Организация психомоторики в норме
И при патологии в контексте уровневой теории
Построения движений
Представления о мозговой организации психомоторики как сложной морфофункциональной системе, о взаимодействии разных звеньев этой системы в норме и при патологии, о закономерностях ее становления в нормальном и нарушенном онтогенезе, а также представления о возможных направлениях коррекционного воздействия при различных отклонениях моторных функций могут значительно быть расширены и обрести системность благодаря ознакомлению с данными о многоуровневой организации движений, представленными в концепции Н.А. Бернштейна (Уровней построения движения концепция), известной также в литературе как теория уровневой организации движений. В этой теории, изложенной автором в одном из основополагающих его научных трудов "О построении движений" (1947), сложный двигательный акт рассматривается в виде разложенного на составные компоненты психофизиологического процесса, показана роль разных мозговых уровней в регуляции движений и сложных психомоторных действий.
В предисловии к указанному изданию Н.А. Бернштейн отмечает: "...ряд положений, содержащихся в этой книге, способен заинтересован и в известной степени обслужить практиков из таких разнородных областей, как физическое воспитание, невропатологическая семиотика и диагностика, психофизиология труда и оборонных специальностей, педагогика художественного исполнительства и т.д." (1947; С 6; из-за библиографической редкости указанного издания все последующие цитаты приведены нами по изданию 1997 г., вышедшего в год 100-летия со дня рождения Н.А. Бернштейна, поэтому в пометах к ним мы ограничились лишь указанием страницы).
В этой главе представлено в несколько сжатом виде изложение уровневой теории построения движений Н.А. Бернштейна в контексте рассматриваемых в данном пособии вопросов применительно к норме и патологии с сохранением по возможности авторской терминологии.
В пояснении сущности феномена, обозначенного термином "уровни построения движений", автор исходит из определения координации движений, которая, по его словам, "есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами,-уточняет автор, — превращение последнего в управляемую систему" (С.51 - выделено - Н.Б.). Задача, указанная в данном определении, "решается по принципу сензорных коррекций, осуществляемых совместно самыми различными системами афферентации и протекающих по основной структурной формуле рефлекторного кольца" (там же). И далее: "Состав тех афферентационных ансамблей, которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуемых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоотношений между ними обозначаются ... как построение данного движения" (там же; выделено нами - В.Д.)
Далее указывается, что осуществление сензорных коррекций и выполнение требуемых для этого перешифровок в разных планах и различных уровнях "не реализуются сырыми рецетпорными сигналами от отдельных, изолированных по признаку качества афферентационных систем. Наоборот, - подчеркивает автор, - сензорные коррекции всегда ведутся уже целыми синтезами, все более усложняющимися от низа кверху и строящимися из подвергшихся глубокой интеграционной переработке сензорных сигналов очень разнообразных качеств (выделено нами - В.Д.). Эти синтезы или сензорные поля и определяют собой то", что обозначается автором как "уровни построения тех или иных движений" (там же; выделено - Н.Б.).
Любая двигательная задача, по мысли Н.А. Бернштейна, "находит себе в зависимости от своего содержания и смысловой структуры тот или иной уровень, иначе говоря, тот или иной сензорный синтез, который наиболее адекватен по качеству и составу образующих его афферентации и по принципу их синтетического объединения требующемуся решению этой задачи " (там же). Этот уровень и определяется как "ведущий уровень для данного движения в отношении осуществления важнейших, решающих сензорных коррекций и выполнения требуемых для этого перешифровок" (С.52; выделено нами -В.Д.).
Н.А. Бернштейн выделил пять церебральных уровней построения движений, дав им условные названия по первым буквам латинского алфавита с учетом морфофизиологической характеристики уровня. Каждый выделенный уровень построения движений характеризуется автором с точки зрения морфологической локализации, ведущей афферентации, специфических свойств движений, основной и фоновой роли в моторных актах вышележащих уровней, а также с позиции патологических синдромов и дисфункций.
Для формирования первичных представлений о различных ведущих уровнях построения движений Н.А. Бернштейн приводит вначале примеры сопоставительного ряда круговых движений рукой, сходных по своему внешнему оформлению, но резко различающихся между собой но уровневой организации. Например:
А. При очень быстром фортепианном "вибрато", т.е. при повторении одной и той же ноты или октавы с частотой 6-8 раз в секунду нередко точки кисти и предплечья движутся у выдающихся виртуозов по небольшим кружочкам (или овалам).
В. Можно описать круг в воздухе в порядке выполнения гимнастического упражнения или хореографического движения.
С. Человек может обвести карандашом нарисованный или вытесненный на бумаге круг (Cl) или же срисовать круг (С2), который он видит перед собой.
D. Он может совершить круговое движение рукой, делая стежок иглой или распутывая узел.
Е. Доказывая геометрическую теорему, он может изобразить на доске круг, являющийся составной частью чертежа, применяемого им для доказательства. Все это будут круги или более или менее близкие подобия, но, тем не менее, - отмечает Н.А. Бернштейн, - во всех перечисленных примерах их центрально-нервные корни, их уровни построения будут существенно разными." (С.52; выделено - Н.Б.). Во всех случаях, указывает автор, имеются различия и в механике движения, и в его внешней, пространственно-динамической картине, и, что еще более важно, подчеркивает он, наблюдаются глубокие различия координационных механизмов, определяющих эти движения.
Как отмечает Н.А. Бернштейн, все приведенные в примерах круговые движения "связаны всякий раз с другими афферентациями ". В случае А кружки получаются "непроизвольно, в порядке неосознаваемого проприоцептивного рефлекса". Танцевально-гимнастический круг в примере В также обводится "под знаком проприоцептивной коррекции, но уже не элементарно-рефлекторной, а в значительной части осознаваемой и обнаруживающей преобладание уже не мышечно-силовых, а суставно-пространственных компонент проприоафферентации" В случае С обрисовывание круга (Cl) или срисовывание его (С2) "ведется с главенствующим контролем зрения - в первом случае более непосредственным и примитивным, во-втором - осуществляемым очень сложной синтетической афферентационной системой "зрительно-пространственного поля". В примере D круговые движения осуществляются при смысловой афферентации, т.е. на основе представлений о предмете, осмыслении его формы и значения, "дающие, -по мнению Н.А Бернштейна, - активный результат в виде действия или серии действий, направленных к целесообразному манипулированию с этим предметом". В случае Е рисование круга выступает как вспомогательное средство, направленное не столько на воспроизведение правильной формы круга, как этого требовал бы художественный рисунок, сколько на полуусловное его изображение в соотношении с другими элементами чертежа, т.е. здесь воспроизводятся не предметные, а абстрактные отношения. В этом случае "искажение правильной формы круга не нарушит замысла" рисующего "и не пробудит в его моторике никаких коррекционных импульсов, которые, наоборот, немедленно возникли бы в этой же ситуации" при художественном рисовании (С.52-53).
Перечисленные виды движений (от А до Е) "будут по их мышечно-суставным схемам кругами, но их реализация, их построение, проводимое центральной нервной системой, будет для каждой из поименованных разновидностей протекать на другом уровне" (там же).
Приступим теперь к непосредственному рассмотрению каждого из пяти уровней построения движений (субкортикальные уровни А и В; кортикальные уровни С, D и группа Е), характеризуя их с указанных выше авторских позиций.