Особенности методического аппарата учебника «Математика» для 5 класса.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель математик и
физики, Мальцева Энифе Файзуловна.
Д. Фрол
Г.
Пояснительная записка
Статус программы
Настоящая программа по математике для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по математике к учебному комплексу для 5-11 классов (авторы – составители И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович)
Нормативная база:
1. Федеральный закон «Об образовании».
2. Примерная программа основного общего образования по математике. МОиН РФ
3. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы/авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011
4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Г.В.Дорофеев, Г.М.Кузнецова, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2000
5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004
6. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования. Основная школа. Раздел «Математика».
7. Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в обр. процессе в обр. учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос. аккредитацию на 2013/2014 учебный год», приказ №1067 от 19.12.2012.
При обучении математике используются УМК:
Зубарева И.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М. Мнемозино, 2010
Основой построения курса математики 5 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и другими. Суть основного принципа развивающего обучения - принципа ведущей роли теоретических знаний, - состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается, прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.
Предлагаемая программа практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5- м классе. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 3десь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.
Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных программ более существенные. В дальнейшем, при изучении систематического курса геометрии, накопленные на данном этапе эмпирические представления, получат свое обобщение и развитие.
Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе математики 5-го класса начинают формироваться некоторые представления комбинаторики, теории вероятностей и статистики.
И наконец, в соответствии с требованиями времени уже в курсе математики 5-го класса используются такие термины, как «математический язык», «математическая модель», которые находят свое развитие в 6-м классе. Эти понятия позволяют начать формирование того идейного стержня, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану на изучение математика в 5 классе отводится 170 часов из расчета: 5 часа, в том числе 11 часов на проведение контрольных работ.
Содержание тем учебного курса
Арифметика
Натуральные числа(27 ч)
Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений. Деление с остатком.
Обыкновенные дроби(32 ч)
Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями: сложение и вычитание дробей с одинаковыми и с разными знаменателями (простейшие случаи), умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число. Нахождение части от целого и целого по его части в два приема.
Десятичная дробь(28 ч)
Сравнение десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и обыкновенной в виде десятичной.
Текстовые задачи(24 ч)
Решение текстовых задач арифметическим способом. Математические модели реальных ситуаций (подготовка учащихся к решению задач алгебраическим методом).
Измерения, приближения, оценки(8 ч)
Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Размеры объектов окружающего нас мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем нас мире.
Представление зависимости между величинами в виде формул.
Проценты(7 ч)
Нахождение процента от величины, величины по ее проценту.
Планирование учебного материала
№ темы | Содержание | Примерное количество часов (по программе) | Планируемое количество часов учителем | Контроль | Примечание |
Повторение основных понятий математики за курс начальной школы | |||||
Натуральные числа | С.р | ||||
Обыкновенные дроби | С.р | ||||
Геометрические фигуры | С.р | ||||
Десятичные дроби | С.р Тестирование. | ||||
Геометрические тела | |||||
Введение в вероятность | |||||
Повторение | С.р Тестирование | ||||
Всего |
ЛИТЕРАТУРА
Основная
1. Дудницин Ю.П.,Кронгауз В.Л. Контрольные работы по математике 5 класс.-М.:Экзамен, 2009.- 63с.
2. Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Математика. – М.: Мнемозина, 2007, 2009.- 270с., ил.
3. Тульчинская Е.Е. Математика тесты 5-6 классы – М.: Мнемозина, 2009.- 96 с.
4. ТульчинскаяЕ.Е. Блиц-опрос (проверочные работы) – М.: Мнемозина, 2009.-90 с.
5. Программа. Математика. 5-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. – М. Мнемозина, 2009. – 64 с.
6. Примерная программа по математике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г № 03-1263)
7. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (приказ Минобрнауки от 05.03.2004г. № 1089)
Дополнительная для учителя
1.Зубарева И.И, Мордкович А.Г. Математика 5-6 классы. Методическое пособие для учителя– М.: Мнемозина, 2008.-104 с.
2.Математика. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября»;
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ
Класс
(базовый уровень)
Составитель: учитель математик и
физики, Мальцева Энифе Файзуловна.
Д. Фрол
Г.
Пояснительная записка
Статус программы
Настоящая программа по математике для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе программы общеобразовательных учреждений по математике к учебному комплексу для 5-11 классов (авторы – составители И.И. Зубарева, А.Г.Мордкович)
Нормативная база:
1. Федеральный закон «Об образовании».
2. Примерная программа основного общего образования по математике. МОиН РФ
3. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы/авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2011
4. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике /Г.В.Дорофеев, Г.М.Кузнецова, Л.В.Кузнецова и др. – М.: Дрофа, 2000
5. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по математике. Приказ МОР № 1089 от 05.03.2004
6. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236 «Об утверждении обязательного минимума содержания образования. Основная школа. Раздел «Математика».
7. Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в обр. процессе в обр. учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос. аккредитацию на 2013/2014 учебный год», приказ №1067 от 19.12.2012.
При обучении математике используются УМК:
Зубарева И.И. Математика 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М. Мнемозино, 2010
Основой построения курса математики 5 класса являются идеи и принципы развивающего обучения, сформулированные российскими педагогами и психологами Л.С. Выготским, Л.В. Занковым и другими. Суть основного принципа развивающего обучения - принципа ведущей роли теоретических знаний, - состоит в осознанном усвоении теоретических знаний учащимися, а потому его реализация заключается, прежде всего в том, что ученик, выполняя упражнения в определенной последовательности, получает возможность самостоятельно сформулировать правило, дать определение нового или уже знакомого понятия или даже ввести новый термин.
Предлагаемая программа практически не меняет перечень вопросов, традиционно изучаемых в 5- м классе. Главное отличие состоит во временном сдвиге начала изучения обыкновенных дробей и включении некоторых тем, традиционно изучавшихся в 6-м классе, в курс 5-го класса: основное свойство дроби; простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями. 3десь при изложении материала большое внимание уделено наглядности: многие свойства и действия с обыкновенными дробями иллюстрируются красочными рисунками. Но значительная часть материала на этом этапе усваивается учащимися только на уровне представлений, а затем в процессе повторения доводится до уровня знаний и умений.
Что касается геометрического материала, то здесь отличия от традиционных программ более существенные. В дальнейшем, при изучении систематического курса геометрии, накопленные на данном этапе эмпирические представления, получат свое обобщение и развитие.
Учитывая возрастание роли статистических и вероятностных подходов к решению широкого круга проблем на современном этапе развития общества и неизбежное включение в программу общеобразовательной школы новой содержательно-методической линии «Анализ данных», в курсе математики 5-го класса начинают формироваться некоторые представления комбинаторики, теории вероятностей и статистики.
И наконец, в соответствии с требованиями времени уже в курсе математики 5-го класса используются такие термины, как «математический язык», «математическая модель», которые находят свое развитие в 6-м классе. Эти понятия позволяют начать формирование того идейного стержня, благодаря которому математика предстает перед учащимися не как набор разрозненных фактов, которые учитель излагает только потому, что они есть в программе, а как цельная развивающаяся и в то же время развивающая дисциплина общекультурного характера.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения разделов математики с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебно.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно учебному плану на изучение математика в 5 классе отводится 170 часов из расчета: 5 часа, в том числе 11 часов на проведение контрольных работ.
Особенности методического аппарата учебника «Математика» для 5 класса.
- В основе учебника – принцип ведущей роли теоретических знаний
- Временной сдвиг в начале изучения обыкновенных дробей.
- Новые математические понятия (когда это возможно) вводятся после рассмотрения прикладных задач, мотивирующих необходимость их появления.
- Теоретический материал излагается доступным языком, что приучает учащихся к самостоятельному его изучению
- В изучение в курсе 5 класса включены темы, традиционно изучаемые в 6 классе:
- основное свойство дроби;
- простейшие случаи сложения и вычитания дробей с разными знаменателями;
- умножение и деление обыкновенной дроби на натуральное число.
- При изложении курса широко используются графические средства наглядности
- Акцент делается на практическое применение приобретённых знаний.
- Целенаправленная работа по подготовке учащихся к изучению систематического курса геометрии: на эмпирическом уровне вводятся понятия «серединный перпендикуляр», «окружность», «биссектриса».
- Используются понятия: «математический язык», « математическая модель».
Цели обучения:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Требования к уровню математической подготовки учащихся