Права и обязанности членов ученического самоуправления
Принципы самоуправления
· открытость и доступность;
· добровольность и творчество;
· равенство и сотрудничество;
· непрерывность и перспективность.
Структура органов школьного самоуправления
Органы самоуправления созданы для организации и управления разными видами деятельности учащихся в образовательном комплексе. Структура органов самоуправления учитывает периодическую отчетность и сменяемость актива, непрерывность и систематичность в его работе основывается на взаимодействии разных органов.
Органы самоуправления, исходя из потребностей и интересов всего коллектива, определяют цели и задачи деятельности, перспективы работы детского коллектива.
I. Позиционный блок
Самоуправление базируется на следующих принципиальных позициях:
1. Равноправие – все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
2. Выборность – полномочия приобретаются в результате выборов.
3. Откровенность и гласность – работа органов самоуправления открыта для всех учащихся.
4. Законность – неукоснительное соблюдение правовых и нормативных актов.
5. Целесообразность – деятельность органов ученического самоуправления должна быть направлена на реализацию интересов и потребностей учащихся.
6. Гуманность – действия органов самоуправления должны основываться на нравственных принципах (ребенок-личность).
7. Самодеятельность – творчество, активность, самостоятельность учащихся.
8. Ответственность – необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе и ее результатах перед своими избирателями.
9. Актуальность – деятельность ориентирована на решение значимых проблем воспитания;
10. Индивидуальность – учитываются психологические особенности детей;
11. Последовательности – от простого к сложному;
12. Вариативность – разделы содержания могут изменяться, добавляться в связи с требованиями времени и модернизацией образования;
13. Добровольность – ученик по собственному желанию, а не по принуждению участвует в делах класса и школы, входит в советы.
II. Организационный блок
Структура самоуправления в школе №2088 трехуровневая.
Третий уровень | Управляющий Совет | |
Второй уровень | Совет обучающихся школы | Актив обучающихся школы |
Первый уровень | Совет обучающихся класса |
Актив – все обучающиеся, принимающие активное участие в жизни школы. Из них Председатель и Главы секторов формируют временные и/или постоянные рабочие и организационные группы. Члены актива школы могут не входить в СОШ или СОК (то есть могут не занимать какие-либо руководящие должности), но принимают активное участие в организации различных мероприятий и в жизни школы в целом.
Члены актива школы (или класса) имеют право выступить с инициативой проведения какого-либо мероприятия при условии, что обязуются взять на себя все подготовительные работы и работы по проведению. Совет класса (если инициаторы обратились в СОК) или Совет школы (если инициатива поступила в СОШ) после рассмотрения данного предложения имеют право отклонить его, либо помочь в его реализации.
Желающие принимать участие не только в активе класса, но и в высшей ступени (Активе школы), должны подать заявку в Штаб актива. После подачи заявки претендент на членство в Активе школы заполняет анкету, проходит небольшое вступительное тестирование и, в случае удовлетворительного результата, подписывает Клятву активиста и вступает в Актив школы. В тестирование входит определение понятия актива класса, Актива школы, знание модели УС нашей школы и кейсовое задание.
Наиболее яркие и сильные представители Актива школы в последствие формируют команду ученического самоуправления нашей школы. Данная команда состоит из 15 человек, представляющих школу в различных конкурсах, на мероприятиях и т.д. Членам команды не обязательно занимать какие-либо руководящие посты в СОК или в СОШ.
В начале года проводится общее установочное собрание СОШ, и далее в конце каждого триместра. К каждому собранию сектора готовят отчет по своей работе. Собрания протоколируются.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ
Структура органов ученического самоуправления в школе
Главным координирующим органом УС является Совет обучающихся школы (СОШ), в который входят председатели 8-11 классов и Главы секторов СОШ.
СОШ уполномочен:
- представлять коллектив учащихся на педсоветах, Совете школы, в других общественных организациях;
- координировать деятельность первичных коллективов (СОК);
- принимать решения по вопросам общественной жизни учащихся школы.
Председатель Совета обучающихся школы избирается путем общешкольных выборов сроком на 1 год. Главы секторов избираются на внутреннем голосовании Совета обучающихся сроком на 1 год. Главы секторов не обязаны быть Председателями своих классов. Все Главы секторов обязаны выбрать себе в заместители одного из членов Младшего совета(таким образом осуществляется преемственность и обучение Глав Младшего совета).
Сектор спорта и здоровья
- Глава сектора координирует работу и проводит совещания членов советов классов, ответственных за спортивную работу в своих классах;
- Организация и проведение спортивных, военно-спортивных соревнований и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни среди учащихся школы, эстафеты;
- Разработка и проведение проектов по популяризации ГТО;
- Организация и проведение в школе Дней здоровья (3 дня в году) – проекты разрабатывает сам сектор;
Сектор культуры
- Глава сектора координирует работу и проводит совещания членов советов классов, ответственных за работу в сфере культуры и организации мероприятий;
- Организация и проведение общешкольных мероприятий (включая досуговые) - оргкомитет;
- Разработка и реализация проектов, направленных на развитие культурной и эстетической сферы жизни обучающихся школы;
Сектор СМИ
- Глава сектора координирует работу и проводит совещания членов советов классов, ответственных за СМИ в своих классах;
- Организация работы школьной редакции (выпуск газеты, журналов, буклетов, информационных листков, объявлений и т.д.);
- Анализ прошедших мероприятий, изучение общественного мнения, освещение всех массовых мероприятий, проводимых в школе или вне ее стен, но связанных с ней;
- Обновление новостных лент на сайте школы, в группах школы в социальных сетях;
- Организация работы школьного радио и телевидения.
Шефский сектор
- Глава сектора координирует работу и проводит совещание членов советов классов, ответственных за сектор образования и дисциплины в своих классах;
- Курирование работы Младшего совета (5-7 классы), включая проведение командообразующей игры «Ветер перемен»;
- Шефство обучающихся средней и старшей школы над начальными классами;
- Профориентация, дни профессий;
- Организация бесед, тренингов, дебатов и т.д;
- Организация взаимопомощи учащихся;
- Взаимодействие с учителями-предметниками.
Приложение 1
ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА № 2088 «ГРАЙВОРОНОВО»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Совет обучающихся школы (далее - СОШ) является выборным органом ученического самоуправления образовательной организации.
1.2. СОШ действует на основании действующего законодательства, Устава школы (пункт 3.6) и настоящего Положения.
1.3. СОШ является исполнительным органом ученического самоуправления в школе, призванным активно содействовать становлению сплоченного коллектива как действенного средства воспитания учащихся, формированию сознательного и ответственного отношения к своим правам и обязанностям.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
7.1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
7.2. Изменения в настоящее положение вносятся ответственным педагогом (куратором ученического самоуправления) по предложению школьного совета, утверждаются директором образовательной организации.
Принципы самоуправления
· открытость и доступность;
· добровольность и творчество;
· равенство и сотрудничество;
· непрерывность и перспективность.
Права и обязанности членов ученического самоуправления
Члены ученического самоуправления имеют право:
· проявлять собственную инициативу в организации работ, определенных к компетенции органов ученического самоуправления;
· выражать свое мнение и сомнения в отношении организации работ, определенных к компетенции органов ученического самоуправления;
· избирать и быть избранным в органы ученического самоуправления, оценивать их работу;
· излагать выборным органам свои проблемы и получать от них помощь;
· участвовать в планировании деятельности организации и в выполнении принятого плана;
Члены ученического самоуправленияобязаны:
· добросовестно учиться, готовить себя к активной трудовой деятельности;
· соблюдать правила внутреннего распорядка образовательного комплекса;
· действовать на благо коллектива образовательного комплекса, заботиться о чести и поддержании его традиций, авторитета;
· достойно, культурно вести себя, заботиться о красоте родной речи;
· проявлять уважение к старшим;
· уважать взгляды и убеждение других людей;
· уважать свободу и достоинство другого человека;
· заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни, жизни и здоровье своих сверстников, близких;
· соблюдать правила личной гигиены, быть всегда чистым и опрятным.
Функции ученического самоуправления:
· функция освоения управленческой культуры — дает возможность осуществить самостоятельный выбор в принятии решений, осознать свободу и ответственность;
· адаптационная — обеспечивает личности гармонию взаимоотношений в коллективе;
· прогностическая — помогает на основе диагностики и рефлексии определить реальные перспективы;
· интегративная — дает возможность сочетать групповые и индивидуальные виды деятельности, объединить усилия учащихся, педагогов, родителей для достижения тех или иных целей деятельности;
· организационная — гибкость в реализации организаторских функций учащихся, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения управленческих задач;
· функция самоактивизации — приобщение как можно большего числа учащихся к решению управленческих проблем, а также вовлечение учащихся в управление новыми сферами деятельности;
· функция коллективного самоконтроля — постоянный самоанализ органами самоуправления своей деятельности и поиск на его основе более эффективных путей решения управленческих задач.
Из теории воспитания известно, что самоуправление не может и не должно создаваться «сверху» формированием его органов, а должно «вырастать снизу» в процессе самоорганизации тех или иных видов деятельности.
В этом случае самоуправление в своем развитии проходит следующие этапы:
· разделение конкретного дела на законченные части и объемы;
· формирование соответствующих микрогрупп;
· выбор ответственных за каждый участок деятельности;
· объединение ответственных в единый орган самоуправления;
· выбор главного ответственного лица.
Этот алгоритм обеспечивает формирование органов самоуправления в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, в реализацию которых включены школьники в данный момент. Педагогический смысл такого подхода заключается в том, что органы самоуправления создаются всегда с определенной целью, являются временными, что позволяет варьировать отношения руководства и подчинения.
Формы ученического самоуправления разнообразны. При этом формы самоуправления в коллективе всего образовательного комплекса имеют свои особенности по сравнению с самоуправлением в классном коллективе. Общее ученическое самоуправление решает задачи, стоящие перед всем комплексом, и не регламентирует инициативу и самостоятельность классных коллективов.
Высшим органом школьного ученического самоуправления является обычно общее собрание учащихся, проводимое не реже одного раза в год. Общее собрание ученического коллектива выбирает органы самоуправления (общешкольный ученический комитет или совет, школьный парламент, школьная дума, старостат, советы дел, штабы, комиссии, клубы, секции и другие) и определяет их полномочия.
В ученическом классном коллективе высшим органом самоуправления может быть классное собрание, в ходе которого происходит обсуждение вопросов жизни коллектива, проблем, возникающих в организации деятельности учащихся, их участия в общешкольных делах. Классное собрание как форма работы ученического коллектива предполагает совместную деятельность учащихся и классного руководителя, основанную на равенстве их прав как членов коллектива. Итогом классных собраний являются конкретные решения, направленные на улучшение тех или иных сторон жизни классного коллектива. Классное собрание распределяет поручения, избирает старосту (командира и т. п.), представителей в органы ученического коллектива, заслушивает информацию о текущих делах, отчеты о выполнении поручений, утверждает планы, обсуждает разные памятки, инструкции, положения (например, о консультантах по предмету). Классное собрание может быть тематическим или организационным, на котором обсуждается ряд вопросов. Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями может быть классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
В целом структура ученического самоуправления зависит от возраста учащихся, от уровня развития организаторских умений и навыков, от традиций школы и класса. Особенно важно, чтобы функции и роли детей по организации своей жизни и деятельности менялись. При этом необходимо учитывать мнение и желание самих учащихся. Поручения даются как индивидуальные, так и групповые, в ходе которых учащиеся приобретают опыт сотрудничества и сотворчества. Получая какое-то поручение, ребенок должен хорошо представлять круг своих обязанностей и видеть пути выполнения этой работы.