Расширенный перечень дополнительной литературы
· Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)
· Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
· Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
· Закон Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 г. № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге»
· Закон Санкт-Петербурга от 25 июля 2005 г. № 411-68 «О территориальном устройстве Санкт-Петербурга»
· Закон Санкт-Петербурга от 23 сентября 2009 г. № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге»
· Закон г. Москвы от 28 июня 1995 г. «Устав города Москвы»
· Закон г. Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве»
· Закон г. Москвы от 22 октября 2008 г. № 50 «О муниципальной службе в городе Москве»
· Алексеев И.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. М., 2014.
· Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 768с.
· Безруков А. В. Конституционное право России. — Саратов: Вузовское образование, 2014.— 267 c.
· Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 592 с.
· Власенко Н. А. Разумность и определенность в правовом регулировании: Монография / Власенко Н.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, ИЗиСП, 2016. – 157 с.
· Зорькин В. Д. Конституционно-правовое развитие России. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 720 с.
· Зорькин В. Д. Право в условиях глобальных перемен: монография. — М.: Норма, 2013. — 496 с.
· Кайнов В. И., Сафаров Р. А. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 159 с.
· Клеандров М. И. Конституционно-правовые основы судебной власти в Российской Федерации. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2007. — 320 с.
· Конституционное право России. В 2-х т. Т. 1: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 864 с.
· Конституционное право России. В 2-х т. Т. 2: Учебный курс: Учебное пособие / С.А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ). — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 928 с.
· Конституционное право Российской Федерации: учебник / под общей ред. Н.В. Витрука. — М.:Норма: ИНФРА-М, 2010. — 656с.
· Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации / В.В. Гошуляк, Л.Е. Ховрина, Т.И. Геворкян. — М.: Альфа-М, 2006. — 240 с.
· Мамут Л. С. Государство в ценностном измерении. — М.: НОРМА, 1998. —46 с.
· Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. — М.: Зерцало. 2009. — 528 с.
· Миронов А.Н. Муниципальное право Российской Федерации: учебное пособие. М., 2013.
· Нерсесянц В. С. Философия права. — М.: Инфра-М, Норма, 1997. — 652 с.
· Разуваев Н.В. Традиционное государство: правовая природа, сущность и типология. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2008. — 312 с.
· Соловьев С.Г. Муниципальное право России: учебник. М., 2013.
· Уманская В. П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография / В.П. Уманская. - М.: Норма, 2014. - 288 с.
· Четвериков В.С. Муниципальное право: учебное пособие. М., 2013.
· Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / 8-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. — 528 с.
· Шугрина В.С. Муниципальное право: учебник. М., 2014.
· Якушев А.В., Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2004. — 384 с.
Тезаурус
Автономия — форма самоуправления части территории государства, обладающей правом самостоятельного решения внутренних вопросов.
Авторитаризм — один из видов политического режима, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.
Администрация — система исполнительно-распорядительных государственных органов, обеспечивающая реализацию законов в масштабах всей страны или определенного региона.
Акт нормативный — правовой акт, принимаемый субъектами правотворчества, содержащий нормы права, имеющий особую официальную письменную форму и направленный на урегулирование определенных общественных отношений.
Акт применения права (правоприменительный акт)— правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.
Акт толкования права (интерпретационный акт)— правовой акт, который содержит разъяснение смысла юридических норм и выносится специальными компетентными органами.
Аналогия закона — решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.
Аналогия права — решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права.
Аутентическое (авторское) толкование — разъяснение смысла юридической нормы, которое дается тем же органом, который принял данную норму.
Буквальное толкование — разъяснение содержания правовой нормы, при котором действительный смысл данной нормы и ее текстуальное выражение совпадают.
Вето— отказ главы государства подписать законопроект, принятый парламентом.
Властные решения — правовые акты, принимаемые государственными органами или должностными лицами в пределах их компетенции для достижения определенных целей и влекущие юридические последствия.
Власть социальная— это присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение.
Воздействие правовое — взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на социальную жизнь, сознание и поведение людей.
Воля народа— концентрированное выражение интересов большинства граждан в обществе, направленное на достижение определенных социально значимых целей и лежащее в основе какого-либо управленческого решения (например, конкретного закона, принятого на референдуме).
Вотум — решение, принятое большинством голосов избирательного корпуса или представительного учреждения по определенному вопросу (например, вотум недоверия правительству).
Гарантии законности — средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, беспрепятственное осуществление прав граждан и интересов общества и государства.
Глава государства — высшее должностное лицо в государстве, являющееся носителем исполнительной власти государства и одновременно верховным официальным представителем в сфере внешних сношений.
Государственная власть — публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.
Государственное принуждение — осуществляемое организованно, персонифицированно и в пределах юридических предписаний физическое, психологическое либо идеологическое воздействие государственной власти на членов общества, обеспечивающее при помощи государственного аппарата безусловное утверждение государственной воли в области охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества, борьбы c правонарушениями и наказания виновных в их совершении.
Государственно-правовой режим — система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется государственная власть.
Государственный аппарат — система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства.
Государственный суверенитет — присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.
Государство — организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных, расовых и т.п.) в пределах определенной территории.
Гражданское общество — совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, c помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.
Гражданство— устойчивая правовая связь человека c государством, выражающихся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.
Грамматический способ толкования — прием разъяснения правовых норм, осуществляемый c помощью языковых средств, правил грамматики, орфографии и т.п.
Гуманизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в признании человека как высшей ценности, закреплении и обеспечении его прав, свобод, законных интересов, достоинства личности, условий свободного всестороннего развития и стимулирования подлинно человеческих отношений между людьми.
Дееспособность— способность лица своими действиями осуществлять права и обязанности.
Действие права— содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулятивное (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
Декларация — провозглашение основных принципов; правовой документ, имеющий силу рекомендации.
Деликтоспособность — способность лица самостоятельно нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
Демократизм права — один из важнейших принципов права, выражающийся в юридическом установлении и реальном обеспечении идей народовластия, свободы, равенства, справедливости, ответственности в общественных отношениях, подлежащих правовому регулированию.
Демократический режим — система методов и приемов, c помощью которых население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы), принимая решения большинством c учетом интересов меньшинства.
Диктатура — безраздельная политическая, экономическая и идеологическая власть, не ограниченная законом и осуществляемая единолично (или строго определенной группой лиц во главе с лидером).
Диспозитивный метод правового регулирования — разновидность правового воздействия, связанная c равноправием сторон, координацией, основанная на дозволениях.
Диспозиция правовой нормы — основной элемент нормы права, определяющий модель поведения субъектов c помощью установления прав и обязанностей, возникающих при наличии указанных в гипотезе юридических фактов.
Догма права (специально-юридическая теория) — наиболее стабильная, неизменная часть общей теории права, изучающая его c позиции специально-юридических свойств и проявлений.
Договор нормативный — самостоятельная форма права, выражающаяся в соглашении между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор 1992 г.).
Дозволение правовое — предоставляемая нормами права возможность субъекту самостоятельно действовать по осуществлению собственных интересов.
Доктринальное толкование норм права— наиболее глубокое и аргументированное разъяснение смысла правовых норм учеными-юристами, выражающееся в монографиях, научных комментариях, статьях и т.п.
Дуалистическая монархия — разновидность ограниченной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх и формально, и еще более фактически сохраняет широкие властные полномочия, что ставит его в центр всей политической системы данного общества.
Единоначалие — форма организации управления, при которой во главе соответствующего государственного органа, учреждения или предприятия стоит одно лицо, правомочное принимать юридически обязательные решения.
Естественное право — совокупность неотъемлемых прав и свобод, обусловленных естественной природой человека и не зависящих тем самым от воли конкретного законодателя.
Закон— нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законность — система требований, направленных на соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов.
Законный интерес — отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, выражающееся в стремлениях субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам — в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным.
Законодательная власть — избранные народом представительные органы, призванные вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов.
Законодательная инициатива — право внести предложение об издании закона и соответствующий законопроект в законодательный орган, которое порождает у законодательного органа обязанность рассмотреть предложение и законопроект (но принять или отклонить его — право законодателя).
Законодательная оговорка — имеющее специальную нормативно-лексическую форму условие (заявление, положение), которое частично изменяет содержание или объем действия нормы закона, создает новый правовой режим, выступает формой согласования интересов и порождает определенные юридические последствия.
Законодательство — система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов. Законопроект — текст предлагаемого к принятию закона, подготовленный в соответствии c установленной законодательной процедурой для внесения на рассмотрение законодательного органа или на референдум.
Законотворческий процесс — установленный в юридических нормах вид правотворческого процесса, регламентирующий порядок деятельности законодательного органа государства по выработке, принятию и изданию законов. Запрет — способ правового регулирования, требующий воздержания от совершения определенных социально-вредных, правонарушаемых действий. Злоупотребление правом — использование субъективного права в противоречии c его социальным назначением, влекущее за собой нарушение охраняемых законом личных, общественных либо государственных интересов.
Императивный метод правового регулирования — способ правового воздействия, связанный c властными предписаниями, субординацией, основанный на запретах, обязанностях, наказании.
Индивидуально-правовое регулирование — поднормативное персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в конкретных жизненных обстоятельствах c целью побудить их совершить предусмотренные нормами права социально-ценные действия.
Инкорпорация — форма систематизации законодательства, совершаемая путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.
Институт права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный вид (группу) общественных отношений.
Иск— юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
Исполнение права — форма реализации права, связанная c выполнением активных обязанностей, строго определенных в законе действий в интересах управомоченной стороны.
Исполнительная власть — назначаемые либо выбираемые исполнительно-распорядительные органы власти, призванные реализовать принятые законы и осуществлять оперативно-хозяйственную деятельность.
Использование права — форма реализации права, связанная c осуществлением субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, пользы, ценности.
Историческо-политическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый c помощью анализа конкретно-исторических и политических условий принятия данного предписания.
Источник права в идеологическом смысле— причины возникновения правовых норм, связанные c различными правовыми идеями, представлениями, мнениями, учениями, доктринами, правосознанием.
Источник права в материальном смысле — причины возникновения правовых норм, связанные c материальными условиями жизни общества, формами собственности, интересами и потребностями людей.
Казуальное толкование — разъяснение смысла правовой нормы, обязательное только для данного конкретного случая.
Казус — случайное действие, которое (в отличие от умышленного или неосторожного) имеет внешние признаки правонарушения, но лишено элемента вины и, следовательно, не влечет юридической ответственности.
Каноническое право — система нормативных предписаний, принимаемых решениями церковных соборов и постановлений римских пап, регулирующих отношения внутри церковной организации, а также некоторые семейно-брачные и имущественные отношения.
Качество закона — совокупность социально-экономических, политических и юридических свойств, обусловливающих пригодность закона удовлетворять определенные потребности общества, государства или отдельной личности соответственно природе права.
Квалификация правовая — юридическая оценка деяния, основанная на соответствующих нормативных предписаниях.
Кворум — установленное законом или уставом количество присутствующим на определенном мероприятии, считающееся обязательным условием для признания его решений действительными и юридически значимыми.
Кодекс — систематизированный, единый, юридически и логически цельный, внутренне согласованный законодательный акт прямого действия, регулирующий определенную область общественных отношений.
Кодификация — разновидность систематизации законодательства, объединение нормативных актов в единый, логически цельный законодательный акт.
Коллизии юридические — противоречия между правовыми нормами и актами, регулирующими одни и те же общественные отношения.
Компетенция — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица, определяющих его место в системе государственных органов.
Конкретизация норм права — мыслительная операция, осуществляемая в процессе нормотворчества, состоящая в «привязке» правовой нормы к конкретным условиям нормативной регламентации общественных отношений, в результате чего создается новая норма права (меньше конкретизируемой по объему, но шире — по содержанию).
Консолидация — разновидность систематизации законодательства, объединение нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение.
Конституционный контроль — это деятельность по выявлению правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также принятие мер по устранению выявленных отклонений. Конкретный контроль - это проверка конституционности законов по запросам судов общей юрисдикции, а равно и специализированных судов.
Конституционный Суд РФ — это судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституция — основной закон (закон законов) государства и общества, обладающий наивысшей (абсолютной) юридической силой, закрепляющий фундаментальные начала общественного и государственного устройства, форму правления, принципы взаимоотношения личности и государства.
Конфедерация— форма союза
Легальность власти — юридическое обоснование власти, соответствие действий государственных органов существующему в стране законодательству.
Легитимность власти — качество взаимоотношений государства и общества, которое выражается в добровольном признании ценности власти, в ее праве управлять.
Лоббизм — форма влияния «групп давления* на управленческие решения в процессе правотворчества и правоприменения c целью удовлетворения интересов определенных социальных структур.
Логическое толкование норм права — способ разъяснения смысла правовых норм, осуществляемый c использованием законов и правил логики.
Локальный нормативный акт — нормативный акт, который принимается администрацией предприятий, учреждений и организаций и который направлен на урегулирование внутрикол-лективных отношений в пределах данной структуры.
Льгота правовая — правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворять собственные интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных особых прав (преимуществ), так и в освобождении от обязанностей.
Материальное право — совокупность правовых норм, институтов, под отраслей и отраслей, c помощью которых государство оказывает прямое воздействие на общественные отношения, предоставляя субъектам (посредством прав и обязанностей) возможности и необходимости по удовлетворению их материальных (а не процессуальных) интересов.
Меры защиты — разновидность правового принуждения, представляющего собой деятельность по обеспечению исполнения юридической обязанности, защиту права.
Местное самоуправление— установленная государством в законах местная публичная власть, реализуемая в рамках закона на территории соответствующего муниципального образования путем управления, осуществляемого жителями муниципального образования, органами и должностными лицами местного самоуправления на основе реальной материально-финансовой базы, в целях решения задач местного значения и выполнения значительной части государственных дел с учетом интересов населения. Данное определение носит комплексный характер. Оно построено на сочетании элементов надстроечных и базисных отношений, которые находятся в неразрывной связи. Местное самоуправление осуществляется путем управления. Значит, налицо совокупность управленческих отношений. Управленческие отношения выступают в качестве категории, гарантирующей связь и взаимодействие базиса и надстройки, управляемой и управляющей системы.
Метод правового регулирования — совокупность юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных общественных отношений.
Механизм правового регулирования — система юридических средств организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права.
Муниципалитет— применяется в наших условиях к городским и сельским поселениям, т.е. к такому уровню общественной жизни, на котором осуществляется местное самоуправление. Практически значения муниципальный и местный идентичны и в равной мере употребляются по отношению к явлениям и структурам, связанным с местным самоуправлением.
Муниципальная дисциплина — определенные требования к поведению людей, связанные c выполнением правил, предъявляемых к муниципальным служащим.
Муниципальное право— комплексная отрасль права, сформировавшаяся на стыке нескольких отраслей. В основе данной характеристики муниципального права лежат особенности его предмета: общественные отношения, составляющие предмет муниципального права, представляют собой сложную, комплексную систему экономических, финансовых, социально-культурных, политических, организационно-управленческих отношений, возникающих в процессе организации и осуществления муниципальной власти, решения населением вопросов местного значения. Комплексный характер муниципального права означает, что это вторичная отрасль, которая формируется и развивается во многом «за счет» других, в первую очередь профилирующих, отраслей, заимствуя у них отдельные нормы и целые институты.
Наказание правовое — форма и мера юридического осуждения (порицания) виновного, противоправного поведения, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.
Неофициальное толкование — разъяснение смысла правовых норм органами или отдельными лицами no своей инициативе, не влекущее юридических последствий.
Норма права — общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование конкретного вида общественных отношений.
Нормативное толкование — разъяснение смысла правовых норм, имеющее общее значение (распространяющееся на большой круг лиц и случаев).
Нормативность - признак права, выражающий собой в концентрированном виде всеобщность, обязательность, непрерывность и территориальную общность действия правовых предписаний.
Обратная сила закона — распространение действия закона на случаи, имевшие место до вступления его в силу.
Общественный порядок — состояние урегулированности общественных отношений, которое достигается c помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).
Общество — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей (в широком смысле); исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма общественных отношений (в узком смысле).
Объект правоотношения — то, на что направлены права и обязашІости субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи (материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, ценные бумаги, документы, результаты определенных действий).
Объективно противоправное деяние— действие либо бездействие, сходное по своим объективным признакам c правонарушением, но совершенное невиновно, т.е. субъективно было направлено на достижение правомерных целей.
Обыденное толкование — неофициальное разъяснение смысла правовых норм на основе обыденной практики и житейского опыта.
Обычай правовой — исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям.
Обязанность юридическая — мера юридически необходимого поведения, установленная для удовлетворения интересов управомоченного лица.
Ограничение правовое — правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.
Ограничительное толкование норм права— разъяснение содержания правовой нормы, когда действительный смысл предписания уже ее текстуального выражения.
Ответственность юридическая — необходимость лица подвергнуться мерам государственного принуждения, выражающимся в виде мер личного, имущественного и организационного характера.
Отклоняющееся (девиантное) поведение — деяния индивидов или групп лиц, характеризующееся несоответствием сложившимся в обществе социальным ожиданиям, моральным и иным правилам поведения.
Относительное правоотношение — разновидность правоотношения, в котором индивидуализированы (поименно известны, персонифицированы) обе его стороны.
Отрасль права — упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Подзаконный нормативный акт — изданный на основе и во исполнение законов акт, содержащий юридические нормы.
Подсудность— это распределение между судами дел, подлежащих рассмотрению по первой инстанции, т.е. установление конкретного суда, который должен разрешить дело.
Политика— искусство управления обществом, характеризует отношения по поводу власти между классами, партиями, этническими и другими социальными группами, определяющие формы и содержание деятельности государства, c одной стороны, и народом — с другой.
Политическая система общества — упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Политический режим — система методов, приемов и средств, c помощью которых осуществляется политическая власть и определяется политическая система данного общества.
Полномочие— комплекс прав и обязанностей, предоставленный субъекту в соответствии c занимаемой должностью для разрешения какого-либо вопроса.
Право — система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Правовая политика — деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
Правовая психология — совокупность переживаний, чувств, настроений, эмоций, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому праву.
Правовая система общества — конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства.
Правовое государство — организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания c помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
Правовые средства — юридические инструменты (явления), c помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей.
Правомерное поведение — деяние субъектов, соответствующее нормам права и социально полезным целям.
Правомочие— предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные деяния или требовать соответствующего поведения от других участников конкретного правоотношения.
Правонарушение — виновное, противоправное, общественно опасное деяние (действие либо бездействие) субъекта, причиняющее вред интересам общества, государства, личности.
Правоотношение — общественное отношение, урегулированное нормами права и участники которого обладают соответствующими субъективными правами и юридическими обязанностями.
Правоположения юридической практики — сформулированные в ходе разрешения юридических дел правила (образцы, примеры) наиболее целесообразного и эффективного применения норм права, которые могут и должны использовать компетентные субъекты при разрешении юридических дел данного рода.
Правопорядок— система общественных отношений, в которой поведение субъектов является правомерным; состояние урегулированности социальных связей.
Правопреемство — изменение в субъектном составе правоотношений, при котором субъективные права и юридические обязанности переходят от одного субъекта к другому.
Правосознание — совокупность чувств, эмоций, представлений, идей, взглядов, в которых отражается отношение людей к действующему и желаемому права.
Правоспособность— способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности.
Правосубъектность — признаваемая и обеспечиваемая государством способность лица иметь субъективные права и юридические обязанности, а
Правотворчество— деятельность компетентных органов (прежде всего государственных) по принятию, изменению и отмене юридических норм.
Практика юридическая — деятельность компетентных субъектов по принятию (толкованию, применению и т.д.) юридических предписаний, взятая в единстве c накопленным социально-правовым опытом.
Предмет правового регулирования — те общественные отношения, социальные связи, которые право упорядочивает.
Предписание правовое — властное веление, выражающее государственную волю, выступающее регулятором общественных отношений путем формулирования общеобязательного или индивидуального юридического правила поведения для соответствующих субъектов права.
Представительство — правовое средство, c помощью которого одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности.
Прецедент юридический — судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел.
Применение права — властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт.
Принципы права — основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.
Распространительное (расширительное) толкование — разъяснение содержания юридических норм, когда действительный смысл нормы шире ее текстуального выражения.
Реализация права — претворение правовых предписаний в поведении участников правоотношений, фактическое осуществление субъектами права нормативных предписаний в форме соблюдения запретов, исполнения обязанностей, использования прав и применения юридических норм.
Регулирование правовое — осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения c целью их упорядочения.
Режим правовой — особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкр<