RPK 3229 «Расчеты на персональном компьютере теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Теплоэнергетический факультет
Кафедра тепловых энергетических установок
«Утверждаю»
Декан ТЭФ___________М. У. Зияханов
«____»_____________2016 г.
СИЛЛАБУС
дисциплины
RPK 3229 «Расчеты на персональном компьютере теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок»
для специальности «5В071700 – Теплоэнергетика»
Курс 3
Семестр 5
Всего кредитов 3
Всего кредитов ESTC 5
Всего часов 135
В том числе
Лекции 30
Лабораторные занятия 30
СРО 75
В том числе СРСП 30
РГР 3
Экзамен
Алматы, 2016
Силлабус составила. к.ф.- м. н. доцент Борисова Н.Г кафедры ТЭУ на основании рабочего учебного плана специальности «5В071700–Теплоэнергетика»
Силлабус рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Тепловые энергетические установки» 29.08. 2016г., протокол № 1.
Зав. кафедрой ______________ А.А. Кибарин
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методической комиссии теплоэнергетического факультета (протокол № 1 от 09.09.16)
1 Преподаватели:
Борисова Нина Гавриловна, к.ф. - м.н., доцент ВАК, каб. А-118,
Контакты: (8-727) 292-78-98, : [email protected], [email protected]
Олжабаева К.С. старший преподаватель каб. А-118, Контакты: (8-727) 292-78-98, [email protected],
2 Время и место проведения аудиторных занятийкурса указано в расписании учебных занятий,график консультаций СРСПразмещен на досках объявлений деканата теплоэнергетического факультета (Б-233) и кафедры ТЭУ (А-118).
3 Характеристики учебной дисциплины
3.1 Цель курса – формирование у студентов знаний, умений, навыков, компетенций применения компьютерных технологий для расчета и математического моделирования объектов теплоэнергетики и теплотехнологий.
3.2 Задачи курса– овладение студентами элементами численных методов; приемами алгоритмизации; закрепления навыков использования языков программирования; проведения вычислительного эксперимента; использование компьютерных технологий для исследования процессов, установок и систем теплоэнергетики и теплотехнологий.
Описание курса
Дисциплина «Расчеты на персональном компьютере теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок» является одной из базовых элективных дисциплин в подготовке бакалавров по специальности 5В071700-Теплоэнергетика и входит в модуль МТЭ-05 «Компьютерные технологии».
Студент, изучивший дисциплину, должен:
- иметь представление:
- о методах моделирования;
- о пакетах прикладных программ, используемых в теплоэнергетических расчетах;
- о возможностях компьютерных технологий при решении прикладных задач теплоэнергетики;
- знать:
- методы и алгоритмы, используемые при исследовании и моделировании процессов, аппаратов и систем теплоэнергетики и теплотехнологии;
- языки высокого уровня и методы программирования;
- владеть:
- способами алгоритмизации и программирования, хранения, обработки и представления информации;
- методами:
- интерполирования функций;
- численного интегрирования;
- решения трансцендентных уравнений, систем алгебраических уравнений, обыкновенных дифференциальных уравнений;
- решения задач условной оптимизации;
- решения задач стационарной и нестационарной теплопроводности, конвективного теплообмена;
- уметь:
- выбирать эффективный численный метод для решения конкретной задачи, оценивать его точность и надежность;
- использовать:
- языки высокого уровня для составления программ расчета;
- текстовые и графические редакторы, мультимедийные средства и компьютерную сеть;
-готовые пакеты прикладных программ для выполнения теплоэнергетических расчетов;
- автоматизированные экзаменационно–обучающие компьютерные системы для самообучения и самоконтроля;
- разрабатывать и использовать информационно-справочные системы и базы данных для обеспечения моделирования теплоэнергетических объектов;
- обладать компетенциями:
- обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности (ОБ-2);
−уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой
экономике (М-1);
− способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных и специальных дисциплин и готовностью использовать полученные знания в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (СК-1);
− готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (СК-2);
− готовностью участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования элементов оборудования и объектов деятельности в целом с использованием нормативной документации и современных методов поиска и обработки информации (СК-7);
− способностью проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием (СК-8);
− готовностью участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации, оформлении законченных проектно-конструкторских работ в соответствии со стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами (СК-9);
− способностью к проведению экспериментов по заданной методике и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (СК-17);
3.4 Пререквизиты дисциплины: «Математика 1,2», «Информатика», «Физика», «Химия», «Материаловедение», «Теоретические основы теплотехники», «Термодинамические основы циклов теплоэнергетических установок», «Механика жидкости и газа».
Дисциплина «Компьютерные технологии в теплоэнергетических расчетах» должна читаться после изучения студентами отдельных разделов (тем): математики (производная, дифференциал, интеграл, переменная, дифференциальные уравнения, уравнения математической физики, численные методы); физики (работа, энергия, тепловые явления, молекулярная физика, изменения состояния вещества, законы термодинамики, механики, теплового излучения); химии (элементы химической термодинамики – термодинамическое равновесие, равновесие в системах, химические реакции, тепловые эффекты); тепло - и массообмена (теплопроводность, теплопередача, конвективный теплообмен,тепломассообмен при фазовом переходе и химических превращениях, теплообмен излучением), механика жидкости и газа (гидрогазодинамика), а также информатики.
3.5 Постреквизиты дисциплины:«Теплоэнергетические системы и энергоиспользование», «Энергосбережение в системах производства тепловой и электрической энергии», «Паровые и газовые турбины», «Нагнетатели и тепловые двигатели», «Методы моделирования и оптимизации теплоэнергетических процессов и установок», «Котельные установки и парогенераторы», «Теплофикация и тепловые сети», «Эксплуатация основного оборудования ТЭС», «Системы производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий», «Теплотехнологические процессы и установки», «ТАУ и САУ теплотехнологическими процессами в теплоэнергетике», НИРС, дипломное проектирование, магистерские дисциплины.
4 Структура и содержание дисциплины
4.1 Теоретическая подготовка (30 час.)
№ темы | Тема (модули, разделы, число часов) | Номер источника |
1* | Введение. Цели, задачи, предмет дисциплины «Расчеты на персональном компьютере теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок». Политика курса. Информационные технологии в теплоэнергетике. Технические средства информатизации.-2часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Моделирование теплоэнергетических процессов и установок. Модели и виды моделирования. Математическое моделирование в теплоэнергетике и его реализация на РС.-2часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
3* | Методы интерполирования функций. Использование табличного процессора Excel в методах полиномиального интерполирования.-2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
4* | Методы численного интегрирования. Реализация численного интегрирования на РС с использованием программирования на языке Pascal. -2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
5* | Приложения численных методов решения трансцендентных уравнений. Использование Маthcad, М Graph Excel. -2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
6* | Приложения численных методов решения систем линейных и нелинейных алгебраических уравнений с использованием возможностей пакета Mathcad. -2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
7* | Приложения численных методов решения обыкновенных дифференциальных уравнений в Mathcad, Excel, Pascal. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Приложения численных методов решения дифференциальных уравнений в частных производных в Mathcad, Excel, Pascal. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
9* | Численные методы и их компьютерная реализация при решении задач тепломассообмена и гидродинамики. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Методы математической статистики при изучении вязкого многофазного течения с использованием средств Mathcad. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
Задачи оптимизации в теплоэнергетике и теплотехнике. Методы решения задач оптимизации. Классификация методов. Применение метода прямого спуска, методов безусловной оптимизации первого порядка (метод наискорейшего спуска). Задачи условной оптимизации и методы их решения.- 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
Пакеты прикладных программ для решения теплоэнергетических и теплотехнических задач. . Структура и свойства пакетов прикладных программ (ППП). Разработка и тестирование ППП. Возможности ППП и управление его работой. Использование ППП для САПР. Использование системы Visio для проектирования теплотехнических схем.- 4 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
Комплексы прикладных программ для моделирования процессов гидродинамики, тепломассопереноса. Автоматизированные системы данных и термодинамических свойств веществ (WSP). Комплексы прикладных программ для моделирования процессов гидродинамики, тепло – и массопереноса. Автоматизированные системы для моделирования теплоэнергетического оборудования (Gate Cycle, TWT Shell ЭЭЭ, Boiler dezigner ).- 4 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Примечание: - темы, обозначенные *), читаются студентам заочного обучения, остальные темы изучаются ими в рамках СРС.
4.2 Практическая подготовка
Примерный перечень лабораторных работ (30 час.)
№ темы | Тема | Номер источника |
Расчет теплофизических свойств рабочих тел, используемых в теплоэнергетике. Использование ППП WSP.-4часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 | |
2* | Приближение функций и расчет теплотехнических таблиц. Численные методы интерполяции функций. Использование табличного процессора Excel в методах полиномиального интерполирования. -4часа. | ЛО:7-9, 14,ЛД:18 |
3* | Численное решение нелинейных алгебраических уравнений гидродинамики и теплообмена. Использование М Graph Excel. -4часа. | ЛО:7-9, 14,ЛД:18 |
4* | Численное интегрирование в тепловом расчете рекуператора. Реализация численного интегрирования на РС с использованием программирования на языке Pascal. -4часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 |
5* | Численные методы решения систем алгебраических уравнений при гидравлических расчетах с использованием возможностей пакета Mathcad. -2часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 |
6* | Численные методы решения обыкновенных дифференциальных уравнений в теплотехнических расчетах. Реализация программ в Mathcad, Excel, Pascal. -4часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 |
Численные методы решения задач оптимизации в теплоэнергетике. -2 часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 | |
8* | Работа с ППП для теплоэнергетики (программный продукт ЭЭЭ). -2 часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 |
Моделирование и оптимизация поверхностного ТОА. -4 часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 |
Примечание: - темы, обозначенные знаком *), выполняются студентами
заочного обучения.
Лабораторные работы проводятся в специализированной лаборатории кафедры ТЭУ А-323. Защита лабораторных работ осуществляется в соответствии с графиком выполнения и сдачи заданий по дисциплине, а также в рамках проведения СРСП.
4.3 Расчетно-графические работы*
Примерный перечень тем расчетно-графических работ:
4.3.1Компьютерная реализация интерполирования функций в теплоэнергетических расчетах.
4.3.2Компьютерная реализация интегрирования функций в теплоэнергетических расчетах.
4.3.3 Компьютерная реализация решения трансцендентных уравнений в теплоэнергетических расчетах.
4.3.4 Компьютерная реализация решения СЛАУ в теплоэнергетических расчетах.
4.3.5 Компьютерная реализация решения ОДУ в теплоэнергетических расчетах.
4.3.6 Компьютерная реализация решения задач оптимизации в теплоэнергетических расчетах.
4.3.7. Компьютерная реализация решения уравнений в частных производных в теплоэнергетических расчетах.
Темы РГР и методические указания к их выполнению выдаются студентам в электронном виде.
Выполнение РГР осуществляется в соответствии с графиком, а также в рамках проведения СРСП.
График выполнения РГР и контроля
№ п/п | Этап | Неделя |
Выдача задания на РГР№1 | ||
Консультация №1 | ||
Консультация №2 | ||
Сдача РГР 1. | ||
Выдача задания на РГР№2. | ||
Консультация №3 | ||
Консультация №4 | ||
Текущее тестирование. РК1. | ||
Сдача РГР 2. | ||
Выдача задания на РГР№3. | ||
Консультация №5 | ||
Консультация №6 | ||
РК2. Сдача РГР 3. |
Задания на РГР 1
Задания на РГР 2
Задания на РГР 3
Тематика СРО (75 час.)
4.4.1 Методы математического моделирования втеплоэнергетике.
4.4.2 Инструментальные средства IT.
4.4.3 Методы интегральных соотношений, конечно - разностные методы при решении задач вязкого течения жидкостей и газов в пограничном слое при внешнем обтекании тел.
4.4.4 Использование ППП для САПР в теплоэнергетике.
4.4.5 Autocad для проектирования теплотехнических схем.
4.4.6 Комплексы прикладных программ для моделирования процессов гидродинамики, тепло - и массопереноса.
4.4.7 Автоматизированные системы для моделирования теплоэнергетического оборудования.
В рамках СРО на 7 и 14 неделе проводится текущий контроль – тестирование по изученному материалу курса.
Система оценивания
Уровень Ваших достижений по программе курса оценивается по шкале итоговых оценок, принятой в кредитной технологии обучения (таблица 1).
Т а б л и ц а 1- Оценка достижений обучающегося
Оценка по буквенной системе | Баллы | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | 4,0 | 95- 100 | Отлично |
А- | 3,67 | 90-94 | Отлично |
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо |
В | 3,0 | 80-84 | Хорошо |
В- | 2,67 | 75-79 | Хорошо |
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно |
С | 2,0 | 65-69 | Удовлетворительно |
С- | 1,67 | 60-64 | Удовлетворительно |
D+ | 1,33 | 55-59 | Удовлетворительно |
D- | 1,0 | 50-54 | удовлетворительно |
F | 0-49 | Неудовлетворительно |
Оценка рейтинга допуска (РД) накапливаетсяВами в течение семестра. Каждый вид учебной работы оценивается по 100-балльной шкале и включается в среднюю оценку текущего контроля (Ср) с учетом весового коэффициента в соответствии с таблицей 2.
Т а б л и ц а 2 - Значимость каждого вида работ
Вид работы | Весовой коэффициент |
Выполнение лабораторного практикума | 0,4 |
РГР 1,2,3 | 3х0,15 |
Текущее тестирование | 0,15 |
Средняя оценка текущего контроля (Ср) | 1,0 |
Рубежный контроль (РК) проводится два раза в семестр в соответствии с академическим календарем. Каждый РК (Р1 и Р2) оценивается по 100-балльной шкале, информационной системой рассчитывается среднее значение оценки РК
Рср = (Р1+Р2)/2
и включается в рейтинг допуска с весовым коэффициентом 0,2:
РД = 0,2Рср+0,8Ср.
Итоговая оценка по дисциплине выводится, как
И = 0,6РД+0,4Э,
где Э – оценка на экзамене.
Политика выставления баллов
Максимальные оценочные баллы проставляются при условии своевременного выполнения и высокого качества работы. Оценочные баллы тестирования и посещения лекционных занятий проставляются в зависимости от числа правильных ответов и числа пропущенных лекций.
6.3 Перевод оценок при организации академической мобильности обучающихся университета
Перевод оценок по ECTS (Европейская система трансферта (перевода) и накопления кредитов) в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся РК и обратно осуществляется согласно таблицам 3 и 4.
Т а б л и ц а 3 - Перевод оценок по ECTS в балльно-рейтинговую буквенную систему оценки учебных достижений обучающихся РК
Оценка по ECTS | Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе |
А | А | 4,0 | Отлично | |
В | В+ | 3,33 | Хорошо | |
С | В | 3,0 | ||
D | С | 2,0 | Удовлетворительно | |
E | D | 1,0 | ||
FX, F | F | Неудовлетворительно |
Т а б л и ц а 4 - Перевод оценок балльно-рейтинговой буквенной системы РК
в оценки по ECTS
Оценка по буквенной системе | Цифровой эквивалент баллов | %-ное содержание | Оценка по традиционной системе | Оценка по ECTS |
А | 4,0 | 95-100 | Отлично | А |
А- | 3,67 | 90-94 | ||
В+ | 3,33 | 85-89 | Хорошо | В |
В | 3,0 | 80-84 | Хорошо | С |
В- | 2,67 | 75-79 | ||
С+ | 2,33 | 70-74 | Удовлетворительно | |
С | 2,0 | 65-69 | Удовлетворительно | D |
С- | 1,67 | 60-64 | ||
D+ | 1,33 | 55-59 | ||
D | 1,0 | 50-54 | Удовлетворительно | E |
F | 0-49 | Неудовлетворительно | FX, F |
Политика курса
Студентам следует придерживаться следующих правил:
7.1 Не опаздывать на занятия.
7.2 Не разговаривать во время занятий, не читать постороннюю литературу, отключить мобильный телефон.
7.3 На занятия приходить в деловой одежде.
7.4 Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку.
7.5 Пропущенные занятия отрабатывать в рамках СРСП.
7.6 В случае пропуска более 6 часов лекционных занятий по неуважительной причине студент получает дополнительные задания в объеме РГР.
7.7 Старательно и своевременно выполнять семестровые задания.
7.8 В случае несвоевременного выполнения заданий и сдачи РГР. итоговая оценка снижается.
7.9 Аккуратно посещать СРСП.
7.10 Активно участвовать в учебном процессе и в НИРС.
7.11 Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.
7.12 Конструктивно поддерживать обратную связь на всех занятиях.
7.13 Содействовать коллективной работе и вовлечению в дискуссию более застенчивых студентов.
7.14 Быть ответственными, пунктуальными и обязательными.
Список литературы
Основная:
1. Бахвалов Н.С. Численные методы в задачах и упражнениях.-М.: «Бином», 2012.
2. Зализняк В.Е. Численные методы: Основы научных вычислений.-М.: «Юрайт»,2012
3. Калиткин Н.Н. Численные методы.-СПб.: «БХВ-петербург»,2011
4. Численное моделирование процессов тепломассопереноса в потоках при наличии горения /Под ред. А.С.Аскаровой и др.-А.: «Қазақ университеті»,2010
5. Численные методы теплофизики /Под ред. А.С.Аскаровой и др.-А.: «Қазақ университеті», 2008,9
6. Амосов А.А. Вычислительные методы для инженеров.- М.: МЭИ, 2003. – 596с.
7. Васильков Ю.В. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании.- М.: ВШ, 2001.- 256 с.
8. Борисова Н.Г. Компьютерные технологии в теплоэнергетических расчетах. Методические указания к выполнению лабораторных работ. – А.: АИЭС, 2005.-36с.
9. Борисова Н.Г. Компьютерные технологии в теплоэнергетических расчетах. Конспект лекций для студентов всех форм обучения специальности 050717-Теплоэнергетика.- Алматы: АИЭС, 2010. – 57 с.
10. Основы современных компьютерных технологий. / Под ред. А.Д. Хоменко.- СПб.: КОРОНА, 2005.- 672с.
11. Кирьянов Д.В. Mathcad - 14.- СПб.: БХВ - Петербург, 2007.-704с.
12. Теплоэнергетика и теплотехника. Кн 1.Общие вопросы./под ред. А.В.Клименко.-М.: «МЭИ», 2007.- 456с.
14.Очков. В.Ф. и др. Теплотехнические этюды с Excel, Mathcad и Интернет.- СПб.: БХВ-Петербург, 2014.-336.
Дополнительная:
1. Пирумов У.Г. Численные методы. - М.: ДРОФА, 2007.- 221с.
2. Численные методы: Сборник задач /Под ред. У.Г. Пирумова. - М.: ДРОФА, 2007.- 144 с.
3. Киреев В.И., Пантелеев А.В. Численные методы в примерах и задачах.- М.: МАИ, 2000.- 376с.
4. Очков В.Ф. Современные информационные технологии в теплоэнергетике.- М.: МЭИ, 2007.- 67с.
5. Соболь Б.В. Методы оптимизации: Практикум.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009.- 380с.
6. Охорзин В.А. Компьютерное моделирование в системе Mathcad.-М.: Финансы и статистика, 2006.-144с.
7. Голицина О.В. Информационные технологии. – М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008.- 608 с.
8. Максимов Н.В. Технические средства информатизации.- М.: ФОРУМ: ИНФРА - М, 2008.- 6592 с.
9. Теплоэнергетика и теплотехника. Общие вопросы: Справочник / Под ред. А.В. Клименко, В.М. Зорина. - М.: МЭИ, 1999. - 528 с.
10. Пасконов В.М., Полежаев В.И., Чудов Л.А. Численное моделирование процессов тепло - и массообмена. – М.: Наука, 1984.- 288с.
11. Патанкар С. Численные методы решения задач теплообмена и динамики жидкости. – М.: Энергоатомиздат, 1984.- 152 с.
12. Андерсон Д, Таннехилл Дж. Вычислительная гидромеханика и теплообмен. – М.: Мир, 1990.ч.1, 2 -728 с.
13. Основные процессы и аппараты химической технологии: Пособие по проектированию / Под. ред. Ю.И. Дытнерского. – М.: Химия, 1991.- 496 с.
14. Кафаров В.В., Глебов М.Б. Математическое моделирование основных процессов химических производств. – М.: ВШ.,1991.- 400 с.
15. Зайцев А.И. и др Математическое моделирование источников энергоснабжения промышленных предприятий. - М.: Энергия, 1991.-163 с.
16. Клима И. Оптимизация энергетических систем. - М.: ВШ, 1991.- 247 с.
17. Рыжиков Ю.И. Решение научно-технических задач на персональном компьютере. – СПб.: КОРОНА, 2000.- 272 с.
18. Шуп Т. Е. Прикладные численные методы в физике и технике. - М.: ВШ, 1990.- 255 с.
19. Ларсен Р. Инженерные расчеты в Excel.- М.:. ИД Вильямс, 2002.-545с.
20. Васильев А.Н. Excel-2007 на примерах.- СПб.: БХВ Петербург, 2007.- 656с.
21. Кульгин Н Б Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi.- СПб.: БХВ Петербург, 2007.- 400с.
22. Гартман Т.Н. Основы компьютерного моделирования химико-технологических процессов.-М.: «ИКЦ-Академкниг»,2008
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
Теплоэнергетический факультет
Кафедра тепловых энергетических установок
«Утверждаю»
Декан ТЭФ___________М. У. Зияханов
«____»_____________2016 г.
СИЛЛАБУС
дисциплины
RPK 3229 «Расчеты на персональном компьютере теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок»
для специальности «5В071700 – Теплоэнергетика»
Курс 3
Семестр 5
Всего кредитов 3
Всего кредитов ESTC 5
Всего часов 135
В том числе
Лекции 30
Лабораторные занятия 30
СРО 75
В том числе СРСП 30
РГР 3
Экзамен
Алматы, 2016
Силлабус составила. к.ф.- м. н. доцент Борисова Н.Г кафедры ТЭУ на основании рабочего учебного плана специальности «5В071700–Теплоэнергетика»
Силлабус рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Тепловые энергетические установки» 29.08. 2016г., протокол № 1.
Зав. кафедрой ______________ А.А. Кибарин
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методической комиссии теплоэнергетического факультета (протокол № 1 от 09.09.16)
1 Преподаватели:
Борисова Нина Гавриловна, к.ф. - м.н., доцент ВАК, каб. А-118,
Контакты: (8-727) 292-78-98, : [email protected], [email protected]
Олжабаева К.С. старший преподаватель каб. А-118, Контакты: (8-727) 292-78-98, [email protected],
2 Время и место проведения аудиторных занятийкурса указано в расписании учебных занятий,график консультаций СРСПразмещен на досках объявлений деканата теплоэнергетического факультета (Б-233) и кафедры ТЭУ (А-118).
3 Характеристики учебной дисциплины
3.1 Цель курса – формирование у студентов знаний, умений, навыков, компетенций применения компьютерных технологий для расчета и математического моделирования объектов теплоэнергетики и теплотехнологий.
3.2 Задачи курса– овладение студентами элементами численных методов; приемами алгоритмизации; закрепления навыков использования языков программирования; проведения вычислительного эксперимента; использование компьютерных технологий для исследования процессов, установок и систем теплоэнергетики и теплотехнологий.
Описание курса
Дисциплина «Расчеты на персональном компьютере теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок» является одной из базовых элективных дисциплин в подготовке бакалавров по специальности 5В071700-Теплоэнергетика и входит в модуль МТЭ-05 «Компьютерные технологии».
Студент, изучивший дисциплину, должен:
- иметь представление:
- о методах моделирования;
- о пакетах прикладных программ, используемых в теплоэнергетических расчетах;
- о возможностях компьютерных технологий при решении прикладных задач теплоэнергетики;
- знать:
- методы и алгоритмы, используемые при исследовании и моделировании процессов, аппаратов и систем теплоэнергетики и теплотехнологии;
- языки высокого уровня и методы программирования;
- владеть:
- способами алгоритмизации и программирования, хранения, обработки и представления информации;
- методами:
- интерполирования функций;
- численного интегрирования;
- решения трансцендентных уравнений, систем алгебраических уравнений, обыкновенных дифференциальных уравнений;
- решения задач условной оптимизации;
- решения задач стационарной и нестационарной теплопроводности, конвективного теплообмена;
- уметь:
- выбирать эффективный численный метод для решения конкретной задачи, оценивать его точность и надежность;
- использовать:
- языки высокого уровня для составления программ расчета;
- текстовые и графические редакторы, мультимедийные средства и компьютерную сеть;
-готовые пакеты прикладных программ для выполнения теплоэнергетических расчетов;
- автоматизированные экзаменационно–обучающие компьютерные системы для самообучения и самоконтроля;
- разрабатывать и использовать информационно-справочные системы и базы данных для обеспечения моделирования теплоэнергетических объектов;
- обладать компетенциями:
- обладать навыками обращения с современной техникой, уметь использовать информационные технологии в сфере профессиональной деятельности (ОБ-2);
−уметь ориентироваться в современных информационных потоках и адаптироваться к динамично меняющимся явлениям и процессам в мировой
экономике (М-1);
− способностью демонстрировать базовые знания в области естественнонаучных и специальных дисциплин и готовностью использовать полученные знания в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (СК-1);
− готовностью выявить естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, и способностью привлечь для их решения соответствующий физико-математический аппарат (СК-2);
− готовностью участвовать в сборе и анализе исходных данных для проектирования элементов оборудования и объектов деятельности в целом с использованием нормативной документации и современных методов поиска и обработки информации (СК-7);
− способностью проводить расчеты по типовым методикам и проектировать отдельные детали и узлы с использованием стандартных средств автоматизации проектирования в соответствии с техническим заданием (СК-8);
− готовностью участвовать в разработке проектной и рабочей технической документации, оформлении законченных проектно-конструкторских работ в соответствии со стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами (СК-9);
− способностью к проведению экспериментов по заданной методике и анализу результатов с привлечением соответствующего математического аппарата (СК-17);
3.4 Пререквизиты дисциплины: «Математика 1,2», «Информатика», «Физика», «Химия», «Материаловедение», «Теоретические основы теплотехники», «Термодинамические основы циклов теплоэнергетических установок», «Механика жидкости и газа».
Дисциплина «Компьютерные технологии в теплоэнергетических расчетах» должна читаться после изучения студентами отдельных разделов (тем): математики (производная, дифференциал, интеграл, переменная, дифференциальные уравнения, уравнения математической физики, численные методы); физики (работа, энергия, тепловые явления, молекулярная физика, изменения состояния вещества, законы термодинамики, механики, теплового излучения); химии (элементы химической термодинамики – термодинамическое равновесие, равновесие в системах, химические реакции, тепловые эффекты); тепло - и массообмена (теплопроводность, теплопередача, конвективный теплообмен,тепломассообмен при фазовом переходе и химических превращениях, теплообмен излучением), механика жидкости и газа (гидрогазодинамика), а также информатики.
3.5 Постреквизиты дисциплины:«Теплоэнергетические системы и энергоиспользование», «Энергосбережение в системах производства тепловой и электрической энергии», «Паровые и газовые турбины», «Нагнетатели и тепловые двигатели», «Методы моделирования и оптимизации теплоэнергетических процессов и установок», «Котельные установки и парогенераторы», «Теплофикация и тепловые сети», «Эксплуатация основного оборудования ТЭС», «Системы производства и распределения энергоносителей промышленных предприятий», «Теплотехнологические процессы и установки», «ТАУ и САУ теплотехнологическими процессами в теплоэнергетике», НИРС, дипломное проектирование, магистерские дисциплины.
4 Структура и содержание дисциплины
4.1 Теоретическая подготовка (30 час.)
№ темы | Тема (модули, разделы, число часов) | Номер источника |
1* | Введение. Цели, задачи, предмет дисциплины «Расчеты на персональном компьютере теплоэнергетических и теплотехнологических процессов и установок». Политика курса. Информационные технологии в теплоэнергетике. Технические средства информатизации.-2часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Моделирование теплоэнергетических процессов и установок. Модели и виды моделирования. Математическое моделирование в теплоэнергетике и его реализация на РС.-2часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
3* | Методы интерполирования функций. Использование табличного процессора Excel в методах полиномиального интерполирования.-2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
4* | Методы численного интегрирования. Реализация численного интегрирования на РС с использованием программирования на языке Pascal. -2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
5* | Приложения численных методов решения трансцендентных уравнений. Использование Маthcad, М Graph Excel. -2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
6* | Приложения численных методов решения систем линейных и нелинейных алгебраических уравнений с использованием возможностей пакета Mathcad. -2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
7* | Приложения численных методов решения обыкновенных дифференциальных уравнений в Mathcad, Excel, Pascal. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Приложения численных методов решения дифференциальных уравнений в частных производных в Mathcad, Excel, Pascal. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
9* | Численные методы и их компьютерная реализация при решении задач тепломассообмена и гидродинамики. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Методы математической статистики при изучении вязкого многофазного течения с использованием средств Mathcad. - 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
Задачи оптимизации в теплоэнергетике и теплотехнике. Методы решения задач оптимизации. Классификация методов. Применение метода прямого спуска, методов безусловной оптимизации первого порядка (метод наискорейшего спуска). Задачи условной оптимизации и методы их решения.- 2 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
Пакеты прикладных программ для решения теплоэнергетических и теплотехнических задач. . Структура и свойства пакетов прикладных программ (ППП). Разработка и тестирование ППП. Возможности ППП и управление его работой. Использование ППП для САПР. Использование системы Visio для проектирования теплотехнических схем.- 4 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 | |
Комплексы прикладных программ для моделирования процессов гидродинамики, тепломассопереноса. Автоматизированные системы данных и термодинамических свойств веществ (WSP). Комплексы прикладных программ для моделирования процессов гидродинамики, тепло – и массопереноса. Автоматизированные системы для моделирования теплоэнергетического оборудования (Gate Cycle, TWT Shell ЭЭЭ, Boiler dezigner ).- 4 часа. | ЛО:4,5,7-12,ЛД:3-5,10-14,18 |
Примечание: - темы, обозначенные *), читаются студентам заочного обучения, остальные темы изучаются ими в рамках СРС.
4.2 Практическая подготовка
Примерный перечень лабораторных работ (30 час.)
№ темы | Тема | Номер источника |
Расчет теплофизических свойств рабочих тел, используемых в теплоэнергетике. Использование ППП WSP.-4часа. | ЛО:7-9,14,ЛД:18 | |
2* | Приближение функций и расчет теплотехнических таблиц. Чи |