Знакомые герои в новых обстоятельствах
Данный метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у ребят, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке городского зоопарка, а возможно они застряли в лифте многоэтажного дома).
КОЛЛАЖ ИЗ СКАЗОК
Если сказки знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Мы предлагаем детям придумать сюжет новой сказки, в которой Баба-Яга встретила в лесу Колобка и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».А детям дошкольного возраста лучше преподносить этот метод в игровой ситуации. Примерно так.
У вас в доме наверняка есть толстая книжка со сказками. Вот что однажды приключилось с этой книжкой. В ней перепутались все страницы. Первой была сказка «Царевна-лягушка». Только собрался Иван-царевич в путь за Василисой Прекрасной в царство Кащея Бессмертного, как попал в совершенно другую сказку. Нет у царевича его верных помощников: зайца, медведя, утки. Как теперь освободить Василису Прекрасную? Делать нечего: пошел Иван-царевич по страницам других сказок. Не успел перешагнуть страницу, как… Как же ему помогли герои других сказок?
Приведем еще один возможный пример коллажа сказок:
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание. Дальше начинается творческая совместная работа ребят и воспитателя.
А следующая картинка необычная. Только хвосты разных животных помогут придумать новый, смешанный вариант сказки.
СКАЗКА ОТ СМЕШНОГО СТИШКА
Смешные стишки, как правило, короткие, помогают детям сочинять невероятные сказки. Во-первых, они помогают развить в детях чувство юмора, а во-вторых, текст стишка служит ребенку отправной точкой для сочинительства. Мы с улыбкой читаем стишок и предлагаем завязку сказки.
Например, вот как продолжают переходить от таких стишков к сказкам воспитатели детского сада «Декарт» Токарь Л. И., Дубрава О. Г.
Стишок.
Шар воздушный, шаловливый,
Непослушный и строптивый
Вместе с ветром убежал.
А куда - нам не сказал.
Начало сказки:
Полетел наш шар спросонок,
Где Нуф-Нуф жил, поросенок.
Заглянул он к Колобку,
Разрумяному бочку.
Не забыл он побывать
И у деда с бабой,
Ну а там потолковать
С Курочкою Рябой.
Стишок.
Раз, два, три, четыре, пять - начинаю повторять,
В печке выпечен бутон, а в петлицу вдет батон,
По траве ползет бидон, молоко течет в бетон,
А на стройке есть питон,
Нет, не так! Нет, нс так!
Подскажите сами, как?
Разберитесь сами в том,
Где бутон, а где батон,
Где бидон, а где питон,
Ну а где лежит бетон?
Начало сказки:
В лесу заповедном жил мудрый питон,
Любил он природу и розы бутон.
Съедал он на завтрак свежайший батон.
Однажды в тот лес прикатили бидон,
А в нем был со стройки крепчайший бетон.
Залили бетоном дорогу в лесу
И погубили природы красу.
Стерпеть безобразья питон наш нс смог,
Он очень расстроился и занемог.
Собрались все звери и вывезли вон
Огромный бидон и убрали бетон.
Почистили лес, посадили цветы,
Питон всем «Спасибо!» сказал за труды.
А вот, к примеру, удачные для перехода к сказкам стишки Э.. Стефановича:
Стишок - Зачем шнурки Ботинку? Если напрямик, Чтоб он не очень Распускал язык.
Начало Однажды ночью, когда шнурки отдыхали, язык пропутешествовал…
Стишок - Не знахарка, не ведьма, не ворожка, Но обо всем, что в Миске, знает Ложка.
Начало Ранним утром ложка из обыкновенной превратилась в волшебную и стала невидимкой.
СКАЗКА ОТ СЧИТАЛКИ
Считалка лаконична, как правило, рифма ее легка. И главное, сюжет близок и понятен детям дошкольного возраста. А механизм перехода от считалки к сочинительству примерно тот же - мы разучиваем наизусть считалку, обыгрываем ее несколько раз в подвижных играх, а затем предлагаем загадочное начало, идущее от ее содержания, к примеру:
Считалка
Чижик в клетке сидел,
Чижик громко песню пел,
Гу-гу-гу, чу-чу-чу,
Я на волю полечу.
Начало Один раз бабушка, покормив чижика, за была закрыть клетку…
Считалка Катилось яблоко мимо сада, Мимо сада, мимо града, Кто поднимет, тот и выйдет.
Начало Но яблоко было волшебное, добрых людей оно превращало в… . а злых в…
СКАЗКА ОТ ЗАГАДКИ
Загадка как элемент малого фольклора интересна всем, но особенно дошкольникам: в ней в завуалированной форме, часто рифмованно, преподносится предмет или' явление. И это уже само по себе интересно. Понимать метафоры, гиперболы, сравнения, эпитеты - это значит быть чутким к родному языку. Но если мы предлагаем загадку для перехода к сочинительству, то создаем возможность использовать загадку в новых сказочных обстоятельствах, что само по себе является фундаментом для развивающего обучения.
Вначале мы обычно работаем с загадкой: выразительно читаем, обращаем внимание на все языковые средства, в случае затруднения отгадываем вместе, а затем предлагаем так называемый мостик-перекладинку от загадки к началу сказки:
Загадки.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.(Тучи или облака)
Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча)
Сперва - блеск, За блеском - треск, За треском - плеск.(Молния, гром, дождь)
Рассыпался горох на семьдесят дорог, Никто его не соберет: Ни царь, ни царица, ни красная девица. (Град)
Ждали, звали, а показался -Все прочь побежали.(Дождь)
Начало Вата спускалась все ниже и ниже, а дождя все не было. И вот…
Попробуйте составить начало сказок ко всем остальным загадкам.