Кортикальные уровни организации психомоторики
К кортикальным уровням организации психомоторики относятся: пирамидно-стриальный уровень пространственного поля С, теменно-премоторный уровень действий D, а также уровни, лежащие выше уровня действий (группа Е).
Пирамидно-стриальный, или уровень пространственного поля, обзначенный буквой С, представляет, по мнению автора, "скорее всего не один, а нечто вроде двух раздельных уровней, один из которых в какой-то мере подчинен другому" (С.111), в связи с чем автор выделяет в этом уровне два подуровня:
нижний (стриальный) — Cl и верхний (пирамидный) - С2, - и дает их описание, подчеркивая вместе с тем, что "это не два самостоятельных, независимых образования", а "нечто целое" в их функциональной слитности.
Афферентация уровня пространственного поля обеспечивается мозговыми образованиями, в состав которых входит уже "кортикальная слагающая, - правда, пока еще в виде самых периферийных полей коры".
Ее первичные сензорные центры в коре больших полушарий представлены известными зрительными полями 17 и 18, осязательно-проприоцептивными (заднецентральная извилина) и в какой-то мере слуховыми и вестибулярными. "... к афферентационным субстратам этого уровня принадлежит и кора полушарий нового мозжечка" (С. 112).
"УровеньС резко отличается от предыдущего уровня синергии как по ведущей афферентации, так и по смысловому содержанию свойственных ему движений и целому ряду их внешних характеристик" (там же). Ведущей афферентацией этого уровня является синтетическое пространственное поле.
Пространственное поле уровня С"не есть ни ощущение, ни их сумма". В процессе формирования этого поля, как отмечает автор, "участвуют и зрительные ощущения, и глазодвигательные ощущения, связанные с аккомодацией и стереоскопическим зрением, и осязательные ощущения с их местными знаками, и проприоцепторика всего тела, возглавленная вестибулярными ощущениями тяготения и ускорений, и. несомненно, бесчисленные осколки с других рецепторных сисгем" (С.113). После сформирования этого поля "оно уже настолько абстрагируется от первичных рецепций, лежащих в его основе, что уловить в нем их следы становится невозможным..." (там же).
Афферентации рассматриваемого уровня по сравнению с уровнем синергии значительно более синтетичны, обобщены и, главное, объективированы.
Объективность, по его определению, есть "самый замечательный по резкому отличию от афферентации предыдущего уровня признак пространственного поля", которое, оформившись, "полностью соотнесено с внешним миром и освобождено от той неотрывной связи с собственным телом, которая так сковывает и обесценивает пространственный синтез уровня синергии" (С.113-114).
Другими важнейшими свойствами пространственного поля являются его метричность и геометричность, включающими в себя "точную и взыскательную оценку протяжений, размеров и форм, входящих в качестве существенных признаков также и в движения, выполняемые на этом уровне: это областъ точности и меткости " (С.115)
Движения в пространственном поле носят по своей сути переместительный характер (ходьба, бег, действия с предметами и т.д.), что предполагает, по его мнению, постоянное их прилаживание к условиям того внешнего пространства, в котором они протекают.
В этой связи автор называет третью характерную черту движений рассматриваемого уровня приспособительность к пространству, владение пространством. Это качество по разному проявляется в каждом из подуровней. В нижнем (стриальном) — как приспособительность по ходу процесса, гак, поясняет автор, если в уровне синергии в детстве заканчивается оформление сложнейшего акта ходьбы, то стриальный уровень "адаптирует этот акт к рельефу и консистенции дороги, к уклонам, закруглениям, скользким местам, к бесчисленным мелким коллизиям ..." (С.117).
В верхнем (пирамидном) подуровне "та же приспособительность к внешнему пространству становится тоньше и специализированнее, приобретая более выраженный целевой или финальный характер, и превращается в проекцию движения на его конечную точку во внешнем пространстве, с установкой на точность или меткость" (там же).
При этом, подчеркивает автор, если подуровень С2 "в большей степени безразличен к путям достижения требуемой финальной меткости и к поведению органа в промежуточных точках", то подуровень Cl, столь же требовательный к точности, реализует ее, как уже было замечено, по ходу движения, прилаживая ходьбу к неровностям почвы, ступенькам, подъемам и спускам, прилаживая движения карандаша к обведению контура и т.д. (С. 120).
Рассматривая точность как свойство координационного процесса, Н.А. Бернштейн обращает внимание на взаимоотношения между точностью и вариативностью движений в уровнях В и С.
Уровень В, отмечает он, являющийся старейшим "в филогенезе проявлений церебральной интеграции движений и ознаменовавший своим появлением ... возможности огромных, охватывающих все тело синергии, в то же время педантически нетерпим к малейшим изменениям двигательного состава реализуемых им движений и фонов и чрезвычайно склонен к образованию стойких штампов и стереотипов" (С. 118-119). Такая особенность указанного уровня объясняется тем, что "построение движений уровня синергии и всех его сенсорных коррекций исходит из собственного тела, из проприоцептивных ощущений поз этого тела, суставных углов и т.д." (С. 119). Эти позы, по замечанию автора, "и становятся самой сутью движений, закрепляясь в виде навыка", чему "способствует и образование свойственных этому уровню динамически устойчивых форм движения, которые автоматически препятствуют всяким отклонениям от раз найденного стереотипа" (там же), т.е., как следует понимать, препятствуют проявлению вариативности в уровне синергии.
Резкое отличие от "штампообразности" движений уровня синергии отмечается в характере движений уровня пространственного поля, которое связанно с возникновением в координационном процессе более высокого уровня взаимоотношений между точностью и вариативностью движений. Причина возникновения такого явления объясняется тем, что "в зависимости от смыслового характера задач, свойственных тому или другому уровню, ... среди бесчисленных возможных сторон движения, подлежащих сенсорной коррекции, каждый из уровней вычленяет те, к которым он особенно взыскателен и для управления которыми он наиболее адекватно вооружен, отделяя их от тех, к которым он остается более или менее индифферентным" (там же). В первом случае будет наблюдаться максимально доступная устойчивость и точность движений, а во втором - либо их случайность, либо вариативность при наличии корригирующих афферентаций какого-нибудь фонового уровня.
В связи с указанным явлением делается вывод о том, что "уровни допускают по отношению к безразличным для них сторонам и компонентам движения значительно более высокую вариативность, нежели по отношению к тем, которые имеют для них первостепенное значение. Тем самым определяется очень характерный признак принадлежности движений к тому или другому уровню или же к его уровневому составу ..." (С. 120). В этой связи отмечается, что вариативность движений уровня синергии (В) крайне незначительна из-за присущих ему двигательных штампов, тогда как вариативность подуровня Cl, а особенно С2.значительно выше, и еще больше она будет у уровня действий D, о чем речь пойдет ниже.
Таким образом, "движения уровня пространственного поля имеют ... ясно выраженный целевой характер: они ведут откуда-то, куда-то и зачем-то. Эти движения экстравертированы, обращены во внешний мир в не меньшей мере, чем движения уровня синергии интравертированы. Движения уровня С несут, давят, тянут, берут, рвут, перебрасывают. Соответственно с этим они имеют начало и конец, приступ и достижение, замах и бросок или удар" (С. 116): обладают целым рядом важнейших свойств, в том числе большой вариативностью и переключаемостыо, особенно в верхнем подуровне пространственного поля.
Отмечая значительную обширность самостоятельных, целостных движений, ведущихся на уровне пространственного поля, и невозможность в связи с этим их полного перечня, Н.А. Бернштейн все же выделяет важнейшие виды и группы этих движений, сопровождая их некоторыми примерами.
Приведем здесь кратко эти данные, характеризующие контингент движений уровня пространственного поля С.
I. Всевозможные циклические локомоции: ходьба, бег, ползание, лазание, плавание, в том числе ходьба по канату, на руках и т.п.; а также локомоции на приспособлениях: бег на коньках, ходьба на лыжах (ходулях), езда на велосипеде, гребля и т.д. и локомоции с тягой или толканием (повозки, невода, "перетягивание каната" и т.п.). Сюда же относятся и ациклические локомоции: разнообразные прыжки (с разбега и с места; в длину, в высоту и в глубину; акробатические и т.п.). Все эти движения обеспечивают перенос всего тела в пространстве.
II. Нелокомоторные движения всего тела в пространстве: сальто, акробатические движения, упражнения на брусьях, кольцах, турнике и т.п.
III. Движения "манипулирования с пространством" отдельных частей телa: различные гимнастические упражнения. Сюда же автор относит и "локомоции конечностей": движения пальцев и рук машинистки, музыкантов и т.п., а также движения, представляющие собой "однократные целевые переносы в точных пространственных координатах: движения указывания, прикосновения, укола, обвода контура и т.п."(с.137-138).
IV. Перемещение вещей в пространстве: движения схватывания, ловли летящего или движущегося предмета, передвигания, перекладывания, переноса и т.п., всовывание, вдавливание, доставание, наматывание и т.п.; а также преодолеемте внешних сил: подъем тяжестей и т.п.
Все перечисленные группы движений причисляются "основным образом к нижнему подуровню Cl".
V. Баллистические движения, которые относятся к переходной группе из-за их не вполне ясной принадлежности к нижнему или верхнему подуровню. С нижним подуровнем Clсвязаны движения с установкой на силу, а именно силовые ударные и метательные движения: толкание ядра, метание гранаты, диска, молота; рывок штанги и т.п. Для этих движений зрительный контроль второстепенен, поэтому они доступны и слепому. Движения, имеющие установку на меткость, относятся к верхнему подуровню: метание копья или мяча в цель; игра в теннис, городки; работа жонглера, кузнеца и т.д. Эти движения требуют зрительного контроля и недоступны слепому.
VI. Движения прицеливания: наводка зрительной трубы, диоптра, целика; подготовительные движения перед точным уколом (иглой, ножкой циркуля и т.п.) или разрезом; прицеливание при игре на бильярде и т.п.; установочно-выжидательные движения вратаря при игре в футбол и т.п. Для этой группы движений необходим зрительный контроль "всей дистантной геометрии пространственного поля".
VII. Подражательные и копирующие движения: имитация движений и действий другого человека; рисование с натуры или срисовывание; изображение предмета или действия жестами; передразнивание и пародирование движений и т.д. В выполнении этих движений существенную роль играет верхний подуровень С2.
Из перечисленных групп движений для уровня С преобладающими являются, во-первых, локомоции, а во-вторых, спортивно-гимнастические движения. Этому уровню "недоступно выполнение сложных смысловых действий, которые связаны с предметом и орудием (кроме простейших перемещений их)", поэтому, по мнению Н.А.Бернштейна, на уровне пространственного поля мало производственных и трудовых движений, так как " труд ... и производство, как правило, имеют дело с предметом и лишь в редких случаях — с пространством и силовым полем" (С. 139).
Смысловые же действия характерны для следующего кверху уровня действий D.Однако, тут же замечает автор, "трудно было бы насчитать много движений высших уровней, не связанных с уровнем С как с фоном, уже потому, что смысловое манипулирование с предметом требует в преобладающей части случаев владения пространством как естественной предпосылки" (там же).
В этой связи отмечается особая фоновая роль уровня пространственного поля, которое "подслаивает ... действия предметного уровня двояким образом: 1) как более или менее самостоятельный фон, обеспечивающий перемещение всего тела, точность и меткость отдельных вспомогательных движений в качестве технических предпосылок для выполнения предметного действия ..., и 2) в уровне пространственного поля формируются по мотивам и побуждениям вышележащего уровня и для его обслуживания специальные фоновые координации - так называемые высшие автоматизмы, или сноровки ..." (С. 139-140).
Нарушения движений на уровне пространственного поля объединяются под общим названием дистаксий или атаксий, то есть того, что "в просторечии принято называть "нарушениями координации". Все известные в клинике виды атаксий (вестибулярная, мозжечковая и др.) связаны с поражениями афферентаций рассматриваемого уровня. Эти атаксии "не затрагивают уровня синергии и не влияют прямым образом на уровни выше С, но они резко избирательно нарушают пространственную координацию, в первую очередь равновесие, локомоции и точность (меткость)" (С. 140). Движения уровней выше С, "разрушаются вторично, поскольку выпадают имеющиеся почти у всех их технические фоны из уровня пространственного поля" (там же).
Поражения эффекторного (пирамидного) пути этого уровня вызывают спастические параличи, которые сменяются затем парезами за счет экстрапирамидной (отчасти контралатеральной) компенсации. При этом наблюдаются избирательные дефекты, относящиеся к пространственному полю: "выпадение или ухудшение качества точных движений, затруднительность выполнения точных движений при сохранности движений мимических, выразительных, позных и т.д.", сочетающиеся с явлениями атаксического характера. Поражения же стриатума как эффектора влекут за собой "избирательные расстройства движения нижнего подуровня С1, обычно заслоняемые явлениями патологичеекой гиперфункции palhdi" (там же).
Переходим далее к поочередному рассмотрению теменно-премоторного уровня действий (D) и уровней, лежащих выше указанного уровня (группа Е), отнесенных Н.А. Бернштейном к высшим кортикальным уровням.Такая отнесенность связана с тем, что, как указывает автор, все координации и многие движения нижележащих уровней присущи и животным не в меньшей мере, чем человеку, тогда как названные выше уровни являются, по его мнению, исключительно человеческим обретением.
Предшествующий на эволюционном пути уровню (D) уровень пространственного поля кульминационные точки своего исторического развития прошел, что подтверждается, по мнению автора, наличием ряда видов позвоночных животных с более высоким развитием некоторых сторон и проявлений уровня С по сравнению с человеком (с более резвым и выносливым бегом, лучше лазающих и совершеннее плавающих, с более метким и точным нападением и др.). Однако человеческие движения этого уровня богаче, чем у любого животного, и многие из них, "якобы из уровня пространственного поля, на самом деле лишь обильно, подавляюще насыщены фонами из этого уровня, принадлежа по признаку ведущих афферентаций к более высокому уровню построения" (С. 141). И хотя уровень пространственного поля у человека и высших млекопитающих, как отмечает НА. Бернштейн, связан с корой полушарий, однако лишь с самой ее периферией — с пирамидными полями, поэтому, этот уровень, по его мнению, в сущности, еще не кортикальный.
Если для стволовой и подкорковой областей мозга применимы, по замечанию автора, такие "систематизационные признаки" как "четко раздельные между собой афферентационные системы и столь же явственные анатомические, невральные соотношения", то уже на уровне пространственного поля, отмечает он "эти признаки очень сильно осложняются и делаются расплывчатыми" в связи с наличием в нем очень сложного афферентационного синтеза, чрезвычайно обобщенного и далекого от первичных сензорных элементов (С. 142-143). Что касается афферентаций более высоких уровней построения движений, то она "еще сильнее обобщена, еще дальше отодвинута от первичных рецепций и в еще большей мере опирается на мнестический (сохраняемый памятью) багаж предшествующего опыта" (С. 143). В этой связи "расчленить афферентационные уровни, а тем более отнести их к определенным кортикальным полям и системам проводящих путей представляется здесь чрезвычайно трудным делом", что вполне объясняется, по мнению автора, слитностью морфологического строения коры полушарий (там же). Исходя из этого, делается вывод о том, что в рассматриваемых кортикальных уровнях невозможно устанавливать ту же анатомическую и функциональную четкость, как для низовых уровней, и высказывается предположение, что правильнее будет рассматривать уровниD и Е "как многослойные комплексы уровней с пока неуловимыми, а может быть, и объективно нестойкими подразделениями между ними". Подобное обнаруживается уже в уровне С, в котором были выделены "два сросшихся между собой подуровня" (С. 144).
Уровень действий (D) "полностью кортикален", он "почти монопольно принадлежит человеку, ... именно в нем строятся главнейшие фоны речевых и графических координации, и явно еще далек от своей кульминации" (там же; выделено нами - В.Д.).
Вопрос локализации уровня действий затрагивает попутно всю сложную проблему кортикальной локализации в целом. Обращая внимание на невозможность установления для уровня действий той же анатомической и функциональной четкости, которая имела место для уровней низовых, автор выделяет те поля коры, без которых, как подчеркивав! он, "нормальное функционирование уровня действий невозможно и поражения которых вызывают ... синдромы апрактических расстройств" (С.146). Основанием для выделения соответствующих полей служат "факты связи определенных локальных поражений в коре полушарий с определенными же функциональными синдромами выпадений", которые "доказывают только то, что эти особые места поражений являются пунктами обязательного транзита данной формы нервного процесса - узловыми станциями, без прохода через которые эта форма нервного процесса не имеет возможностей к реализации. Только такие пункты обязательного транзита, очевидно, соответственно "входные" и " выходные ворота" нервного процесса данного уровня, и могут быть сейчас указаны для локализации уровня действий" (С.146-147, выделено Н.Б.).
В этой связи выделяются две группы полей, представленные в двух областях каждого полушария, которые и обеспечивают функционирование уровня действий. Одна группа "располагается в нижних отделах теменной доли полушария, занимая срединное положение между сензорными полями зрительных (затылочная доля) и слуховых восприятий (височная доля) и полями синтетической танго-рецепторики (задняя центральная извилина)" (С. 147).
Очевидно, здесь имеется в виду "зона перекрытия" (третичное поле 39), морфофункциональная организация которой подробно рассмотрена нами выше по работам А.Р. Лурия, Г.И. Полякова и других авторов (см. разделы 2.2. и 3.2.).
Вторая группа полей этой системы расположена непосредственно впереди от двигательного пирамидного поля 4. Это так называемая премоторная зона (поле 6) и вплотную прилегающее к ее нижней границе поле 44 ("двигательный центр речи" Брока), также детально рассмотренные нами с морфологической и функциональной точек зрения в разделах 2.3. и 3.3. настоящей работы.
Первая группа полей анатомически и функционально тесно связана с афферентационными (первичными и вторичными) полями осязания, зрения и слуха; вторая группа полей (премоторные поля) в функциональном отношении близки к эффекторике и напоминают положение полей 18 и 19 зрительной области, т.е. вторичные эффекторные зоны.
Относительно локализации кортикальных аппаратов уровня действий отмечается еще одна важная ее черта, заключающаяся в том, что "необходимой зоной для обеспечения отправлений уровня действий является левая нижне-теменная область, связанная по закону, общему для всей коры полушарий, с правой стороной тела" (С. 149). В этой связи "в уровне действий впервые отчетливо проступает неравнозначность обеих сторон тела, т.е. праворукость (или леворукость)", в то время как в более нижних уровнях "эта функциональная неравнозначность незаметна" (там же). Тот факт, что в уровне действий и общая сноровка каждой руки, и приобретенные при жизни навыки могут быть очень разными по качеству и составу, может выступать, по мнению Н.А. Бернштейна, "как вспомогательный признак для распознавания принадлежности двигательного акта к уровням С или D" (С. 150).
Ведущая афферентация уровня действий D есть предмет.Причисляя предмет к разряду афферентаций, автор подразумевает очень широкую трактовку этого термина. "Психологический образ предмета, - указывает он, - представляет собой результат гораздо более глубоких обобщений и гораздо более сложной синтетической связи между сенсорными и мнестическими составляющими, нежели синтез ... пространственного поля" (С. 150).
В этой связи подчеркивается, что "ведущим мотивом действий является собственно не предмет сам по себе, как геометрическая форма ... с определенной массой, консистенцией и т.п., а смысловая сторона действия с предметом - все равно, фигурирует ли предмет в этом действии как его объект или еще и как его орудие" (С. 150). (Именно этот мотив разрушается при агностической (идеаторной) апраксии, описание которой представлено в предыдущих главах). Афферентационными системами уровня действий выступают ''те функциональные системы, которые осмысляют чувственно предъявленный предмет и определяют, что именно и в каком цепном порядке можно и нужно делать с этим предметом" (С. 151).
Для анализа афферентационных и эффекторных систем, обеспечивающих функционирование уровня действий, Н.А. Бернштейн вводит в контекст изложения два неврологических понятия: смысловая структура действия и его двигательный состав, - каждое из которых последовательно рассматривается им применительно к данному уровню. Следуя логике авторского изложения анализируемого здесь текста, остановимся и мы на этих понятиях, что, несомненно, поможет раскрытию и осмыслению сути определяемых ими явлений.
Смысловая структура двигательного акта "определяется содержанием возникшей задачи и, в свою очередь, сама определяет тот сензорный или сензорно-гностическии синтез, который адекватен задаче и может обеспечить ее разрешение, и тем самым определяет и созвучный этой задаче ведущий уровень построения" (С.151).
Двигательный состав действия являет собой "результат столкновения между собой, как бы итог подстановки в некоторое общее уравнение, двигательной задачи и кинетических возможностей, находящихся в распоряжении организма для ее решения. Двигательный состав включает в себя и перечень последовательных элементов цепи, если речь идет о цепном действии, и определение двигательных приемов, соответствующих этим элементам, и фоновый состав симультанных компонентов сложного движения" (там же). Двигательный состав определяется целым рядом факторов биомеханического, иннервационного и сензорного порядка, а также самим орудием, используемым для выполнения необходимого действия. Таким образом, заключает автор, "двигательный состав есть функция как задачи, так и ее исполнителя"; одна и та же задача, по его мнению, может решаться самым различным двигательным составом.
Смысловая структура действий "самым непосредственным образом связана с афферентационной стороной работы уровня", в то время как " двигательный состав действий неразрывно слит с его эффекторной частью" (там же).
Смысловым цепям уровня D часто присваивается название "предметных действии",так как подавляющий процент двигательных актов этого уровня имеет "по самому их существу дело с предметом. В этом проявляется характерное для психологической иерархии уровней постепенное возрастание их объективации, направленности на активное, изменяющее мир взаимодействие с последним" (С. 152). Здесь также отмечается, что предметность как свойство координационных континентов движений неуклонно "энцефализируется" и что "сами по себе контингенты движений становятся по ходу эволюции все более предметными''; историческая роль руки в этом процессе достаточно отражена в литературе. В этой связи подчеркивается: "Предмет фигурирует в двигательных актах уровня действий и как объект для манипулирования с ним, и как орудие действования, и, наконец, как символ, облегчающий и конкретизирующий отвлеченные действия: чертеж, шахматная фигура, написанная буква или иероглиф и т.д." (там же). И далее: "Предмет сам по себе существует в пространстве и во времени. Точно также и смысловая сторона действования с этим предметом содержит в себе смысловое восприятие и расчленение пространства, в котором организуется действие, и синтетическое переживание времени, в котором строится последовательность и смысловая связь элементов цепного действия" (там же).
Из сказанного заключается, что "афферентация уровня действий включает в себя и синтетическое пространство, и синтетическое время, но совершенно в другом виде, с другими характеристиками, нежели те, с какими они встречались на нижележащих уровнях построения" (там же). В этой связи последующий авторский анализ построения движений в уровне действий опирается на категории пространства и времени, рассматриваемых применительно к данному контексту.
Пространство, в котором организуются предметные действия в отличие от пространства подуровня С2,являющегося метричным (т.е. наделенным масштабом) и геометричным (т.е. содержащим компоненты геометрической формы и геометрического подобия), "обладает целым рядом особенностей, оказывающих влияние не только на структуру общего ведущего афферентационного синтеза этого уровня, но и на само координационное построение протекающих в нем движений" (С. 153-154).
На уровне действий идет "абстрагирующее преобразование пространства... Вместо геометрической формы появляется схема, т.е. метрические, размерные соотношения заменяются топологическими, качественными соотношениями.
Пространство предметного уровня теряет в конкретности, но зато выигрывает в упорядочении, осмыслении, выделении существенного по сравнению с уровнем пространственного поля" (С. 154; выделено Н.Б.).
На этом уровне "выделяются и организуются качественные понятия замкнутой и разомкнутой фигуры, представления "над" и "под", "вне", "внутри, "между" и т. п. Здесь "происходит то, что психологи называют категориальной организацией пространства" и что обозначается автором как "возобладание топологической смысловой схемы над геометрической формой" (там же).
Во всяком геометрическом образе Н.А. Бернштейн различает "его топологию и его метрику". Топологией геометрического объекта он называет "совокупность его качественных особенностей, вне зависимости от его величины, формы, той или иной кривизны его очертаний и т.д." (С. 154). Для характеристики топологических свойств этого рода указывается, что "каждая буква печатного шрифта есть отдельный топологический класс, причем к единому классу буквы "А" принадлежат, очевидно, прописные буквы "А" всех размеров шрифта, очертаний, гарнитур и т.д." (С. 155).
В качестве примеров определенных топологических классов автор называет также привычные схемы, по которым ребенок рисует "дом" или "человека".
Указанные категории "целиком принадлежащие топологии, а не геометрической метрике, определяют собой свойства пространственного синтеза уровня D" (там же). Выразительным проявлением топологической схемы над формой в этом уровне являются, по мнению автора, "элементы двух характернейших его отправлений: буква в ее написании и речевой звук в его фонетической организации" (там же).
При обращении к букве как объекту более осязаемому и удобному для характеристики рассматриваемого уровня Н.А. Бернштейн отмечает, что "не только ее смысловая суть зависит исключительно от топологии взаимного расположения ее штрихов, а не от геометрических признаков, но и движения при ее написании столь же топологичны, не связаны ни с метрикой размера, ни с метрикой формы и геометрического подобия" ( там же).
Дополнительно к характеристике пространственного синтеза уровня действий приводятся еще два замечания.
Первое из них состоит в том, что "не только в плане афферентации, но и в плане управляемой ею эффекторики пространство уровня D строится по принципу топологической схемы, а не геометрической формы" (С 156-157). При этом "это не значит, ... что движения, поднявшиеся до этого уровня, обязательно перестают быть метричными, а значит только, что все, вносимое в движения этим уровнем, тополо-гично. а не метрично" (С. 157; выделено Н.Б.). Разница с самостоятельными движениями в уровне Ссостоит, по мысли автора, в том, что движения этого уровня "не могут не быть метричными (иначе это уже распад уровня С, атаксия)", в то время как "двигательные акты уровня действий не метричны, как правило, ..." (там же). Топологичны, а не метричны же почерк, такие двигательные акты как прикуривание, снимание шляпы, завязывание и развязывание узла, набирание кружкой воды и т.п.
Во всех этих случаях, подчеркивает автор, успех движения определяется его качественным (топологическим), а не метрическим результатом: достигнута или нет цель посредством того или иного двигательного акта. В этой связи отмечается, что "у атактика, испытавшего распад уровня пространственного поля, значительная часть уровня действий не гибнет, и страдают только те предметы действия, которые существенно нуждаются в метрических фонах из уровня С" (там же).
Второе замечание указывает на то, что "качественное, смысловое преобразование пространства, свойственное уровню действий, тесно связано с формированием самого понятия предмета", которое совершается "не беспричинно и абстрактно, а представляет собой одну из сторон эволюции геометрического (зрительного, осязательно-проприоцептивного) образа - цветного, весомого, смещаемого и т.п. -в обобщенный смысловой образ вещи или предмета. Для геометрического образа существенна его форма и метрика; для предмета то и другое второстепенно" (там же). Высказанное положение иллюстрируется следующим примером. Для чашки как объекта для смысловых манипуляций не имеют существенного значения ни ее ширина, ни высота, ни обладание круглой или квадратной формой; ей важно иметь лишь сплошные стенки, целое дно и ручку, то есть, как указывает автор, как раз "все признаки чисто топологические". Именно по этим признакам каждый ребенок осмыслит данный предмет (чашку), даже если раньше он никогда не встречал чашек с подобной метрикой, и сумеет правильно по назначению использовать ее.
Время,по мнению автора, также проделывает значительный путь от уровня к уровню. Так, в уровне синергии время проступает яснее всего как ритм (т.е. как временной узор); в уровне пространственного поля — как момент, синхронность, длительность, скорость.
В уровне же действий время, по представлениям автора, "выступает как смысловая или причинная последовательность; как связь сукцессивных элементов цепи, из которых слагается действие" (С. 158-159; выделено нами - В.Д.). Здесь "время организуется ... тоже не метрически, а топологически или категориально: в нем откристализовываются элементы "прежде", "потом" и т.п. (С. 159).
Далее раскрывается характер взаимоотношений пространственных и временных синтезов с афферентными и эффекторными системами, которые складываются на каждом уровне по-разному.
Пространственные синтезы на всех уровнях больше связаны с афферентацией. На уровне действий, в частности, они "создают предпосылки для смыслового упорядочения мира, помогая вычленению из него объектов для активных манипуляций". Таким образом "из афферентации вырастает (субъективное) пространство, из пространства -предмет, из предмета - наиболее обобщенные объективные понятия" (там же). Напротив, временные синтезы "на всех уровнях стоят ближе к эффекторике". Применительно к уровню предметного действия "время претворяется уже в смысловую связь и цепную последовательность активных действий по отношению к объекту. Из эффекторики вырастает таким путем (субъективное) время, из времени - смысловое действие; из последнего на наиболее высоких уровнях - поведение; наконец, верховный синтез поведения - личность или субъект" (С. 160).
При соотношении рассмотренных категорий с мозговыми субстратами подчеркивается, что "эволюционная цепочка "афферентация - пространство метрическое и топологическое - вещь - объект в его наивысшем обобщении"' с самого начала и до конца остается связанной с задними отделами мозга. ... цепочка "эффекторика - время -субъект" точно также на всех уровнях проявляет более близкое системное сродство с передними, эффекторными отделами мозга и сильнее дезорганизуются при соответственно локализованных болезненных очагах" (там же).
В завершение рассмотрения смысловой организации действий внимание еще раз обращается к категории "предмет" для того, "чтобы предостеречь от причисления к уровню действий при систематизации движений или диагностике их нарушений того, что к нему безусловно не относится" (там же). Это может быть связано с тем, что "взаимоотношения движущегося органа с предметом имеют ... место на всех уровнях построения" движений, однако "строятся во всех них по-разному" (там же).
Так, схватывание и удержание предмета обнаруживаются у человека уже на самом низовом рубро-спинальном уровне Апри его ведущей роли, начиная от проявлений тонических фиксаций с первых дней жизни новорожденного. У взрослого этот уровень также участвует в актах схватывания и удержания предмета, но уже в качестве фонового. Благодаря ему обеспечивается, "то безукоризненное обхватывание, облегание вещи пальцами при любой форме ..." (С.161).
Уровень синергии Вучаствует в целом ряде предметных движении, но только как фон: "либо косвенно, через поддержание локомоции, в свою очередь играющей роль фона в предметном действии, либо в порядке осуществления прямой фоновой синергии. ... непосредственно с предметом ... этот уровень общается мало" (там же).
Явственные предметные компоненты обнаруживаются только в уровне пространственного поля С, в котором предмет представлен весьма разнообразно.
-Во-первых, предмет фигурирует в этом уровне "как пункт для приложения сил, как физическое тело, нечто весомое и смещаемое". Мяч, ядро или диск в спортивных упражнениях, по его мнению, - "это не предметы, как объекты или орудия действования из уровня D, а вещи из уровня пространственного