Характеристика уровней организации движений

в норме и при патологии (по Н.А Бернштейну, 1997)

Название уровня Мозговой субстрат Характер афферентации Функциональное назначение kонтингент регулируемых движений Патология (дисфункции)
субкортикальные
рубро-спинальНЫЙ УРОВЕНЬ ПАЛЕОКИНЕТИЧЕСКИХ РЕГУЛЯЦИЙ (А) Спинной мозг с его клеточными образованиями и частью проводящих путей, группа ядер в стволе головного мозга, область гипоталамуса; древний мозжечок и некоторые другие подкорковые образования Проприоцепторика фонового характера А) древнейшие компоненты проприоцептивной чувствительности (проприоцепторика трогшзмов), исходящие из концевых анпаратов, воспринимающих величину и направление мышечных на­пряжений и уси- 1ИЙ II ИЗ 010 III- ювыч ainiapaiOB y\d (палеолаби-ринюв) б) древнейшие компонешы тан-1 орецепторики ("про шпат иче-ская чувствшель-ность") ! Сигнализирует о положении и направлении тела в "поле тяготения", о величинах растяжения (по длине) и напряжения (по силе) скелетных мышц. Выполняет "в самом основном тот круговой коррекционный процесс согласования эф- феморнои актив­ное in каждой мышцы с се lui-личнои дгшнои ' по схеме рефлек­торного кольца В качестве самостоятельных. а)непроизвольные движения: дрожь от холода, стучание зубами от страха, вздрагивание и т.п , б) произвольная моторика: быстрые ритмические движения по механизму "рефлекторного кольца'', движения свя­занные с ириня-шем и } держани­ем определенной позы В качестве техни­ческих фонов, обеспечивающих возможность всех двигательных ак­тов вышележа­щих уровней, ос­новным из кот о- рЫХ ЯВЛЯ61СЯ фон гибко реак­тивного тонуса " Нарушения по ти- пу гипо- и гипер- функции, прояв- ляющиеся в дис- тониях и тре мо- рах (ГИпО- И 1Ипертонических, гипо- и гиперди- намических син- дромах) При ги- пердинамии от- мечаются общая эигидная гипер- тония (повыше- ние пластическо-ю юнуса) uaia-lenciiH (сохране­ние приданного положения), "вос­ковая шбкость", тремор покоя (дрожание), шпо-мефия движений (недотягивание до цели) В случае гиподи­намии при нару­шении аффе­рентной органи­зации наблюда­ются гипотония, "манежные дви­жения", расстрой­ства рефлектор­ной регуляции мышечного тону­са и координа­ции выпадение эфферентной ор­ганизации приво­дит К I ИПО10НИИ С падением эла­стичности мышц, интенционному фемору при про­извольных дви­жениях, i ипер-метрии, перераз-гибаемости суста­вов
СУБКОРТИКАЛЬ­НЫЕ
таламо-палл- ИДАРНЫЙ, ИЛИ УРОВЕНЬ СИ­НЕРГИИ И ШТАМ­ПОВ (В) -J о Две пары самых крупных подкор­ковых ядерных образования: зри­тельные бугры (таламус) в качес­тве афферентаци-онных цен i ров и бледные тела (паллидум) в ка­честве эффекто-рных центров. "В зрительные буг­ры сходятся вто­рые, считая от пе­риферии тела, невроны всей проприоцептив-ной чувствитель- ности и всей экс тероцептивной тангорецептор- икн" Ведущая аффе-реитация как и у уровня А, по со­вершенно с друг­ими компонента­ми и иным, сти­лем. "Во-первых, ...здесь преоблад­ает новая, суста-вно-угловая, гео­метрическая иро-приоцепторика скоростей и поло­жений, к которой присоединяется еще обширный комплекс общей экстероцепти-вной чувствител- ьности как прот опатической (ре цепции давления глубинного ося зания). так и эпи критической (дифференциро­ванные осяза тельные реце­пции прикоснове­ния, укола, тре­ния, болевая, виб-эационная и гем-юратурная чувст­вительность ...)". Зо-вторых, все указанные рецеп­ции веду! "по­строение, заши-)ровку и по-i роение движе-ия, уже подверг­лись нредвар-1ельно значи- j елышй цен­тральной перер­аботке и синтезу, намно! о более сложному и диф­ференцированн­ому, чем прим­итивный синтез рубро-спинально-го уровня". В обобщенном виде характер аффе-рентации пред­ставляет собой афферентацию собственного те­ла, проприоцепт-орику. Три важнейшю координацио­нных качества а) "приспособ ленносгь ...к об ширным мышея ным сшергиям т.е. способноеп вести высокосла женные движе ния всего тела вовлекающие i согласованную работу многие де сятки мышц, . . управление де сятками протаго нистов, антагон истов, синерхи стов"; б) способность стройно и нала­жено весш дви­жение во време­ни, обеспечивать правильное чер­едование движе­ний всех конеч­ностей при локо-моциях, объеди­нять в общем штме, соблюдае­мом с точностью до миллисекунд, движения мног­озвенных маятни-<ов конечностей в) "наклонность штампам, к че-анной повторяе-ости движений, се равно ритми- ческих или одн-окрашых. но по­хожих друг на друга, как две мо­неты". i. Самост оятельные движения: • а) мимика, пан-- то мгшг/ка и пла-- стыка, т.е выра-- зительные движ-, ения лица, конеч-з ностей и всего ге-- ла; - б) "хореографи-, ческие - не столь-з ко западного, ло­комоторного, - сколько восточ-. ного, пластиче-- ского танца"; - в) "вольной бес-- снарядовой гим-- настики. накло- ны корпуса, изг ибы, откидыва ние тела, разно образные пласти ко - ритмические движения"; ") полунепроиз зольные движе ^l<я: потягивание зсем гелом, рас травление конеч-юстей, движения шскания, при-ычные монотон-ю - машинал-ные движения и .п. Нарушения про­являются в виде диссинергий и асинергий при патологической гипо- или гипер­функциях, рас­пространяясь как на самостоятель­ные, так и на фо­новые моторные проявления. При гипофункции (или выпадении) уровня В возни­кает симпгомо-комплекс паркин­сонизма. Недост­аточность само- стоятельных си­нергии порожда­ет амимию, ско­ванность позы, скудость жестов, отсутствие выраз­ительных движе­ний. Выпадение фоновых синкин-езий расстраивает навыки ходьбы, предметные на­выки, разрушает многие автомати­зированные мото­рные действия, вызывает разви-•ие персевераций, проявляющихся в иде ослабления дековых и оста-авливающих ме-анизмов. При атологической гиперфункции возникает гиперк­инетическая дис-синергия, прояв­ляющаяся в раз­нообразных ги-перкинезах, изб­ыточных синерг-иях и синкинези-ях. Указанные па­тологические проявления нару­шают моторные координации, бы­строту и ловкость движений, препя­тствуют форми­рованию двиг­ательных навы­ков.
кортикальные
пирамидно-стриальный УРОВЕНЬ ПРОСТРАНСТВЕН­НОГО ПОЛЯ (С) В состав субстра­тов афферента-ционной части входит "корти­кальная" состав­ляющая "пока еще в виде самых периферийных полей коры..." первичных сен­сорных образова­ний: зрительные поля 17 и 18, ося-зательно-пропри-оцептивные отд­елы заднецен-тральной извили­ны, в какой-то мере слуховые и вестибулярные области, а также кора полушарий нового мозжечка. Эффекторных субстрактных об­разования выде­ляется два чем и обусловливается наличие двух по­дуровней 1) попосатое те­ло, состоящее из хвостатого ядра и скорлупы и яв­ляющееся верх­ним этажом экст-рапирамидной эффекторнои сис­темы, и 2) гигантопира-мидное поле 4 ко­ры полушарий, представляющее собой "выходные кортикальные во­рота" пирамид­ной эффекторнои Ведущая аффе-рентация - "син­тетическое про­странственное поле ", представ­ляющая собой "синтезы первич­ных проприо- и тангорецепти-вных ощущений, обросшие отмет­ками местных знаков и упорядо­ченные в ...еди­ной ДЛЯ ВСЯК01 0 тела системе ко-ординаг". По сравнению с суб­кортикальными уровнями аффе-рентация уровня С "значительно более синтетична, обобщена и, глав­ное объективир­ована" Сенсорная кор­рекция этого уровня обеспеч­ивает согласова­ние моторных действий с внеш­ним пространст­вом при ведущей роли зрительной афферентации. Функциональное назначение уров­ня пространстве­нного поля нахо­дит отражение в трех его основ­ных свойс!вах: а) объективирова­нности, которая проявляется в со­отнесенности пространственн­ого поля к внешн- ему миру и осво­бождении от свя­зи с собственным телом что харак­терно для про­странственною синтеза уровня синер! ий, б) метричности игеометрично-сти предпола­гающей точную оценку протяже­ний, размеров и форм, являющих­ся в движениях существенными признаками, оп­ределяющими их точность и мет­кость, в) приспособи-телъности к про­странству обу- - ..... •- • ____ словленной пере­местит ельным ха­рактером движе­ний этого уровня, что предпола!ает их "прилажива ние к условиям внешни о про­странства", в ко­тором они проте-<ают Приспособ-шельнос!ь про-вляется по раз­ному на каждом из подуровней | Движения про­странственного поля носят "ясно выраженный це­левой характер: они ведут откуда-то, куда-то и за­чем-то". Если движения уровня синергии интра-вертированы, то моторные акты пространственн­ого поля экстра-вертированы, т.е. обращены на внешний мир. "Движения уров­ня С несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасыв­ают. ... они имеют начало и конец, иржлуп и дост­ижение замах и бросок или удар, Движения в про с гранственном поле всегда по своей сути пере-местг/тетьны Нарушения уров­ня С объединяют­ся под общим на­званием дистак-сий или атаксий, т.е того, что из­вестно как "на­рушения коорди­нации". Все из­вестные в клин­ике атаксии (вес­тибулярная, моз­жечковая и др.) связаны с пора­жением аффере­нтации именно этого уровня. "... они резко избира­тельно нарушают пространстве­нную координа­цию, в первую очередь равнове- сие, локомоции и точность (мег-Kocib)" При пор­ажении пирамид­ного пути э того уровня возника­ют спастические параличи
СИС16МЫ J ________ 5 ___________ g
кортикальные
Нижний (стриальный) подуровень (С1) j D Афферешацион-ные образования уровня С не раз­ведены автором по подуровням. К эффекторным субстратам этого подуровня отно­сится полосатое те:ю (striatum), состоящее из двух образований (хвостатого ядра и скорлупы) и яв­ляющееся верх­ним этажом экст­рапирамидной эффекторной сис­темы. Представлена общая харак­теристика аф-ферентации уровня С (см. выше) без разведения ее по подуров­ням. В сериальном поду­ровне прнспособи-тельность проявля­ется "по ходу про­цесса". Так, напри­мер, если в детстве сложнейший акт ходьбы оформляет­ся на уровне синер­гии, то в последу­ющем "стриальный подуровень адапти­рует этот акт к рельефу и конси­стенции дороги, к уклонам, закругле­ниям, скользким местам, к бесчис­ленным мелким коллизиям ...". Эта приспособител-ьность осуществл­яется благодаря зрительному кон­тролю за движени­ем, оценке его на­правления и дозир­ованию силы по хо­ду движения. 1. Всевозможные локо-моишг. ходьба, бег. пол­зание, лазание, плава­ние, и др.; локомоции на приспособлениях: бег на коньках, ходьба на лыжах, езда на вело­сипеде и т.п., а также различные прыжки : в длину, высоту, глубину, в цель и т.п. П. Нелокомоторные движения всего тела в пространстве', упраж­нения на брусьях, коль­цах, турнике и т.п. III. Движения "манипу­лирования с простран­ством " отдельных час­тей тела: движения пальцев и рук машинис­тки, музыкантов и т.д., а также движения ука-зывания, прикоснове­ния, укола и т.п. IV. Перемещение вещей в пространстве: пере­нос, перекладывание, передвигание и т.п., а также доставание, нама­тывание и т. п. При дис­функции данного по­дуровня ха­рактерны преимущес-твен-но атак-сические рас­стройства, проявляю­щиеся в на­рушении пространст­венной коор­динации.
..
кортикальные
Верхний (пирамидный) подуровень (С2) Эффект орным об­разованием этого подуровня высту­пает гигантопир-амидное поле 4 коры полушарий, представляющее корковую часть пирамидной эф­фекторной систе­мы. "В верхнем поду­ровне С2 та же приспособител-ьность к внешнему пространству ста­новится тоньше и специализирова-ннее, приобретая более выраженный целевой или финал­ьный характер, и превращается в проекцию движе­ния на ею конеч­ную точку во внеш­нем прос!ранс]ве, с установкой на точ­ность или мет­кость" Таким об-эазом, верхний по­дуровень обеспеч­ивает максималь­ную целевую точ­ность VI. Движения прицели­вания: наводка трубы, диоптра, целика; движе­ния перед точным уко­лом или разрезом; уста-новочно-выжидатель-ные движения вратаря и др. VII. Подражательные и копирующие движе­ния: имитация движе­ний , изображение предмеюв и действий жестами , передразни­вание и т д При пораже­нии пира­мидного по­дуровня на передний план высту­пают спаст­ические па-эаличи с на­личием изби­рательных дефектов: ухудшение 1 ОЧНЫХ, i рудное 1ь цеаевых движений — '
КОРТИКАЛЬ НЫЕ
теменно-премотор-ный УРОВЕНЬ ДЕЙСТВИЙ (D) г По две груп­пы полей в каждом полу­шарии Одна из них распо­ложена в нижние от-дета\ темен­ной до in меж­ду сензорны-\ш полями зрительных (затылочная доля) и слухо­вых (височ­ная доля) вос-прияшй и по­лями ciuuera- "Ведущая аф-фереитация уровня есть предмет", что подразу­мевает широ­кую трактов­ку этого тер­мина "Веду­щим мотивом является собственно не предмет сам по себе а с мыс товая сторона дей­ствия с пред­метом' По- скольку пред­мет существу­ет в простран стве и во вре мени, то и "смысловая сторона дей-ствования" с предмет ом содержит в себе "смысло­вое воспри­ятие и расчле­нение про­странства, и синтетиче­ское пережи­вание време­ни", в кото-зых строится последова­тельность и смысловая связь дейст- Афферентацион-ные системы это-i о уровня "ос­мысляют чувст­венно предъяв­ленный предмет и определяют", чш и в каком по­рядке делать с этим предметом С афферентаци-онной стороной работы уровня связана с мыс ю-вая стр\>кт)ра действия, kolo-рая определяется содержанием возникшей зада­чи и в свою оче­редь, сама опре­деляет ют сен-зорный или сен-зорно-гностиче-скии синтез, ко­торый адекватен задаче и может обеспечить ее ре­шение" Это сга- НОВИ1СЯ ДОСТИ­ЖИМЫМ за счет возможностей уровня различагь топологические свойства в гео­метрическом об-эазе объекта, т е его качествен­ные особенности 'вне зависимое ш от его величины, формы, той или Большинство двигательных актов уровня D носит назва­ние "предметных действий", т к по сущее гву имеет дело с предметом Двигательные действия этого уровня, кото­рые, по мнению Н А Берн-штейна, можно было бы на­звать "праксиями" , обладают рядом характерных черт Во-первых, они "представляют собой смысювые акты, те. это не столько движения, сколько уже элементарные поступки, определяемые смыслом исклавпенной зада­чи" Во-вюрых, в их двига-те 1ьиом составе можно вы- членшь "ведмцие движения-звенья, реализующие сущее i-венные смысловые этиы дей­ствия, и фоновые, играющие второстепенную по смыслу но нужную служебную роль" В третьих, им свойственно наличие вариативности, про­являющейся в ошичие от дру­гих уровней в легких заменах при нобходимости целых звеньев двигательной цепи, эеализующей действие В-четвертых, наличием высоко-ю процента действий, веду­щих "не туда", расходящихся с геометрической логикой действия с предметом (откры­вание отвинчиванием и тд) Это обусловлено тем, ч го действие в уровне D ведется не пространственным а смы­словым образом, "по смысло­вой сущности предмета", ко- mhoi ообразные клинические кар­тины двигатель­ных нарушений уровня D объеди­няются под об­щим названием апраксии, для ко­торых "характер­но не только от­сутствие каких-либо стойких мо­торных выпаде­ний - параличей, парезов и т п , но и каких-либо ста­бильных рас-С1ройсгв коорди- нации При апраксиях ст ра дает не коорди­нация двигатетъ-ного акта а его реатзаиия' налицо фак! выпадения or ромных контин тентов двига­тельных актов и их усвояемости" В зависимости от локализации по­ражения различа­ют две группы нарушений При поражении ниж-не-теменных от­делов возникают одноименные синдромы, объе­диненные под общим названи-
ческой ташо-рецепторики (задняя цен­тральная из­вилина) Ука­занная об­ласть обеспе­чивав аффе-решацион-ные функции уровня Бла-юдаря левой нижне-т смен­ной области впервые от­четливо про­ступает не­равнознач­ность сюрон тела (право-рукость, лево-эукость) Вто-эая i руппа -впереди от
двигательно-ю поля 4, так называемая премоторная зона (поле 6), к нижней ipa-нице которой примыкает "двш атель-ный центр ре­чи" Брока (поле 44) Премо торные поля в функ­циональном отношении являются вто­ричными эф-фекторными зонами вий "Аффе-рентация уровня дейст­вии включает в себя и син­тетическое пространство, и синтетиче­ское время " Простран­ство приобре­тает абстраш-рующий ха­рактер, про­исходит его катеюриаль-ная opi аниза-ция, "возоб­ладание юпо-логической смысловой схемы над геометриче­ской формой". "Время организуется тоже не метрически, а топологиче­ски или кате­гориально: в нем открисга-лизовываются элементы "прежде", "потом". "Пространст­венные синте­зы ... теснее связаны с аф-ферентаци-ей". "Наобо­рот, времен­ные синтезы ... стоят бли­же к эффекто-рике". \ \ { иной кривизны его очер ганий и т д " Благодаря указанному свой­ству уровня про­исходит различе­ние букв, каждая из которых "есть отдельный топо-лошческий класс" при всех различиях в раз­мере, очертаниях и т д их написа­ния Показателем преобладания ю-поло! ической схемы как свой­ства пространст­венного синтеза уровня D над формой "служат элементы дву\ характернейших его отправлении: буква в ее напи­сании и звук в его фонетиче­ской реализации. И не только смы­словая суть бук­вы "зависит ис­ключительно от топологии взаим­ного расположе­ния ее штрихов, а не от геометри­ческих призна­ков, но и движе­ния при ее напи­сании столь же топологичны, не связаны ни с мет­рикой размера, ни с метрикой формы и геомет­рического подо­бия". Как из это- го видно, прин­цип топологиче­ской схемы про­странственного синтеза уровня D характерен "не только в плане афферентации, но и в плане управляемой ею эффекторики". Пространствен­ные синтезы "создают предпо­сылки для смы­слового упорядо­чения мира, по­могая вычлене­нию из него объ­ектов для актив­ных манипуля­ций. Так из аф­ферентации вы­растает (субъек- 1ивное) ПрО-СфаНСТВО. ИЗ пространства предмет, из пред­мета - наиболее обобщенные объ­ективные поня­тия" Времен­ные синтезы, стоящие ближе к эффекюрике, обеспечивают "смысловую связь и цепную последователь­ность активных действий по от­ношению к объ­екту Из эффек-торики вырастает таким путем (субъективное) время, из време­ни - смысловое действие, из по­следнего на наи­более высоких уровнях - поведе­ние, наконец, верховный син­тез поведения -личность или субъект" торая "не всегда совпадает с геометрической формой, с пространственно-кинематиче­скими свойствами предмета" Выделение групп среди мно­гообразия двигательных актон осуществляется "бла! одаря характеристической особен­ное ш уровня D богатству очень разнородных и подчас сложных фоновых структур " В каждой группе даются примеры соответственных действий из производствен­ной, бытовой сфер и спортив­но-игровых занятий '7/л ппа 1 Двигательные акть со сравнительно мачым уча­стием технических фонск (высших автоматизмов)" Этс предметные ориентировочные движения ощупывание, раз i лядывание, примеривание выбирание и т п , "предмет ные действия новичка"; топо­логическое манипулирование с пространством: изображе­ние на бумаге фигуры, схема­тическое рисование; устанав­ливание предмета, насыпание, наливание, открывание коро­бок и т.п.; отстукивание рит­мов. Это "общечеловеческая" группа предметных действий, не включающая в себя специ­альных навыков. "Группа II. Акты с преоблада­нием фонового участия верх­него подуровня пространст­венного поля С2". Это дейст­вия, навыки которых связаны с точностью, метричностью, оптическим контролем: чер­чение, сборка механизмов, манипуляции с точными инст­рументами и приборами; из бытовых движений: вдевание нитки в игу, заточка каранда- ша и т.п.; спортивных движе­ний не обнаруживается; из иг­ровых: закатывание шариков устанавливание малоустойчи­вых фигурок и т.п "Группа III. Акты с преобла­данием фонового участия нижнего подуровня про­странственного поля С1 ". Из производственных: движения шофера, машиниста, кузнеца, прачки и т.д.; из бытовых: глажение утюгом, бритье, шнуровка обуви, перелисты­вание листов, закуривание и т.п.; из спортивно-игровых: влезание по веревке, на лест-шцу или дерево, балансиро­вание предметами при неус­тойчивом равновесии и т.п. Труппа IV. Акты с преобла­дающим фоновым участием уровня сигсргий В". 4з производственных: работа косца землекопа, работа, свя­занная с кручением рукоятей, mhoi ие конвейерные опера­ции, из бытовых вязание на спицах, завязывание узлов, мот ание ниток, заплетание ко­сы , надевание одежды и т н , из спортивно игровых фран­цузская борьба, дзюдо, в не­которой мере - прыжок с шес­том и т п "Группа V Акты с необходи­мым фоновым участием как уровня пространственного поля так и уровня синергии " Из профессинальных дейст­вий - "прежде всего письмо и речедвигательный процесс ", а также деист вия рабочего про­катною стана, матроса на па­русном судне, мно!ие из вы­сокоспециализированных ра­бочих навыков, из бытовых шитье и вышивание, чистка плодов и овощей и г п , из спортивно- игровых фехтова­ние, стрельба из лука, метание спортивных и охотничьих снарядов, гребля, "ассистиро­вание" в парной акробатике и балете "Группа VI Акты с преобла­данием фонового участия руб-ро-спиналъного уровня А, ка­тание пилюль, некоторые из движений массажа, vibiato ле­вой руки скрипача, обмахива­ние веером; ряд производст­венных фиксаций и хваток" ем сензорных ипи гностиче­ских, апраксий, чем оттеняется их афферентаци-онный характер При этом возни­кают "нарушения в смысловой структуре слож­ных двигатель­ных актов" пол­ный распад пла­на движения, ли­бо при его со­хранности- нару­шение реализа­ции (выпадение отдельных звень­ев, включение других, наруше-- ние порядка, пер­северации и т д ) При поражении премоторных по­лей разновидно­сти нарушений объединяются под общим на­званием кинети­ческих, или пре­моторных, ап-раксий, для кото­рых характерны "нарушения в протекании дви­гательного со­става действуя при сохранности всей основы его смысловой структуры". Здесь нарушен механизм реали­зации действия на границе меж­ду пониманием задачи и ее раз- решением: план действия есть, но осуществление его оказывается беспомощным (движения не­ловки, "тутодум-ны", "по скла­дам"). Наруше­ния в протекании двигательного состава проявля­ются "в глубоком эаспаде двига­тельных навы­ков, т.е в деавто-матизации смы­словых или пред­метных цепей". Зсе, что в норме совершается ав­томатизирован­ие, при премо-торной апраксии распадается Де-авто матнзация как "потеря воз­можности фоно­вою использова­ния того низово­го уровня, на ко­торый были раньше переклю­чены те или дру­гие компонешы движения, может проявляться дву­мя разновидно­стями "либо распадом самого низового уровня, либо же наруше­нием функцио­нальной связи ме­жду анатомиче­скими субстрата­ми ведущего уровня и того ни- зового, о кото­ром идет речь"
Название уровня Мозювой субсфа] XapaKiep афферешащш Функциональное назначение Контингент per улируемыч движений Патология (дисфункции)
высшие корти­кальные
уровни, ЛЕЖАЩИЕ ВЫШЕ УРОВНЯ ДЕЙС1 ВИЙ (ГРУППА Е) ! J "Для эт ой уров-невой труппы, -отмечает Н А Бернштейн, -сейчас невозмож­но, как кажется, конкретизир­овать" кортикал­ьную локализа­цию "(кроме только явно су­щественных для ее эффект орики лобных долей по­лушарий, в част­ности, полей 9 и 10)". Как и в 0! ноше­нии кортикаль­ной локализации, по мнению Н.А Бернштейна, конкретизировать ведущие аффе­решащш уровне-вой группы Е так­же не представля­ется возможным. В уровне Е отме­чаются "по мень­шей мере две ко­ординационные перешифровки". Во-первых, "пе­решифровка фон­етическая и грам­матическая ( ), т е перевод фо­нетического об­раза речевого зву­ка на язык азбуч­ного начертания, и перевод фоне­тического образа спова на язык грамматически верного буквен- К этому уровню причисляются '"символические или условные смысловые дейст­вия, к которым, в первую очередь относятся не тех­нически-исполни­тельные, а веду­щие в смысловом отношении коор­динации речи и письма, двигател­ьные цепи, объед­иняемые не пред­метом, а мнестиче-ской схемой, от­влеченным задани- "Качественные особые выпаде­ния" в группе Е делятся на два класса К перво­му автор относит группу рас­стройств: "сен-зорные афазию, алексию, асимбо-лию, амузию и т.д., т.е. соответ­ственно утраты смысловой речи, чтения, запаса слов, способн­ости к музыкаль­ному восприятию и т.д." Общее для
ного подбора' Во-вторых, - "пе решифровка смы еловая, т.е. пре вращение зерн мысли или фразь на знакомом, но не родном языке или высказыв ания, помнящего ся лишь по ei о общему смыслу и т.д., в звуковой и, далее, графич­еский образ слов"; а также на­писание чисел, "где над фонети­ческой переши-фовкой ("гри"-"3", "двести"-"200") с гош еще смысловая или эифмо-r рафнче- ем или замыслом т.д.", а также "дви жения, изобража ющие предметно действие при от сутствии реально 1 о объекта этого действия; предмет ные действия, для кот орых предмет является уже не непосредственным объектом, а вспо­могательным сред­ством для воспро­изведения в нем пли с его помощью бстрагированных. непредметных со-гаошений". Все ш действия, по 1ысли автора, есть сложные и интел-екгуадизирова- всех этих выпаде­ний - потеря "в той или иной об­ласти смысловых (уже не предмет­ных) мотивов". Второй класс вы­падений дает "лобный син­дром" с "опреде­ляющей его раз­розненностью по­ведения, утерей связи между сде­ланным и тем, что предстоит делать, распадом оответствия ме­жду ситуацией и ействованием и .д., т.е. синдром эффекторным бликом выпаде-ия" Оба класса
екая ("i рис if семь" - "307". ; пс iOO - 7Г иные акты поведе­ния" Не рискуя "впасчь в ошибку'' Ы А Бернштейн не классифицирует двша1ельные акты уровня Е, но уве­ренно называв! две их группы "1) все виды речи и пись­менности (устная речь, пальцевая речь глухонемых, морзирование, . и т п., письмо от ру­ки, машинопись, стенография, ... и т.п.), и 2) музы­кальное, театрал­ьное и хореограф­ическое испопне-ние" выпадении дают "двикнелычые нарушения ipy-ги\ шпов ио сравнению с ап-раксиями"
                                                               




Наши рекомендации