Влияние ветра на подъем самолета
Проведенные расчеты и построение графиков барограммы и траектории подъема были выполнены для штилевых условий. В действительности движение самолета осуществляется при наличии ветра и представляет собой сложное движение, состоящее из относительного движения самолета с воздушной скоростью и переносного движения самолета вместе с массой воздуха со скоростью ветра W (Рис. 96).
Рис. 96 Влияние ветра на подъем самолета
Скорость самолета относительно земли, так называемая путевая скорость, равна геометрической сумме относительной (воздушной) и переносной (скорости ветра) скоростей. Если самолет летит в безветрие, то uпуг= u, если против ветра, то uпуг= u-W, при попутном ветре uпуг= u+W
В связи с этим изменяется угол набора высоты (см. Рис. 96). Величина же вертикальной скорости подъема остается неизменной. При подъеме со встречным ветром угол подъема больше, а проходимый путь меньше, чем при безветрии. Подъем при попутном ветре будет проходить с меньшим углом подъема, т. е. более полого, и самолет будет проходить большее расстояние.
ПЛАНИРОВАНИЕ САМОЛЕТА
Прямолинейное и равномерное движение самолета по наклонной вниз траектории называется планированием или установившимся снижением.
Угол, образованный траекторией планирования и линией горизонта, называется углом планирования пл.
Снижение может производиться как при наличии тяги, так и при ее отсутствии.
Планирование есть частный случай снижения самолета, при котором самолет снижается с выключенным двигателем или двигателем, работающим на малых оборотах, с тягой, практически равной нулю. Планирование самолетов производится с целью уменьшения высоты полета и для полета к месту посадки.
Для планеров планирование является основным режимом полета. Планирование с углами пл, превышающими 30°, называется пикированием.
СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА САМОЛЕТ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
При планировании на самолет действуют сила веса самолета G, и полная аэродинамическая сила R. Так как движение самолета осуществляется по наклонной вниз траектории, то силы действуют следующим образом.
1. Сила веса G направлена вертикально вниз и раскладывается на две составляющие: в направлении, перпендикулярном траектории движения - , и в направлении движения самолета - .
2. Полная аэродинамическая сила R раскладывается на:
- подъемную силу У, уравновешивающую силу G1, чем обеспечивается прямолинейность движения;
- силу лобового сопротивления, уравновешивающую силу G2, что обеспечивает постоянство скорости движения по траектории.
Поскольку планирование рассматривается как плоское поступательное установившееся движение самолета, то линии действия всех сил, действующих на самолет, пересекаются в его центре тяжести.
Так как при планировании самолет движется прямолинейно и равномерно, то все силы должны быть взаимно уравновешены, и самолет в этом случае будет двигаться по инерции.
Для того чтобы движение самолета было прямолинейным, необходимо равновесие сил, действующих перпендикулярно траектории движения.
Условием прямолинейности движения является равенство сил Y и G1
(6.1)
Рис. 97 Схема сил, действующих на самолет при планировании
Для того чтобы самолет двигался равномерно, необходимо силы, действующие вдоль траектории, взаимно уравновесить. Условием равномерности движения является равенство сил G2 и Q
(6.2)
Следовательно, при отсутствии тяги уравнения движения центра тяжести самолета при планировании будут иметь вид
(6.3)
Эти два уравнения тесно связаны между собой и при нарушении одного из них нарушается и другое.
Равнодействующая сил Y и Q, т. е. полная аэродинамическая сила R, при планировании всегда направлена вверх и равна полетному весу самолета.
(6.4)
Из уравнений движения при планировании можно сделать следующие выводы:
1. Подъемная сила при планировании меньше, чем в горизонтальном полете на том же угле атаки, так как она уравновешивает только часть силы веса G1. С увеличением угла планирования составляющая силы веса G1 уменьшается, следовательно, должна уменьшаться и подъемная сила Y.
2. Составляющая силы веса G2 при планировании выполняет роль тяги. Если угол планирования увеличивается, то сила G2 тоже увеличивается, что вызывает увеличение скорости движения по траектории, а это в свою очередь вызовет увеличение силы лобового сопротивления Q, которая уравновесит G2, и движение снова станет равномерным.
ПОТРЕБНАЯ СКОРОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ.