Параметры технического состояния арматуры и электропривода, устанавливаемые настоящей методикой
Параметры, нормированные НП-068-05, технической документацией заводов-изготовителей на арматуру и ее составные части (электропривод, электродвигатель, блок конечных выключателей), а также доверительными интервалами на параметры технического состояния ЭПА, включают в себя:
- время открытия/закрытия арматуры, с;
- пусковой ток, А;
- номинальное значение тока, А;
- мощность двигателя, Вт;
- отношение пускового тока к току при номинальной мощности;
- частота вращения выходного вала ЭП;
- частота вращения выходного вала ЭД.
По форме токового сигнала и сигнала активной мощности электродвигателя привода, полученного при диагностировании арматуры, можно определить два вида параметров:
- регистрируемые (диагностические) параметры токового сигнала непосредственно при его:
1) То - момент времени начала открытия и закрытия запорного органа;
2) Т3 - момент времени окончания открытия и закрытия запорного органа;
3) Iп (Рп) - пусковой ток (мощность);
4) I(t)р - ток на рабочем ходе;
5) Р(t)р - мощность на рабочем ходе;
6) Iс (Рс) - ток (мощность) срыва;
7) Iу - ток уплотнения;
8) Iм (Рм) - ток (мощность) срабатывания муфты;
9) Iф (Рф) - уровень фонового сигнала;
10) Аfэд - амплитуда гармоники, соответствующей частоте вращения выходного вала электродвигателя;
11) Аfэп - амплитуда гармоники, соответствующей частоте вращения выходного вала электропривода;
12) Iкво, Iквз – ток концевых выключателей при завершении операций «Открытие», «Закрытие».
- расчетные параметры токового сигнала, используемые в настоящей методике для оценки технического состояния электроприводной арматуры:
1) Тоткр. (Тзакр.) - время выполнения операций «Открытие» («Закрытие»);
2) DТ - разность времени открытия и закрытия запорного органа (неравномерность времени хода: абсолютная в секундах и относительная в %);
3) Iро (Iрз) - ток рабочего хода при открытии (закрытии), А;
4) Рро (Ррз) - мощность рабочего хода при открытии (закрытии), кВт;
5) Тро (Трз) - время рабочего хода при открытии (закрытии);
6) Iпо/Iро (Рпо/Рро) - отношение величины пускового тока к рабочему (пусковой мощности к мощности ЭД) при рабочем ходе на открытие;
7) Iпз/Iрз (Рпз/Ррз) - отношение величины пускового тока к рабочему (пусковой мощности к мощности ЭД) при рабочем ходе на закрытие;
8) Iс/Iро (Рс/Рро) - отношение тока (мощности) срыва к рабочему току (мощности) при выполнении операции «Открытие»;
9) Iу/Iрз (Ру/Ррз) - отношение тока (мощности) уплотнения к рабочему току (мощности) при выполнении операции «Закрытие»;
10) gоI (gзI), gоP (gзP), % - плавность хода по токовому сигналу (сигналу активной мощности) при открытии и закрытии;
11) ξI (ξР) - коэффициент расхождения значений тока Iр (активной мощности Рр) в пределах границ времени выполнения операций «Открытие» и «Закрытие»;
12) τп = τ1+ τ2 - интервал времени пуска электродвигателя,
где τ1 - интервал времени от момента пуска ЭД до момента достижения Iп ;
τ2 - интервал времени от момента Iп до момента достижения Imin;
13) τ3 - время уплотнения запорного органа при закрытии;
14) τ4 - время отключения ЭД при окончании операций «Открытие и «Закрытие»;
15) τ5 - время срыва при выполнении операции «Открытие»;
16) DIравс (DUавс) - несимметричность рабочего тока (напряжения) в фазах а, b, с;
17) Тол = Тс1-То - время выборки общего люфта.
При определении диагностических и расчетных параметров необходимо учесть следующее:
- значение тока (мощности) рабочего хода Iр (Рр) вычисляется как среднее значение величин I(t)р и Р(t)р в интервале времени Тр;
- точка Т1 определяется как момент времени начала установившегося рабочего хода для токового сигнала и сигнала мощности - начало хода штока;
- для арматуры, работающей на закрытие, точка Т2 определяется как момент времени начала увеличения активной мощности при «уплотнении» (посадке запорного органа в седло);
- точка Т3 определяется как момент времени достижения сигналами тока или мощности уровня шумов;
- точка То определяется как момент времени начала превышения значений величин токового сигнала или сигнала активной мощности над уровнем шумов (условный нуль) То ® (Iо/з > Iф, Ро/з > Рф);
Из перечисленных выше расчетных параметров токового сигнала, используемых для оценки технического состояния ЭПА (определяющими согласно настоящей методике считаются параметры "Время выполнения операции «Открытие» и «Закрытие»" и «Плавность хода».
Цель работы: приобретение навыков основ диагностики электроприводной арматуры.
Задан массив значений тока статора асинхронного двигателя, представляющий фазы работы электроприводной арматуры (рис. 1):
- фаза - "открытие" (слева): пуск, страгивание, подъём клина;
- фаза - "закрытие" (справа): пуск, перемещение клина вниз, дожатие.
Проведите исследование, устанавливающее возможность её использования в предстоящий эксплуатационный период.
Порядок выполнения работы:
· Установите диагностические признаки.
· Для каждого признака укажите нормативный интервал.
·Проведите статистический анализ распределения диагностического признака на нормативном интервале.
· Осуществите прогноз работоспособности данного оборудования.
Рисунок 12 - Устройство электроприводной арматуры
Пример выполнения лабораторной работы 3
1. Установим диагностические признаки и для каждого из них укажем нормативный интервал.
Диагностические величины, характеризующие состояние арматуры:
- пусковой ток открытия;
- пусковой ток закрытия;
- ток страгивания;
- ток рабочего хода открытия и закрытия;
- отношение пускового тока к рабочему;
- время открытия/закрытия;
- плавность хода;
- затяг.
По заданным графикам (рис. 2) для каждого из токовых сигналов определим эти показатели и занесем в таблицу 9 для дальнейшей обработки.
Рисунок 13 - Фаза открытия и подъема клина
Таблица 9.
I0 | Iз | Ic | Ipo | Ipз | I0/Ipo | Iз/Ipз | Iзт | |
40,48 | 39,23 | 7,068 | 1,764 | 0,858 | 22,948 | 45,723 | 6,329 | |
39,67 | 38,445 | 6,928 | 1,728 | 0,841 | 22,957 | 45,713 | 6,1711 | |
40,28 | 39,03 | 6,868 | 1,744 | 0,838 | 23,096 | 46,575 | 6,129 | |
значение i | 1000-27000 | 30000-56000 | ||||||
МО | 40,143 | 38,902 | 6,955 | 1,745 | 0,846 | 23,000 | 46,004 | 6,210 |
СКО | 0,3156 | 0,3044 | 0,0756 | 0,0124 | 0,0082 | 0,0639 | 0,3810 | 0,0795 |
Верх. Пред. | 40,4589 | 39,2061 | 7,0302 | 1,7578 | 0,8539 | 23,0644 | 46,3847 | 6,2892 |
Нижн. Пред. | 39,8278 | 38,5972 | 6,8791 | 1,7329 | 0,8374 | 22,9365 | 45,6228 | 6,1302 |
Плавность хода можно рассчитать из следующих графиков:
Рисунок 14 – Токовый сигнал рабочего хода закрытия и открытия
Из графиков плавности хода видно, что на фазе «открытие» у всех единиц оборудования наблюдаются всплески токового сигнала, которые могут характеризовать односторонний износ червячной передачи.
2. Произведем статистический анализ распределения диагностического признака на нормативном интервале.
Ни у одной из рассматриваемых арматур, все диагностические показатели не попадают в нормативные интервалы. Например, у №3 ток страгивания и затяга немного меньше нижней границы интервала, что может говорить о недостаточном дожатии.
3. Осуществим прогноз работоспособности данного оборудования.
Для прогнозирования работоспособности оборудования в среде MathCad есть функция predict(v,m,n), которая выдаёт вектор n предсказанных значений помимо последнего элемента v, основанный на коэффициентах автокорреляции m последовательных значений в подвижном окне. Воспользовавшись ей, получим:
Рисунок 14 - Исходный (Q) и спрогнозированный (f) токовые сигналы.
Вывод: в ходе лабораторной работы ознакомились с диагностикой электроприводной арматуры по токовому сигналу асинхронного двигателя. Научились определять по нему диагностические параметры, обрабатывать их и на основе этого делать вывод о техническом состоянии объекта. А также убедились в возможности прогнозирования состояния ЭПА.
Если наблюдать эти объекты в течение некоторого времени, то при подведении диагностики и обработки результатов анализа, необходимо отследить дрейф параметров, и определить дальнейшую тенденцию износа оборудования.
Имея данные об изменении характеристик, можно прогнозировать изменение работоспособности ЭПА. Результатом этих действий является предупреждение возможных отказов, и как следствие ремонт или замена объектов.