Гидропередачи и масляная система.
4.8.1 Основные понятия, определения, классификация и кинематические схемы гидропередач.
Рис
Kт- коэффициент трансформации, Kт=Mт/Mн; КПД, оценивающий энергетические потери в гидротрансформаторе = Nт/Nн=Mт*nт/Mн*nн= kт/Ит ;Nн- мощность, подведенная к валу насосного колеса,Nт-мощность отводимая от вала турбинного колеса, Ит=nн/nт- кинематическое передаточное число трансформатора
Гидропередачи и гидромеханические трансмиссии
В гидродинамической передаче в отличие от механической отсутствуют жесткие связи между источником энергии и ее потребителями. В них лопастные колеса находятся в общей полости, заполненной рабочей жидкостью, получающей и отдающей энергию потребителю. Гидродинамические передачи только передают преобразования называются гидродинамическими муфтами (гидромуфтой), а его преобразующие- гидротрансформаторы.
Гидромуфта
Принципиальная схема гидромуфты:
1-ведущий вал (от двигателя);2-ведущее (насосное) колесо;3-кожух;4-ведомое (турбинное) колесо;5-ведомый вал (приводной вал трансмиссии)
Достоинства гидромуфт
1) они значительно снижают динамические нагрузки в двигателе и трансмиссии при резких изменениях режима работы машины, что повышает их долговечность
2) не требует регулировок в процессе эксплуатации
3) упрощает управление и повышает проходимость машины
Рис.2. Внешняя характеристика гидромуфты
Недостатком является не обеспечивание частоты выключения, что затрудняет переключение передач в ступенчатых механических КП с разрывом потока мощности –снижает КПД трансмиссии.
Гидротрансформаторы
Достоинства гидротрансформаторов:
1) бесступенчатое автоматическое изменение крутящего момента на ведущих колесах движителя и скорости БГМ в зависимости от сопротивления его движению
2) снижение уровня динамических нагрузок при работе МТА вследствие демпфирования промежуточной гидравлической средой
3) высокая энергоемкость, простота конструкции и долговечность гидротрансформаторов
4) легкость трогания МТА с места и его разгон
5) предотвращение возможности остановки двигателя при перегрузках МТА
Недостатки гидротрансформаторов:
1) низкий КПД по сравнению с механической трансмиссий, - увеличенный расход топлива
2) невозможность обеспечения стабильности технологической скорости движения МТА
невозможность пуска двигателя буксировкой и снижение эффективности торможения МТА двигателем
Принципиальная схема (рис.3).
а - гидротрансформатора; б - комплексной гидродинамической передачи
а) 1 - ведущий вал; 2 - турбинное колесо; 3 - насосное колесо; 4 - реактивное (неподвижное) колесо; 5 - полый вал;6-ведомый вал
б) 1-муфта свободного хода; 2-реактивное колесо; 3- турбинное колесо
Рис.4. Гидротрансформатор. Внешняя характеристика.