Функционально-стоимостной анализ технологии производства тетради
Для проведения функционально-стоимостного анализа в качестве объекта исследования выбрана технология производства тетради в клетку объемом в 12 листов серого цвета. Выбор объекта основан на запросе руководства. Проект направлен на сокращение издержек производства, что позволит в конечном итоге снизить себестоимость и обеспечить конкурентоспособность продукции.
ЗАО «Бумизделия» унаследовало в своей продуктовой линейке школьную тетрадь, которая лежала на столе у каждого советского школьника. Именно это предприятие еще в ту далекую эпоху занималось выпуском тетрадки. И именно за счет нее завод остается известным по сей день. Школьную тетрадь с надписью «Восход» на обложке знает чуть ли не каждый человек и в современной России. Поэтому, будучи основным продуктом, имея критическое значение, именно технология производства тетради будет исследоваться в качестве объекта функционально-стоимостного анализа. Кроме этого, предварительные подсчеты показали, что доходы от продажи данного типа продукции составляют 2/3 валовой выручки организации.
В первую очередь составляется структурно-элементная модель объекта исследования — школьной тетради «Восход» и таблица функций.
Внутренние документы предприятия, устанавливающие нормативы по формированию затрат, позволяют построить таблицы, определяющие затраты на основные функции технологического процесса.
Экспертным путем каждой функции присваивается вес по значимости, в результате чего присваивается ранг, необходимый для отбора приоритетных функций для совершенствования. Затраты на функцию ранжируются в соответствии с величиной издержек.
На основе затрат и значимости функций строится функционально-стоимостная диаграмма (ФСД), что является следующим этапом отбора приоритетной функции.
Дальнейшим этапом отбора приоритетной функции является использование диаграммы FAST.
На основе анализа самой значимой и затратной функцией выбрана F3 — «производство внутренних страниц» для дальнейшего ее совершенствования.
После выполнения описанных процедур предложено совершенствовать технологию производства тетради. В таблице представляется эффективность проектного варианта производства тетради «Восход». Используется более дешевая краска, которая смешивается со специальными добавками, при этом изменяется давление и ширина струи, которая наносит рисунок, в результате чего сокращаются затраты.
Идея А — это существующая технология производства; идея Б — проектный вариант, подразумевающий изменение краски для линовки листов тетради, совершенствование алгоритма линовки, технологическую настройку оборудования.
Таким образом, произведенный функционально-стоимостный анализ позволит усовершенствовать технологию производства тетради, сократив издержки, достигнув тем самым основной цели проекта.
Критерии оценивания: | |
Оценка «зачтено» выставляется, если 1. ответ представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники при ответе | > 70% в полном объеме или частично> 50% использованы |
Оценка «не зачтено» выставляется, если 1. ответ представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники при ответе | < 30% частично < 50% не использованы |
П, Задание:
1) На основе ситуации разработайте аналитический проект для данной организации.
2) Презентация аналитического проекта отдельными аналитическими группами.
Эталон ответа |
На этапе обсуждения в малых группах студенты распределяют между собой различные функциональные роли (лидер, спикер, секретарь, генератор идей, критик и т.д.) и – в рамках выделенного времени стараются выработать свой вариант ответа на поставленные вопросы, отрабатывая последовательность шагов по принятию решения: 1. анализ ситуации; 2. идентификация проблемы; 3. поиск характеризующих ее факторов; 4. выработка альтернатив ее решения; 5. выбор и обоснование ответа группы; 6. подготовка к представлению ответа. В каждой малой группе (независимо от других групп) идет сопоставление индивидуальных ответов студентов, их доработка, выработка единой позиции, которая оформляется письменно на бумаге, доске и т.д. По окончании работы в малых группах студенты должны сформулировать свой (коллективный) вариант ответа на поставленные вопросы и представить его для обсуждения. На этапе представления решений групп и их пленарного обсуждения спикеры групп представляют решение группы в определенном заранее формате и отвечают на уточняющие вопросы аудитории и преподавателя. Выступления должны содержать анализ ситуации с использованием соответствующих методов из теоретического курса; оценивается как содержательная сторона решения, так и техника презентации. ПРЕЗЕНТАЦИЯ состоит в основном из трех частей, а именно: - ВСТУПЛЕНИЕ - ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ - ОКОНЧАНИЕ Знание личных средств влияния на окружение особенно важно для успешного выступления. К ним относятся: содержание, речь, жесты, мимика, умение держать себя, движения, одежда, язык, произношение, тон. Для оценивания презентации нужно учесть следующие критерии: вступительная мотивация/повод выступления; структура доклада; примеры, выбранные для присутствующих; образность языка, умение вызвать визуальные представления; понятность, простота языка; соответствие продолжительности выступления с переданной информацией; ясные и краткие выражения; умение показывать связи и зависимости; естественные, но активные мимика и жесты; соблюдение назначенного времени; втягивание слушателей; восторженность и вовлечение выступающего; уверенность; свободная речь; живая интонация; активирующие окончание выступления; использование различных вспомогательных средств (плакаты, прожектор и т.д.). Проведение презентации Успех презентации решающим образом зависит от презентатора, от его умения убедить профессиональными аргументами и от умения расположить к себе слушателей. Несколько «советов» о хорошем поведении презентатора в отдельных частях презентации: ВСТУПЛЕНИЕ q Объявите цель доклада q Представьтесь: Имя докладчика, Квалификация – опыт работы – признание специалистами – образование и дипломы q Кратко опишите основные темы доклада Советы для вступления: Ø Наблюдайте за своей внешностью. Ø Начинайте пунктуально, не опаздывайте. Ø Постарайтесь установить контакт глазами со слушателями до того, как начинаете говорить. Ø Выберите для зрительного контакта знакомое вам лицо, это даст вам дополнительную уверенность. Ø Начинайте говорить громко и гласно. ГЛАВНАЯ ЧАСТЬ q Подробно изложите материал. q Приведите примеры и иллюстрации. q Почему это должно заинтересовать аудиторию. Советы для главной части: Ø Дайте обзор этой части презентации лучше всего визуально (графики, схемы и т.д.). Ø Говорите свободно, без «шпаргалки», используйте свой манускрипт только для поддержки. Ø Говорите короткими и понятными фразами. Ø Варьируйте громкость речи, темп и тональность. Ø Говорите «я считаю» вместо «считают», не применяйте «может быть» «якобы» или другие конъюнктивные формы. Ø Целенаправленно применяйте жесты. Ø Применяйте фломастеры и подобные предметы по назначению, не играйте ими! Ø Оглавляйте свой доклад риторическими вопросами для привлечения внимания. ОКОНЧАНИЕ q Выразите свое мнение по поводу этой темы. q Повторите ключевые моменты, которые должны остаться в памяти слушателей. q Подведите итоги по самым важным пунктам коротко и конкретно. Советы для окончания: Окончание презентации – очень важная составляющая всего выступления. Говорят «первое впечатление решающее, но последнее впечатление остается». В процессе работы в группах студенты создают общие, разделяемые (в идеале) всеми членами группы установки и навыки. Ключевыми аспектами работы над выполнением групповых проектов являются творческое генерирование идей и взаимодействие между всеми участниками процесса. Двумя основными результатами группового проекта являются изученный материала (тема) и процесс ее раскрытия на практическом примере, а также физический «выход» - статья, презентация, аналитический отчет и пр. Порядок проведения: 1. Формулировка темы для аудитории. 2. Определение имеющихся у аудитории знаний по рассматриваемой теме. 3. Цель (данной темы). 4. Список изучаемых разделов. 5. Цель «Деловой игры». 6. Содержание (Имеется проблема в целом на предприятии, в государстве и т.д. необходимо решить путем представления решения подпроблем отдельными аналитическими группами). 7. Представление общего рисунка по решению проблемы для групп. 8. Целевая группа, для кого деловая игра, презентация. 9. Организация (место, порядок размещения мест, приглашения, перерывы). 10. Объяснение, как отдельные разделы рассматриваемой темы связаны между собой. 11. Распределение на группы. 12. Материал для участников. 13. Применяемые средства. 14. Последовательность в подготовке. 15. Время отводимое на каждый раздел. ОБСУЖДЕНИЕ В ГРУППАХ (20 минут). ПРЕЗЕНТАЦИЯ (в общем на всех 25 минут). ЗАКЛЮЧЕНИЕ (15 мин). 16. Обсуждение. 17. Перечисление рассматриваемых вопросов. 18. Описание практической работы. 19. Описание преимуществ, получаемых результатов выполнения действий. 20. Награждение дипломами. 21. Благодарность. Групповое обучение характеризует открытая концепция: исходя из учебных заданий или проблем, реализуются поставленные цели и вырабатываются соответствующие решения, которые затем представляются на открытое обсуждение всех участников дискуссии. Групповые проекты предполагают организацию обучающихся в малых группах для выполнения определенного задания (как правило – решение определенной проблемы) с его последующим оформлением и представлением результатов для анализа. Элементы выполнения в группах присутствуют практически во всех активных методах обучения, однако групповые проекты отличает присутствие формального момента – четко определенный состав группы, сроки и формат представляемых результатов. |
Максимальное время выступления: до 5 мин.
Критерии оценивания: | |
Оценка «зачтено» выставляется, если 1. материал представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники литературы 4. презентация | > 80% в полном объеме или частично> 70% использованы представлена |
Оценка «не зачтено» выставляется, если 1. материал представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники литературы 4. презентация | < 20% частично < 30% не использованы не представлена |
Р1 Реферативные задания.
Темы рефератов:
1. Сущность функционально-стоимостного анализа.
2. Цель и задачи функционально-стоимостного анализа.
3. Дайте определение ФСА и обозначьте основную цель его проведения.
4. Характеристика форм функционально-стоимостного анализа.
5. Определите значение функционально-стоимостного анализа в деятельности организации.
6. Отличие традиционных методов анализа и ФСА.
7. Объекты и субъекты функционально-стоимостного анализа. Критерии выбора объекта ФСА.
8. Истоки функционально-стоимостного анализа. Известные ученые в области исследования методики функционально-стоимостного анализа.
9. История развития функционально-стоимостного анализа.
10. Особенности организации исследований по ФСА в России.
11. Этапы развития функционально-стоимостного анализа в России.
12. Особенности организации исследований по ФСА в зарубежной практике.
13. Система управления и организации ФСА.
14. Основные подходы к проведению функционально-стоимостного анализа.
15. Характеристика принципов организации функционально-стоимостного анализа.
Эталон ответа |
Методические указания для выполнения рефератов Для успешного выполнения этого задания необходимо изучить учебно-методическую литературу, статьи в периодических изданиях, нормативно-правовую литературу. Общие требования к оформлению реферата. Объем реферата 10-20 стр. В этот объем не входят приложения к реферату. Структура: введение, содержательная часть (как правило, две-три главы), заключение, список использованной литературы, приложения (при наличии). Текст печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А4. Междустрочный интервал – 1,5. Шрифт 14 Times New Roman. Поля реферата: верхнее, нижнее – 20 мм; левое – 25 мм; правое – 15 мм. Абзацный отступ по всему тексту устанавливается равным 1,25 см или 1,27 см. Страницы реферата следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Номер страницы проставляют в центре верхней части листа без точки. Все заголовки, указанные в содержании (оглавлении), должны в тексте выделяться. Каждый раздел (главу) работы следует начинать с новой страницы. Наименование раздела выделяется прописными (заглавными) буквами, жирным шрифтом. Переносы слов в заголовке не допускаются. Точка в конце заголовка не ставится. Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы) следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. На все иллюстрации должны быть даны ссылки. Все сноски и подстрочные примечания печатаются только на той странице, к которой они относятся. Ссылки на использованные источники следует приводить: - либо в квадратных скобках, указывая порядковый номер источника, указанный в «Списке использованной литературы» с указанием страницы источника; - либо подстрочно с указанием автора работы, ее названия, места и года издания, номера страницы, на которую делается ссылка. |
Максимальное время выступления: до 5 мин.
Критерии оценивания: | |
Оценка «зачтено» выставляется, если 1. материал представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники литературы 4. презентация | > 80% в полном объеме или частично> 70% использованы представлена |
Оценка «не зачтено» выставляется, если 1. материал представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники литературы 4. презентация | < 20% частично < 30% не использованы не представлена |
Тема 2 « Принципы организации функционально-стоимостного анализа» ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12.
О-2 Вопросы для опроса
1. Перечислите принципы ФСА.
2. Дайте краткую характеристику принципам организации ФСА.
3. Приведите основные подходы при проведении функционально-стоимостного анализа.
Регламент проведения мероприятия оценивания, Эталон ответа, Критерии оценивания представлены выше, в Теме 1.
КР, Контрольная работа
В 1
- Дайте определение анализу ФСА и определите его цели.
- Способы получения и обработки информации для ФСА.
В 2
- Сущность и структура информации для ФСА.
- Значение ФСА в деятельности организации.
В 3
- Объекты, субъекты, предмет и направления ФСА.
- Характеристика этапов процесса ФСА.
В 4
- Каким способом оформляются результаты ФСА? Требования, предъявляемые к анализу ФСА.
- Перечислите этапы подготовки презентации аналитического проекта.
Регламент проведения мероприятия оценивания | ||
1. | Предел длительности ответа на каждый вопрос | до 3 мин. |
2. | Внесение студентами уточнений и дополнений | до 2 мин. |
3. | Комментарии преподавателя | до 1 мин. |
Итого | до 7 мин. |
Эталон ответа |
Вопрос.Дайте определение анализу ФСА и определите его цели Ответ. В настоящем времени возникает необходимость использования методов экономического анализа для формирования качественных управленческих решений с целью повышения результативности деятельности организаций. Одним из направлений экономического анализа, который позволяет этого достичь является функционально-стоимостный анализ (ФСА). ФСА относится к наиболее эффективным видам аналитической работы и располагает большими потенциальными возможностями в решении основных задач повышения качества и конкурентоспособности продукции, значительного снижения издержек производства, перевода финансово-экономической работы организаций в целом на качественно новую ступень. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) — метод системного исследования функций товаров, процессов, управленческой структуры или других объектов с целью оптимизации соотношения между его потребительскими свойствами и затратами на его разработку, производство, эксплуатацию, утилизацию при высоком качестве, предельной полезности и долговечности. Исходным положением функционально-стоимостного анализа является тезис, согласно которому для потребителя является ценным не сам товар, а некоторый комплекс его полезных функций. Функциональный подход означает, что объект понимается и совершенствуется не в своей конкретной материально-вещественной, организационной или иной форме, а как комплекс функций, которые он выполняет (или должен выполнять). Каждая из функций анализируется с позиции возможных принципов и способов исполнения с помощью совокупности специальных приемов. Оценка вариантов построения объекта производится по критерию, учитывающему степень выполнения и значимость функций, а также размер затрат, связанных с их реализацией на всех этапах жизненного цикла объекта. |
Критерии оценивания: | |
Оценка «зачтено» выставляется, если 1. ответ представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники при ответе | > 70% в полном объеме или частично> 50% использованы |
Оценка «не зачтено» выставляется, если 1. ответ представлен в объеме 2. ссылка на нормативные документы представлена 3. дополнительные источники при ответе | < 30% частично < 50% не использованы |
Р2 Реферативные задания.
Темы рефератов:
1. Сущность функционально-стоимостного анализа.
2. Цель и задачи функционально-стоимостного анализа.
3. Дайте определение ФСА и обозначьте основную цель его проведения.
4. Характеристика форм функционально-стоимостного анализа.
5. Определите значение функционально-стоимостного анализа в деятельности организации.
6. Отличие традиционных методов анализа и ФСА.
7. Объекты и субъекты функционально-стоимостного анализа. Критерии выбора объекта ФСА.
8. Истоки функционально-стоимостного анализа. Известные ученые в области исследования методики функционально-стоимостного анализа.
9. История развития функционально-стоимостного анализа.
10. Особенности организации исследований по ФСА в России.
11. Этапы развития функционально-стоимостного анализа в России.
12. Особенности организации исследований по ФСА в зарубежной практике.
13. Система управления и организации ФСА.
14. Основные подходы к проведению функционально-стоимостного анализа.
15. Характеристика принципов организации функционально-стоимостного анализа.
Максимальное время выступления, Критерии оценивания представлены выше, в Теме 1.
Тема 3 « Организация и опыт использования ФСА» ОК-1, ОК-4, ОК-5, ПК-6, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-12.
О-3 Вопросы для опроса
1. Истоки ФСА.
2. Особенности использования функционально-стоимостного анализа в России.
3.Опыт использования функционально-стоимостного анализа в мировой практике.
4. Система управления и организации ФСА.
Регламент проведения мероприятия оценивания, Эталон ответа, Критерии оценивания представлены выше, в Теме 1.
КР, Контрольная работа
В 1
4. Определите сущность функционально-стоимостного анализа.
5. Дайте характеристику принципам организации ФСА.
6. Истоки ФСА.
В 2
4. Определите цель, задачи и объекты функционально-стоимостного анализа.
5. Перечислите основные подходы при проведении функционально-стоимостного анализа.
6. Опыт использования функционально-стоимостного анализа в мировой практике.
В 3
4. Дайте определение ФСА и назовите отличие функционально-стоимостного анализа от традиционных методов анализа.
5. Дайте характеристику формам функционально-стоимостного анализа.
6. Каковы особенности использования функционально-стоимостного анализа в России?
Регламент проведения мероприятия оценивания, Эталон ответа, Критерии оценивания представлены выше, в Теме 2.
Реферативные задания.
Темы рефератов по Модулю 1:
1. Сущность функционально-стоимостного анализа.
2. Цель и задачи функционально-стоимостного анализа.
3. Дайте определение ФСА и обозначьте основную цель его проведения.
4. Характеристика форм функционально-стоимостного анализа.
5. Определите значение функционально-стоимостного анализа в деятельности организации.
6. Отличие традиционных методов анализа и ФСА.
7. Объекты и субъекты функционально-стоимостного анализа. Критерии выбора объекта ФСА.
8. Истоки функционально-стоимостного анализа. Известные ученые в области исследования методики функционально-стоимостного анализа.
9. История развития функционально-стоимостного анализа.
10. Особенности организации исследований по ФСА в России.
11. Этапы развития функционально-стоимостного анализа в России.
12. Особенности организации исследований по ФСА в зарубежной практике.
13. Система управления и организации ФСА.
14. Основные подходы к проведению функционально-стоимостного анализа.
15. Характеристика принципов организации функционально-стоимостного анализа.
Максимальное время выступления, Критерии оценивания представлены выше, в Теме 1.