Преграды на пути коммуникаций.

1. Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается ими как происходящее. У каждого человека своя реальность, свои понятия (хорошего/плохого, мало/много).

2. Семантические барьеры. Семантика - изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.

Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста – ситуации, в которой использован символ. Поскольку, у каждого человека свой опыт и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.

  1. Физиологические преграды – иностранный язык; дефицит слов.

4. Невербальные преграды. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса: 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса и всего 7% - при помощи слов.

5. Плохая обратная связь. Обратная связь дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Человек никак не реагирует на получаемую информацию (неактивное слушание).

6. Искажение сообщения – непреднамеренное искажение в случае межличностных контактов, в следствии фильтрации по причине преднамеренного искажения информации. Еще одна причина искажения информации – фильтрация информации при переходе с уровня на уровень: сверху вниз – упрощение и обобщение информации, изменение акцентов; снизу вверх – тенденция отправлять положительно воспринимаемую информацию.

7. Информационная перегрузка - Руководитель, постоянно поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию.

8. Неудовлетворительная структура организации:



  • В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
  • Неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач;
  • Конфликты между различными группами или отделами организации.

9. Плохие средства связи.

10. Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать.

Рекомендации по искусству эффективно слушать:

  • Перестаньте говорить;
  • Помогите говорящему раскрепоститься;
  • Покажите говорящему, что готовы слушать;
  • Устраните раздражающие моменты;
  • Сопереживайте говорящему;
  • Будьте терпеливым;
  • Сдерживайте эмоции;
  • Не допускайте споров и критики;
  • Задавайте вопросы;

Рекомендации по совершенствованию искусства общения:

1. Проясняйте свои идеи перед началом их передачи;

2. Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам – исключайте из сообщения двусмысленные слова и утверждения;

3. Следите за языком собственных поз, жестов и интонациями, чтобы не посылать противоречивых сигналов;

4. Излучайте эмпатию и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, готовность «влезть в их шкуру»;

5. Добивайтесь установления обратной связи (задавайте вопросы по поводу понимания вашей идеи; оценивайте позы, жесты и интонации человека, которые могут указывать на замешательство или непонимание; устанавливайте открытые отношения с подчиненными).

Совершенствование коммуникаций в организациях:

1. Более эффективное регулирование руководителями информационных потоков;

2. Улучшение качества обратной связи: посещение представителями штаб-квартиры удаленных филиалов, опрос работников;

3. Участие работников в управлении организацией - системы сбора предложений со стороны работников (ящик для предложений, анонимная телефонная линия, совместные встречи работников и руководителей). Уменьшает фильтрацию информации снизу вверх;

4. Распространение информационных бюллетеней, которые содержат информацию для всех работников (газеты, видеоленты, т.п.). Уменьшает фильтрацию информации сверху вниз;

5. Применение современных информационных технологий.

Принятие решений.

Решение - выбор альтернативы.

  1. Принятие управленческих решений – это процесс выбора разумной альтернативы.
  2. Управление решениями – это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.

Виды управленческих решений:

  1. По масштабам объекта:

· Глобальное – охватывает все элементы управления.

· Локальное – для подразделения.

  1. По характеру целей:

· Стратегические – глобальные проблемы на будущее.

· Практические – часто заданные.

· Оперативные – первоочередные.

  1. В зависимости от круга проблем:

· Комплексные.

· Частные (тематические, например технические, экономические, социальные).

  1. По условиям, в которых принимаются решения:
  • В определенных условиях.
  • В условиях риска.
  • В неопределенных условиях.
  1. В зависимости от личности принимающего решение:

· Уравновешенное решение – принимается внимательно и критически.

· Импульсивное – это решение, где присутствует много идей, но нет практической их реализации.

· Инертное – в результате осторожность поиска, аналитические действия превосходят количество идей.

· Рискованные решения – при заключении решения, авторы не нуждаются в тщательном обосновании. Они уверенны в себе, не пугаются опасности.

· Осторожные решения – характеризуются оценкой всех вариантов.

· Рациональное решение - основано на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерно для стратегического и тактического управления.

Наши рекомендации