Преграды на пути коммуникаций.
1. Преграды, обусловленные восприятием. Люди реагируют не на то, что в действительности происходит в их окружении, а на то, что воспринимается ими как происходящее. У каждого человека своя реальность, свои понятия (хорошего/плохого, мало/много).
2. Семантические барьеры. Семантика - изучает способ использования слов и значения, передаваемые словами. Поскольку слова (символы) могут иметь разные значения для разных людей, то, что некто намеревается сообщить, необязательно будет интерпретировано и понято таким же образом получателем информации.
Символ не имеет неповторимого неотъемлемого значения. Значение символа выявляется через опыт и варьирует в зависимости от контекста – ситуации, в которой использован символ. Поскольку, у каждого человека свой опыт и каждый акт обмена информацией в определенной мере является новой ситуацией, никто не может быть абсолютно уверен в том, что другое лицо припишет то же значение символу, которое мы ему придали.
- Физиологические преграды – иностранный язык; дефицит слов.
4. Невербальные преграды. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Согласно исследованиям, значительная часть речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса: 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, 38% - через интонации и модуляции голоса и всего 7% - при помощи слов.
5. Плохая обратная связь. Обратная связь дает возможность установить, действительно ли ваше сообщение, принятое получателем, истолковано в том смысле, который вы изначально ему придали. Человек никак не реагирует на получаемую информацию (неактивное слушание).
6. Искажение сообщения – непреднамеренное искажение в случае межличностных контактов, в следствии фильтрации по причине преднамеренного искажения информации. Еще одна причина искажения информации – фильтрация информации при переходе с уровня на уровень: сверху вниз – упрощение и обобщение информации, изменение акцентов; снизу вверх – тенденция отправлять положительно воспринимаемую информацию.
7. Информационная перегрузка - Руководитель, постоянно поглощенный переработкой поступающей информации и необходимостью поддерживать информационный обмен, вероятно, не в состоянии эффективно реагировать на всю информацию.
8. Неудовлетворительная структура организации:
- В организации с многочисленными уровнями управления растет вероятность информационных искажений, поскольку каждый последующий уровень управления может корректировать и отфильтровывать сообщения;
- Неудовлетворительный состав и использование комитетов, рабочих групп, кадров вообще, а также способ организации власти и распределения задач;
- Конфликты между различными группами или отделами организации.
9. Плохие средства связи.
10. Неумение слушать. Эффективная коммуникация возможна, когда человек одинаково точен, отправляя и принимая сообщения. Необходимо уметь слушать.
Рекомендации по искусству эффективно слушать:
- Перестаньте говорить;
- Помогите говорящему раскрепоститься;
- Покажите говорящему, что готовы слушать;
- Устраните раздражающие моменты;
- Сопереживайте говорящему;
- Будьте терпеливым;
- Сдерживайте эмоции;
- Не допускайте споров и критики;
- Задавайте вопросы;
Рекомендации по совершенствованию искусства общения:
1. Проясняйте свои идеи перед началом их передачи;
2. Будьте восприимчивы к потенциальным семантическим проблемам – исключайте из сообщения двусмысленные слова и утверждения;
3. Следите за языком собственных поз, жестов и интонациями, чтобы не посылать противоречивых сигналов;
4. Излучайте эмпатию и открытость. Эмпатия - это внимание к чувствам других людей, готовность «влезть в их шкуру»;
5. Добивайтесь установления обратной связи (задавайте вопросы по поводу понимания вашей идеи; оценивайте позы, жесты и интонации человека, которые могут указывать на замешательство или непонимание; устанавливайте открытые отношения с подчиненными).
Совершенствование коммуникаций в организациях:
1. Более эффективное регулирование руководителями информационных потоков;
2. Улучшение качества обратной связи: посещение представителями штаб-квартиры удаленных филиалов, опрос работников;
3. Участие работников в управлении организацией - системы сбора предложений со стороны работников (ящик для предложений, анонимная телефонная линия, совместные встречи работников и руководителей). Уменьшает фильтрацию информации снизу вверх;
4. Распространение информационных бюллетеней, которые содержат информацию для всех работников (газеты, видеоленты, т.п.). Уменьшает фильтрацию информации сверху вниз;
5. Применение современных информационных технологий.
Принятие решений.
Решение - выбор альтернативы.
- Принятие управленческих решений – это процесс выбора разумной альтернативы.
- Управление решениями – это фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации.
Виды управленческих решений:
- По масштабам объекта:
· Глобальное – охватывает все элементы управления.
· Локальное – для подразделения.
- По характеру целей:
· Стратегические – глобальные проблемы на будущее.
· Практические – часто заданные.
· Оперативные – первоочередные.
- В зависимости от круга проблем:
· Комплексные.
· Частные (тематические, например технические, экономические, социальные).
- По условиям, в которых принимаются решения:
- В определенных условиях.
- В условиях риска.
- В неопределенных условиях.
- В зависимости от личности принимающего решение:
· Уравновешенное решение – принимается внимательно и критически.
· Импульсивное – это решение, где присутствует много идей, но нет практической их реализации.
· Инертное – в результате осторожность поиска, аналитические действия превосходят количество идей.
· Рискованные решения – при заключении решения, авторы не нуждаются в тщательном обосновании. Они уверенны в себе, не пугаются опасности.
· Осторожные решения – характеризуются оценкой всех вариантов.
· Рациональное решение - основано на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Характерно для стратегического и тактического управления.