Мощность, потребная для преодоления внешних сопротивлений
Мощность, потребная для преодоления внешних сопротивлений, определяется, как произведение потребной для движения силы тяги на скорость движения:
л.с., (15)
где Р — потребная сила тяги, кг;
V — скорость движения танка, км/ч.
Из формулы (15) следует, что при одной и ток же мощности можно получить разные силы тяги и скорости движения, причем при увеличении силы тяги скорость должна уменьшаться и наоборот.
Пример 1. Определить мощность двигателя, необходимую для движения танка весом G = 36 т по шоссейной дороге ( f= 0,04, α = 0°) со скоростью V = 50 км/ч. Известны к. п. д.: моторной установки ηм.у = 0,88, трансмиссии ηт.р = 0,9 и ходовой части ηх.ч = 0,65.
1. Определяем сопротивление прямолинейному движению:
R = FG = 0,04 • 36000 = 1440 кг.
2. Определяем потребную силу тяги. При равномерном движении
P = R= 1440 кг.
3. Определяем мощность, потребную для преодоления внешних сопротивлений:
л.с.
4. Определяем к. п. д. танка:
η = ηм.у ηт.р ηх.ч = 0,88 • 0,9 • 0,65 = 0,52.
5. Определяем потребную эффективную мощность двигателя по формуле (9):
л.с.
Пример 2. Для того же танка с двигателем мощностью Ne = 520 л. с. определить скорость равномерного движения на подъеме с утлом α = 32° по грунтовой дороге(f=0,06). К. п. д. моторной установки и трансмиссии те же, что и в предыдущем примере, а к. п. д. ходовой части ηх.ч = 0,9.
1. Определяем к. п. д. танка:
η = ηм.у ηт.р ηх.ч = 0,88 • 0,9 • 0,9 = 0,715.
2. Определяем мощность, подводимую к гусеницам:
N = Neη = 520 • 0,715 = 370 л.с.
3. Определяем суммарное сопротивление движению (формула (11)):
R0 = G(f cos α + sin α ) = 36000 (0,06 • cos 32° + sin 32°) 21000 кг.
4. Определяем потребную силу тяги. Так как движение равномерное, то
P = R0 = 21000 кг.
5. Определяем скорость равномерного движения по формуле (15):
.
Таким образом, при одной и той же мощности двигателя Ne = 520 л. с. можно получить скорость 50 км/ч при силе тяги 1440 кг или скорость 4,75 км/ч при силе тяги 21000 кг.
Необходимость трансмиссии
Внешние сопротивления движению танка изменяются примерно в десять раз, следовательно, и потребные для движения силы тяги (или соответствующие им крутящие моменты на ведущих колесах) должны изменяться во столько же раз.
Действительно, из формулы (13) следует, что
α Prв.к
Так как при равномерном движении P = R0, то Мв.к = R0rв.к, то есть момент на ведущих колесах должен изменяться во столько же раз, во сколько раз изменяется сопротивление движению.
Например, при радиусе ведущего колеса rв.к = 0,3 м для рассмотренных ранее случаев движения танка весом G = 36 т по сухой грунтовой дороге на горизонтальном участке и на подъеме с углом α = 32°
Мв.к = 2160 • 0,3 = 648 кг м;
Мв.к = 2100 • 0,3 = 6300 кг м.
Скорости движения танка должны также изменяться в десять и более раз. Для этого необходимо, чтобы и числа оборотов ведущих колес изменялись в этих же пределах, то есть в десять и более раз.
Применяемые на танках двигатели, как уже отмечалось, не могут обеспечить потребные на ведущих колесах крутящие моменты и числа оборотов как по величине, так и по пределам их изменения.
Например, двигатель среднего танка имеет максимальный момент 230 кгм при 1200 об/мин. Этот момент почти в три раза меньше момента, потребного для движения на горизонтальном участке грунтовой дороги. Коэффициент приспособляемости этого двигателя К = 1,2. Это означает, что момент двигателя изменяется по внешней характеристике (см. рис. 44) в пределах от 190 до 230 кгм при изменении оборотов от 2000 до 1200 в минуту. Между тем по условиям движения необходимо изменять момент на ведущих колесах и скорость танка примерно в десять раз.
Из всего изложенного вытекает, что для осуществления движения танка в различных дорожных условиях между двигателем и ведущими колесами должны быть установлены агрегаты, обеспечивающие постоянное увеличение крутящего момента, уменьшение числа оборотов двигателя и изменение их в пределах до десяти раз.
Постоянное увеличение крутящего момента обеспечивается бортовыми передачами, а изменение моментов и оборотов в необходимом диапазоне — коробкой передач. Кроме того, для поворота танка необходим агрегат, обеспечивающий изменение скорости перематывания одной гусеницы по сравнению с другой. Таким агрегатом является механизм поворота.
Совокупность всех агрегатов, установленных между двигателем и ведущими колесами, и составляет трансмиссию танка.