Сопротивление грунта прямолинейному движению танка на горизонтальном участке
При движении по грунтовым дорогам или местности танк, перемещаясь на опорных катках по непрерывно расстилающимся перед ним гусеничным цепям, деформирует грунт, образовывая под, гусеницами колею. Грунт оказывает сопротивление этой деформации, препятствуя движению танка.
Рассмотрим процесс образования колеи и возникновения силы сопротивления, считая, что шаг трака бесконечно мал, и пренебрегая упругой деформацией грунта. Деформация грунта имеет наибольшую величину (рис. 45) под первым катком. При прохождении последующих катков грунт дополнительно деформируется на величины h2, h3, . . ., hn,причем величина деформации постепенно уменьшается, так как грунт становится все более уплотненным. Общая глубина колеи равна сумме деформаций грунта под всеми катками:
h = h1 + h2 + h3 +…+ hn,
где n— число катков одного борта.
Реакции грунта T1, T2, Т3и т. д., действующие на опорную поверхность гусеницы и через нее на катки танка, можно разложить на нормальные N1 , N2, N3 ,. . ., Nnикасательные R1 , R2, R3 ,. . ., Rnсоставляющие.
Равнодействующая N всех нормальных составляющих называется нормальной реакцией грунта:
N= N1 + N2 + N3 +…+ Nn .
На горизонтальном участке нормальная реакция грунта равна весу танка N=G.
Равнодействующая R всех касательных реакций грунта, действующих на опорную поверхность гусеничной цепи в сторону, противоположную направлению движения, называется силой сопротивления движению:
R=R1 + R2 + R3 +…+ Rn .
Сила сопротивления движению танка зависит от веса танка, от свойств грунта и его состояния, от конструктивных параметров гусеничного движителя и скорости движения.
Чем тяжелее танк, мягче и влажнее грунт, чем выше среднее и фактическое удельное давление, меньше шаг гусеницы и диаметр опорного катка, тем больше деформация грунта и тем больше сила сопротивления движению. Хотя с увеличением скорости движения деформация грунта и уменьшается, но общее сопротивление возрастает, так как неровности на грунте вызывают удары и дополнительные потери.
Поскольку точная количественная оценка влияния различных факторов на величину силы сопротивления грунта крайне затруднительна, на основании большого количества проведенных опытов принято считать, что сила сопротивления движению прямо пропорциональна нормальной реакции или на горизонтальном участке — весу танка, то есть:
R = fN = fG.(10)
Коэффициент пропорциональности f называется коэффициентом сопротивления движению. Он определяется опытным путем. Средние его величины для различных дорог, полученные при испытаниях танков на малых скоростях, приведены в табл. 4.
Следует отметить, что при существующих в настоящее время способах опытного определения силы Rв нее, помимо силы сопротивления грунта деформации, входят внутренние сопротивления в ходовой части. Поэтому приведенные в табл. 4 значения коэффициента f представляют собой коэффициенты сопротивления движению с учетом потерь в ходовой части.
Таблица 4
Характеристика дорог | Значение коэффициента сопротивления движению f | Значение коэффициента сцепления гусениц с грунтом φ |
Асфальтированное шоссе | 0,03 ÷ 0,05 | 0,8 |
Сухая грунтовая дорога | 0,06 ÷ 0,07 | 0,8÷0,9 |
Грязная грунтовая (влажность 20%) | 0,12 ÷ 0,15 | 0,6÷0,7 |
Песок | 0,15 ÷ 0,2 | 0,4÷0,6 |
Луг (сухой) | 0,08÷0,10 | 0,9÷1,0 |
Снег | 0,1÷0,25 | 0,2÷0,8 |
Пример. Определить для среднего танка весом G = 36 т, движущегося на горизонтальном участке сухой грунтовой дороги, силу сопротивления движению. Решение:
R=fG= 0,06۰ 36000 = 2160 кг.
Из табл. 4 следует, что на горизонтальном участке дороги сопротивление движению танка может изменяться примерно до восьми раз.