Механизм и уровни теоретизирования
Теория и методология занимают в структуре научного знания исключительное место. Обратимся прежде всего к анализу теоретического уровня знания, которое имеет свою специфику и существенно отличается от эмпирического. Решающим признаком теоретического исследования выступает его направленность на совершенствование и развитие концептуальных средств науки, движение в слое идеально-абстрактных объектов и схем. Иначе говоря, теоретический объект идеален, вырабатывается в ходе исследования, его невозможно наблюдать, в то же время идеальность такого объекта дает возможность исследователю оперировать им относительно свободно. В ходе теоретических исследований ученый отыскивает в реальной действительности объекты, свойства которого соответствуют свойствам идеального объекта. Мышление, таким образом, носит гипотетико-дедуктивный характер.
В эмпирических исследованиях, напротив, объект существует в объективной реальности, он наблюдается или может быть реконструирован как наблюдаемый. Здесь мышление носит эмпирико-индуктивный характер. Теоретические и эмпирические исследования, хотя и обладают своими особенностями, диалектически связаны друг с другом, взаимно предполагают друг друга.
В отличие от естествознания в социологии теория не строится по строгим правилам. В ней получило наибольшее распространение дедуктивное развертывание теории посредством логического умозаключения от общего к частному, посредством мысленных экспериментов. Мысленно рассматривая различные варианты связи между абстрактными объектами, отбрасывая одни и оставляя другие, можно получить совершенно новые признаки объекта. Так можно поступать лишь с процессами, которые не удается осуществить практически, скажем, по-иному построить механизм распределения рабочей силы по регионам и отраслям.
Характерной чертой теоретического акта является то, что он представляет собой не только отражение некоторого объекта, но и рефлексию, осознание процесса отражения. И в этом смысле социологическое знание включает в свою структуру методологические нормы и принципы.
Методология определяет базисные принципы или правила, по которым теоретические понятия увязываются между собой в единое целое. Теория через методологию выходит на методику сбора данных, а затем – на их интерпретацию и практические рекомендации.
При изучении своего предмета социология управления опирается на собственную методологию. Методологией называют систему принципов научного исследования. Методология социологии управления – это совокупность основных принципов, онтологических предпосылок, подходов, исследовательских методов, процедур, техник, используемых при познании управленческих процессов.
Различают три группы понятий методологии:
– понятия, фиксирующие результаты познавательной деятельности (идея, концепция, теория, факт и др.);
– понятия, фиксирующие исходные предпосылки сознания познающего субъекта (картина мира, образ социальной действительности, подход и др.);
– понятия, описывающие познавательную деятельность исследователя, ее отдельные аспекты (парадигма, метод и т.д.).
Методология существует не только как абстрактная область рефлексии научной деятельности, но и как область, устанавливающая правила организации деятельности и призванная подвергнуть анализу существующую практику. Социологическая методология выполняет несколько функций: описательную, объяснительную, предсказательную, контрольную, критическую и самокритическую.
Выделяются несколько уровней методологии: философская методология (совпадает с гносеологией); общенаучная методология, в которой рассматриваются принципиальные подходы и методы познания, встречающиеся во всех науках; специально-научная методология, то есть методология конкретных наук, в данном случае – социологии управления; методика и техника научного исследования.
Соотношение теории и методологии можно выразить так: теория отвечает на вопрос, что необходимо делать, а методология – как необходимо делать. Она объясняет, как надо использовать познавательные средства в исследовательской деятельности.