Арифметические вычисления. Проценты.

Тема №1.

Арифметические вычисления. Проценты.

Дидактический материал.

Найдите значение выражения:

1) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

3) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 4) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

5) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 6) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

7) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

8) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответы: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Десятичные дроби. Действия над десятичными дробями.

1º. Обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т.д., записанную без знаменателя, называют десятичной дробью.

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

2º. Правила арифметических действий над десятичными дробями:

a) При сложении (вычитании) десятичных дробей надо записать их одну под другой так, чтобы одинаковые разряды были друг под другом, а запятая под запятой и сложить (вычесть) их как натуральные числа, не забыв поставить в результате запятую под запятыми.

b) Чтобы умножить одну десятичную дробь на другую, надо выполнить умножение, не обращая внимания на запятые, и в полученном произведении отделить справа запятой столько цифр, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе. Если цифр в полученном произведении недостаточно, то приписывают слева нули.

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

c) При делении десятичной дроби на натуральное число надо разделить это число, не обращая внимания на запятую, и поставить в частном запятую, когда закончится деление целой части.

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

d) Чтобы разделить число на десятичную дробь, нужно в делимом и делителе перенести запятую вправо на столько цифр, сколько их после запятой в делителе, а потом выполнить деление на натуральное число. Если в делимом меньше десятичных знаков, чем в делителе, то справа приписывают необходимое количество нулей.

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

e) При умножении (делении) десятичной дроби на 10,100, 1000 и т.д. достаточно перенести запятую вправо (влево) на столько цифр, сколько нулей во множителе (делителе).

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

3º. При выполнении совместных действий с обыкновенными и десятичными дробями нужно учитывать рациональность выбора: иногда лучше действия выполнить в - обыкновенных дробях, а в других случаях – в десятичных.

a) Любую обыкновенную дробь можно обратить в десятичную (конечную или бесконечную периодическую), разделив числитель на знаменатель по правилу деления десятичной дроби на натуральное число.

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

b) Чтобы обратить конечную десятичную дробь в обыкновенную, достаточно в числителе дроби записать число, стоящее после запятой, а в знаменателе – единицу с нулями, причем нулей должно быть столько, сколько цифр справа от запятой.

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

c) Чтобы обратить бесконечную периодическую десятичную дробь в обыкновенную, надо из числа, стоящего до второго периода, вычесть число, стоящее до первого периода, и записать эту разность числителем, а в знаменателе написать цифру 9 столько раз, сколько цифр в периоде, и после девяток дописать столько нулей, сколько цифр между запятой и первым периодом.

Например, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Дидактический материал.

Найдите значение выражения:

1) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

3) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 4) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

5) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 6) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

7) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

8) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 9) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

10) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 11) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

12) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

13) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

14) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

15) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

16) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 17) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

18) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 19) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

20) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Найти Х из пропорции:

21) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

22) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

23) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

24) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответы: 1) 84,075; 2) 1; 3) 6; 4) 8; 5) 20; 6) 32; 7) 1; 8) 2; 9) 4; 10) 2; 11) 3; 12) 3; 13) 0,5; 14) 3; 15) 1; 16) 3; 17) 5; 18) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 19) 1; 20) 9; 21) 1; 22) 5; 23) 25; 24) 5.

Дидактический материал.

1) Найдите:

а) 4% от 75; б) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru % от 330; в) 160% от 82,25.

2) Найдите число, если:

а) 40% его равны 12; б) 1,25 % его равны 55; в) 0,8% его равны 1,84; г) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru % его равны Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

3) Найти, сколько процентов составляет:

а) число 15,57 от числа 90; б) число 150 от числа 120; в) число 0,3 от 1,9

4) Число, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru % которого составляют Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , равно:

а) 0,672 б) 400 в) 672 г) 500 д) 472

5) Число, Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru % которого составляет Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , равно:

а) 762 б) 580 в) 140 г) 350 д) 7,62

6) Сколько процентов числа 3 составляет разность между ним и 3% числа 20?

7) 18% числа 10 равны 15% числа с. Найти с.

8) После увеличения числа на 17% получили 108,81. Исходное число равно:

а) 93,05 б) 93 в) 94 г) 92 д) 92,86

9) Некоторое число уменьшили на 14%, получив в результате 95. Это число с точностью до 0,01 равно:

а) 110,46 б) 110,44 в) 109,59 г) 110,50 д) 110,47

10) Сберегательный банк начисляет по вкладам ежегодно 2% вклада. Вкладчик внес в банк 15000 руб. Какой станет сумма через 2 года?

11) По долгосрочному вкладу банк выплачивает 10% годовых. По истечении каждого года начисленная сумма присоединяется к вкладу. На этот вид вклада был открыт счет в 20000 руб., который не пополнялся и с которого не снимали деньги в течение 3-х лет. Какой доход был получен по истечении этого срока?

12) Вкладчику на положенные в банк деньги через год начислили проценты в размере 15 тыс.рублей. Не взяв их, а добавив еще 85 тыс.рублей, он оставил все деньги еще на год под те же проценты. По истечении второго срока вклад вместе с процентными начислениями составил 275 тыс.рублей. Сколько тысяч рублей было положено в банк первоначально? (При решении задачи следует учесть, что процентная ставка банка не может превышать 100% годовых).

13) Вкладчик положил в банк некоторую сумму под 10% годовых. Каждый год после начисления процентов он добавляет на свой счет 5000 рублей. В результате через три года его вклад составил 29860 рублей. Какова была сумма первоначального вклада?

14) Производительность труда второй бригады на 20% больше, чем первой бригады, а производительность труда третьей бригады на 25% меньше, чем второй. На сколько процентов производительность труда третьей бригады меньше, чем первой?

15) Владелец магазина дважды за год повышал центы на товары в среднем на 10%. На сколько процентов повысилась цена на товары за год?

16) Цены на компьютерную технику в среднем понижались за год дважды на 10%. На сколько процентов понизились цены на компьютерную технику за год?

17) Два спиртовых раствора борной кислоты одинаковой массы слили в один сосуд. Раствор какой концентрации получили в результате, если первый раствор был пятипроцентным (5% борной кислоты и 95% спирта), а второй – однопроцентный?

18) Сколько мл воды нужно добавить к 500 мл 96%-ного раствора спирта (96% спирта, 4% воды), чтобы получить 40%-ный раствор спирта?

19) Из сосуда, полностью заполненного 12%-ным раствором соли, отлили 1л и налили 1л воды. После этого в сосуде оказался 9%-ный раствор соли. Сколько литров вмещает сосуд?

20) В библиотеке имеются книги на английском, французском и немецком языках. Английские книги составляют 36% всех книг на иностранных языках. Французские – 75% английских, а остальные 185 книг – немецкие. Сколько книг на иностранных языках в библиотеке?

21) Свежие грибы содержат по массе 90% воды, а сухие – 12%. Сколько получится сухих грибов из 44 кг свежих?

Ответы: 6) 80%; 7) 12; 10) 15660; 11) 15606; 12) 150; 13) 10000; 14) 10; 15) 21; 16) 19; 17) 3; 18) 700; 19) 4; 20) 500; 21) 5.

Тема №2.

Уравнения. Модуль числа.

Квадратные уравнения.

1º. Уравнение вида Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , где a,b,c – действительные числа, причем а ≠ 0, называют квадратным уравнением.

Корни квадратного уравнения Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru находят по формуле:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Если коэффициент а = 1, то квадратное уравнение называют приведенным; если коэффициент а ≠ 1 – неприведенным.

2º. Выражение Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru называют дискриминантом квадратного уравнения.

Если D < 0, то уравнение Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru не имеет действительных корней; если D = 0, то уравнение имеет один действительный корень (или два одинаковых корня); если D > 0, уравнение имеет два различных действительных корня.

3º. Теорема Виета. Сумма корней квадратного уравнения равна Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru а произведение корней равно Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Для корней x1 и x2 приведенного квадратного уравнения Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru формулы Виета имеют вид:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

4º. Уравнения вида Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru называют неполными квадратными уравнениями.

Неполные квадратные уравнения решают следующим образом:

1) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

2) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

5º. Выражение Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru называется квадратным трехчленом относительно х.

Квадратный трехчлен Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru может быть разложен на линейные множители по формуле:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ,

где x1 и x2 – корни квадратного трехчлена, т.е. корни уравнения Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru (если уравнение имеет действительные корни).

Дидактический материал.

Решите уравнения, сводящиеся к линейным:

1. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 3. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

4. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 5. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

6. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 7. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

8. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 9. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

10. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 11. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решите квадратные уравнения:

12. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 13. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

14. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 15. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

16. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Разложите на линейные множители:

17. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 18. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 19. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

20. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 21. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Сократите дроби:

22. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 23. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 24. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

25. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 26. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 27. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Упростите выражение:

28. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 29. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Найдите среднее арифметическое всех действительных корней уравнения:

30. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 31. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

32. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 33. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

34. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 35. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

36. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Найдите расстояние от вершины параболы до точки М:

37. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 38. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

39. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 39. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Постройте график функции:

40. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 41. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 42. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

43. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 44. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 45. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

46. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 47. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 48. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

49. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 50. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 51. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

52. По графику квадратичной функции определить знаки ее коэффициентов и их суммы:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Найдите рациональные корни уравнения:

53. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 54. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 55. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

56. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 57. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 58. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

59. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 60. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 61. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решите уравнения:

62. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 63. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 64. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

65. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 66. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 67. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

68. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 69. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

70. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 71. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 72. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Тема №3.

Степени и корни.

Дидактический материал.

Вычислите:

1. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 3. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

4. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 5. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 6. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

7. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 8. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

9. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 10. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

11. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 12. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

13. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 14. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 15. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Внесите множители под знак общего корня:

16. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 17. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 18. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Упростите выражения:

19. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 20. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 21. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

22. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 23. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

24. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 25. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

26. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

27. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответы: 19. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 20. x + 4; 21. 0,5; 22. -1; 23. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 24. 1; 25. 3; 26. x – y;

27. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Тема №4.

Метод интервалов.

1º. Если дискриминант квадратного трехчлена D > 0 или D = 0, то квадратное неравенство Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru можно переписать в виде Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru или Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , где x1 и x2 – корни квадратного трехчлена, и использовать для его решения метод интервалов.

2º. Для решения любых алгебраических уравнений

вида (1) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru или вида (2) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , где x1, x2, …, xn – действительные числа, удовлетворяющие условию x1 < x2 < …< xn, а k1, k2, …, kn – натуральные числа, применим обобщенный метод интервалов.

Суть его состоит в следующем: на координатной оси отмечают числа x1, x2, …, xn, в промежутке справа от xn ставят знак +,

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

затем, двигаясь справа налево, при переходе через очередную точку xi меняют знак, если ki - нечетное число и сохраняют знак, если ki - четное число. Тогда множеством решений неравенства (1) будет объединение промежутков, в каждом из которых поставлен знак +, а множеством решений неравенства (2) будет объединение промежутков, в каждом из которых поставлен знак – .

Замечание. Обобщенный метод интервалов справедлив и для целых рациональных неравенств P(x) > 0 или Q(x) ≥ 0, и для дробно-рациональных неравенств Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru или Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , причем последние равносильны неравенству Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru и системе Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru соответственно, где P(x), Q(x) – некоторые многочлены.

Пример 11. Решить неравенство Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решение: Находим корни квадратного трехчлена Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru :

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Данное неравенство равносильно следующему неравенству: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Применяя метод интервалов к последнему неравенству, получим множество всех решений неравенства – отрезок [-2; 3].

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Ответ: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Пример 12. Решить неравенство Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решение:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Находим корни числителя и знаменателя: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Указанная система равносильна следующей системе: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Нанесем найденные корни на числовую прямую. В интервалах справа налево расставим знаки плюс и минус.

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Множеством всех решений данного неравенства является объединение промежутков, в которых поставлен знак минус.

Ответ: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Дидактический материал.

Решите неравенства:

1. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

3. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 4. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решите системы неравенств:

5. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 6. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Найдите целые решения системы неравенств:

7. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 8. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решите неравенства:

9. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 10. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 11. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

12. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 13. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

14. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 15. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

16. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 17. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

18. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 19. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

20. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 21. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 22. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

23. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 24. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

25. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 26. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

27. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 28. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 29. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

30. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 31. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 32. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Тема №5.

Множество значений функции.

1º. Множеством (областью) значений E(y) функции y=f(x) называется множество всех таких чисел y0, для каждого из которых найдется число x0 такое, что f(x0)=y0.

2º. Областью значений всякого многочлена четной степени является промежуток Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , где m – наименьшее значение этого многочлена, либо промежуток Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , где n – наибольшее значение этого многочлена.

Областью значений всякого многочлена нечетной степени является R.

3º. Области значений основных элементарных функций:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Пример 15. Найти множество значений функции Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , если x≤1.

Решение: Данная функция не определена при x=0 и, следовательно, задана на множестве Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Рассмотрим x<0, тогда |x|=-x и функция принимает вид Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Так как Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru для x<0, то Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Таким образом, на промежутке Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru функция принимает значения от 5 до +∞.

Если x>0, то |x|=x и функция имеет вид Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Так как Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru для Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , то Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответ: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Дидактический материал.

Решите неравенства:

1. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 3. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

4. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 5. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 6. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

7. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 8. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 9. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

10. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 11. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 12. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

13. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 14. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

15. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 16. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

17. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 18. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

19. При каких x точки графика функции Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru лежат выше прямой Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ?

20. При каких x точки графика Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru лежат не ниже точек графика функции Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ?

Найти множество значений функции:

21. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , если Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 22. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , если Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Тема №6.

Иррациональные уравнения.

1º. Иррациональным называют уравнение, в котором переменная содержится под знаком корня.

При решении иррациональных уравнений применяют 2 метода: метод возведения в степень обеих частей уравнения и метод введения новой переменной (замены переменной).

2º. Метод возведения обеих частей уравнения в одну и ту же степень состоит в следующем:

а) преобразуют заданное иррациональное уравнение к виду Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

б) возводят обе части полученного уравнения в n-ую степень: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

в) учитывая, что Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , получают уравнение Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru и решают его.

3º. Следует учитывать, что при возведении обеих частей уравнения в четную степень возможно появление посторонних корней. В этом случае обязательна проверка найденных корней путем их подстановки в исходное уравнение.

Пример 16. Решить уравнение Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решение: Преобразуем уравнение к виду Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru и возведем обе части его в квадрат. Получим:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Еще раз возведем обе части уравнения в квадрат:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Откуда получим: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Проверка: 1) При x=5 имеем: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Таким образом, x=5 является корнем заданного уравнения.

2) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Таким образом, x=197 – посторонний корень.

Ответ: 5.

4º. Метод замены переменной продемонстрируем на примере.

Пример 17. Решить уравнение Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решение: Область определения уравнения: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Пусть Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , тогда Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Поэтому Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Отсюда:

1) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru Получили неверное числовое равенство, значит, в этом случае нет корней.

2) Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Ответ: -8/7.

Дидактический материал.

Решите уравнения:

1. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

3. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 4. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

5. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 6. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

7. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 8. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

9. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 10. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Найдите наименьший корень уравнения:

11. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 12. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

13. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Найдите произведение всех корней уравнения:

14. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 15. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решите уравнения:

16. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 17. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

18. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Тема №7.

Показательные уравнения.

Дидактический материал.

Решите уравнения:

1. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 3. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

4. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 5. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 6. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

7. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 8. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

9. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 10. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 11. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

12. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 13. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

14. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 15. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

16. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 17. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

18. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 19. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

20. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 21. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

22. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 23. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

24. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 25. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

26. Найдите произведение корней уравнения Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

27. Найдите сумму корней уравнения Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Найдите значение выражения:

28. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , где x0 – корень уравнения Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

29. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , где x0 – целый корень уравнения Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решите уравнение:

30. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

31. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 32. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответы: 1. 0; 2. -2/9; 3. 1/36; 4. 0, 0.5; 5. 0; 6. 0; 7. -2; 8. 2; 9. 1, 3; 10. 8; 11. 5; 12. 1; 13. ¼; 14. 2; 15. -2, -1; 16. -2, 1; 17. 0; 18. 1; 19. 0; 20. -1, 0; 21. -2, 2; 22. -2, 2; 23. 4; 24. -1, 2; 25. -2, -1, 3; 26. -0.3; 27. 3; 28. 11; 29. 54; 30. -1, 0, 2, 3; 31. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 32. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Тема №8.

Показательные неравенства.

1º. Неравенство, содержащее переменную в показателе степени, называется показательным неравенством.

2º. Решение показательных неравенств вида Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru основано на следующих утверждениях:

если Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , то неравенство Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru равносильно Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

если Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , то неравенство Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru равносильно Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

При решении показательных неравенств используют те же приемы, что и при решении показательных уравнений.

Пример 26. Решить неравенство Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru (методом перехода к одному основанию).

Решение: Так как Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , то заданное неравенство можно записать в виде: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Так как Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , то данное неравенство равносильно неравенству Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решив последнее неравенство, получим Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответ: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Пример 27. Решить неравенство: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru (методом вынесения общего множителя за скобки).

Решение: Вынесем за скобки в левой части неравенства Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , в правой части неравенства Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru и разделим обе части неравенства на (-2), поменяв знак неравенства на противоположный:

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru

Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Так как Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , то при переходе к неравенству показателей знак неравенства опять меняется на противоположный. Получаем Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Таким образом, множество всех решений данного неравенства есть интервал Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответ: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Пример 28. Решить неравенство Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru (методом введения новой переменной).

Решение: Пусть Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Тогда данное неравенство примет вид: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru или Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru , решением которого является интервал Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Отсюда Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru . Поскольку функция Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru возрастает, то Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Ответ: Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Дидактический материал.

Укажите множество решений неравенства:

1. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 2. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 3. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

4. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 5. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

6. При каких значениях x точки графика функции Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru лежат ниже прямой Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ?

7. При каких значениях x точки графика функции Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru лежат не ниже прямой Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ?

Решите неравенство:

8. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 9. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 10. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ;

11. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 12. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

13. Укажите наибольшее целое решение неравенства Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

14. Найдите произведение наибольшего целого и наименьшего целого решений неравенства Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru .

Решите неравенство:

15. Арифметические вычисления. Проценты. - student2.ru ; 16.