды речи и письменности (устная речь, пальцевая речь глухонемых, морзирование, . и т п., письмо от руки, машинопись, стенография, ... и т.п.), и 2) музыкальное, театральное и хореографическое испопне-ние" | выпадении дают "двикнелычые нарушения ipy-ги\ шпов ио сравнению с ап-раксиями" | |||||||||||||||||||||||||||||