Дефектологическое представление на учащегося
Фамилия, имя ________________ ___________________________________
ГОУ ЦО ________ Класс ________
Эмоциональное реагирование в ситуации обследования | |
Развитие общей и мелкой моторики | |
Понимание инструкции, воспринятой на слух и прочитанной самостоятельно | |
Обучаемость: | |
| |
| |
Особенности организации деятельности, сформированность регуляторных функций | |
Темп работы | |
Работоспособность: | |
| |
| |
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация | |
Сформированность пространственно-временных представлений | |
Особенности восприятия | |
Особенности внимания | |
Особенности мышления:
| |
| |
Особенности конструктивной деятельности | |
Общая характеристика речевого развития | |
Сформированность учебных навыков: | |
Математика: | |
| |
| |
| |
| |
Русский язык: | |
| |
| |
| |
| |
| |
Чтение: | |
| |
| |
| |
| |
| |
Общая характеристика учебной деятельности |
Заключение:
Планируемые мероприятия:
«_____»______________20___ г. ________________(_________________)
Схема анализа дефектологического обследования учащихся
· Эмоциональное реагирование в ситуации обследования.
Оцениваются: особенности вступление ребенка в контакт, желание общаться, характер общения (чрезмерная общительность, замкнутость), критичность; анализируется характер отношения к самому обследованию, отдельным заданиям, проявления эмоциональных реакций.
Важно отметить характерные особенности поведения ребенка во время обследования: возможность принятия ситуации обследования, совместной деятельности (игры), реакции ребенка на замечания, похвалу, осознание своей успешности или неуспешности, отношение к результату своей деятельности и оценке педагога
При повторных обследованиях отмечаются характерные особенности поведения учащегося на уроках и индивидуальных занятиях, особенности эмоционально-волевой сферы.
· Понимание инструкции, воспринятой на слух или прочитанной самостоятельно
Оценивается: уровень понимания ребенком инструкции и характера задания. Необходимо зафиксировать и учитывать, какого типа инструкция понятна детям: вербальная, устная, сопровождаемая наглядным показом; невербальная. Учитывается способность ребенка сознательно удерживать инструкцию и ее составляющие части до окончания работы. Отмечается уровень понимания инструкций, прочитанных учащимися самостоятельно (понимает сразу, требуется повторное чтение, задает уточняющие вопросы, затрудняется в восприятии целостности задания, при этом выполняет его после разъяснения инструкции педагогом)
· Обучаемость (восприимчивость к помощи, способность переноса на аналогичные задания).
Оценивается: обучаемость ребенка как общая способность к обучению: умение работать по образцу, инструкции, умение работать самостоятельно, потребность в помощи, восприимчивость к помощи педагога, характер оказываемой помощи, необходимое для выполнения задания количество «уроков», способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания.
По характеру оказываемой помощи от минимальной к максимальной выделяется стимулирующая, организующая, направляющая и обучающая помощь.
Стимулирующая помощь предъявляется в виде эмоционального настроя на выполнение задания, предложения подумать, проверить результат своей работы.
Организующая помощь предполагает уточнение и разъяснение инструкции к заданию.
Направляющая помощь предусматривает проведение ориентировки в задании, планирования предстоящих действий, может включать смысловые опоры, обеспечивая наглядный план умственных действий.
Обучающая помощь предъявляется в виде указаний, определяющих последовательность хода решения, подробного описания алгоритма выполнения задания.
При предъявлении аналогичного варианта задания важно отметить способность ребенка к переносу способа действий, который может быть полным или частичным, либо полностью отсутствовать.
· Особенности организации деятельности, сформированности регуляторных функций
Не менее важным диагностическим критерием является оценка состояния учебно-познавательной деятельности ребенка. Фиксируются мотивационный, операционный, регуляционный компоненты деятельности.
В мотивационном компоненте оцениваются уровень принятия задачи ребенком, познавательная активность, готовность к решению интеллектуальных задач, удержание познавательного интереса к заданию, реакция на трудности в работе. Операционный компонент рассматривается с точки зрения умения планировать свою деятельность в соответствии с целью задания, удерживать программу и подчинять действия конечной цели, осуществлять активные поиски адекватных способов решения. Отмечаются сами способы, которыми оперирует ребенок при выполнении задания (их рациональность, экономичность и т.д.) В регуляционном компоненте анализируются умение осуществлять самоконтроль, способность замечать и исправлять ошибки, оценивать работу, соотносить конечный результат с поставленной целью.
· Темп работы
Оценивается средний показатель времени, затраченного ребенком при выполнении заданий на протяжении обследования; характеризуется скорость протекания мыслительных процессов; темп самостоятельной работы на уроке.
· Работоспособность
Отмечаются уровень и характер работоспособности (низкая в результате повышенной соматической истощаемости; низкая , обусловленная церебрастенией и .др.)
· Показатели развития познавательной деятельности учащегося
Общая осведомленность и социально-бытовая ориентация, развитие общей и мелкой моторики, сформированность пространственно-временных представлений, особенности восприятия, особенности внимания, особенности памяти, особенности мышления, особенности конструктивной деятельности, общая характеристика речевого развития оцениваются в соответствии с требованиями и критериями нормативного возрастного развития ребенка. При этом кратко отмечаются индивидуальные характеристики познавательных процессов, определяющие структуру нарушения.
· Сформированность учебных навыков
Оценивается общий уровень сформированности знаний, умений и навыков в соответствии с программными требованиями.
· Общая характеристика учебной деятельности
Оцениваются в соответствии с возрастом: уровень сформированности учебной мотивации, умения и навыки планирования учебной деятельности (осознание учебной задачи, постановка целей, выбор пути достижения цели), уровень познавательной и поисковой активности (стремление ребенка решить задачу, найти рациональные решения), уровень самостоятельной работы, самоконтроль.
· Заключение
Делается краткое заключение о развитии учебно-познавательной сферы учащегося с указанием несформированных либо нарушенных функций.
· Планируемые мероприятия специалиста
Отмечаются основные направления коррекционной работы либо характер планируемой работы (динамическое наблюдение за развитием учащегося; психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса и др.)