Типология взаимоотношений между руководителями и подчинёнными.
Управленческий процесс не является односторонним действием и всегда подразумевает под собой взаимодействия и взаимоотношения между субъектом и объектом управления. Существует шесть основных видов социальных взаимоотношений, складывающиеся между участниками управленческого процесса: служебные, функциональные, технические, информационные, специализированные, иерархические.
1. Служебные отношения отражают отношения между начальником и подчинённым, основанные на односторонней зависимости подчинённого.
2. Функциональные отношения не предполагают зависимость от распоряжения функционально зависимого субъекта, его роль заключается лишь в помощи или совете.
3. Технические отношения складываются в процессе деятельности. Каждый человек выполняет определённые функции, при этом, вступая во взаимодействия, определённые действия субъектов становятся взаимозависимы.
4. Информационные отношения, их задача состоит в получение и обработке информационного знания.
5. Специализированные отношения основаны на разделении труда и представляют собой связь управленческой системы со специализированными отраслями организации.
6. Управленческая система представляет собой иерархию, то есть подчинение нижестоящего уровня вышестоящему, в результате складываются иерархические отношения.
Таблица № 5. Типология взаимоотношений между руководителями и подчинёнными
Тип отношений | Характерные черты |
Бюрократические отношения | Жёсткое закрепление за каждым работником его функциональных обязанностей, строго-пунктуальное выполнение распоряжения руководителя, контроль является структурированной процедурой, ответственность за выполнение определённой процедуры несёт соответствующий исполнитель, контакт между руководителем и подчинёнными – официально-деловой. |
Патерналистические отношения | Отношения строятся в жёсткой иерархии, руководитель единолично принимает решения, ответственность за выполнение определённой операции несут все, единство организации существует благодаря харизме руководителя, взаимоотношения носят личностный характер, выходящие за рамки служебных отношений |
Фратерналистские отношения | Иерархия обладает смягчённым характером, решения обсуждаются на общем собрании и принимаются коллегиально, совместная деятельность основана на взаимной поддержке и взаимопомощи, отношения носят неформальный характер. |
Партнёрские отношения | Иерархические отношения носят не явный характер, решения принимаются при участии компетентных людей и принимаются коллегиально, руководитель исполняет роль координатора общих действий, сотрудники чётко выполняют функции, закреплённые за ними, и самостоятельно воплощают решение в жизнь, существование контроля чаще всего не предусмотрено, отношения носят служебный характер. |
Таким образом, между руководителем и подчинённым складываются различного вида взаимоотношения, в зависимости от их характера, уровня, качества формируются их основные четыре разновидности. Такие разновидности социальных отношений между руководителем и подчинёнными чаще всего не существуют в чистом виде. Выбор тех или иных отношений во многом зависит от личности руководителя, состава сотрудников, типа организации, создавшейся проблемной ситуации и т.д.
Чаще всего выделяют бюрократические, патерналистические, фратерналистские и партнёрские отношения. Первые два типа отношений основаны на иерархии и строгом подчинении. Два других типа отношений имеют демократическую основу (см. табл. № 5).
Выбор взаимоотношений в управленческой деятельности также во многом зависит от профессиональной подготовки сотрудников, от их желания участвовать в общей деятельности по достижению намеченных целей. В этой связи П. Херси и К. Бландэд выделяют виды управленческих взаимоотношений в зависимости от уровня развития сотрудников коллектива (см. табл. № 6).
Таким образом, из всего вышесказанного видно, что современный руководитель для эффективного выполнения своей деятельности должен обладать знаниями и навыками в области социологии и психологии личности, поведения, деятельности и организации.
Таблица № 6. Технологии взаимодействия руководителей и подчинённых.
Уровень развития сотрудников | Тип управленческих отношений |
Не умеют работать и не хотят сотрудники с низким уровнем квалификации, не добросовестно относящиеся к работе | Приказание Чёткий инструктаж, жёсткий контроль, применение необходимых санкций, направление деятельности. |
Не умеют работать, но хотят сотрудники, имеющие определённые профессиональные знания, но не имеющие навыков в работе, старательные и добросовестные | Внушение Указание, инструктаж в форме объяснения, рекомендации, доброжелательное отношение, интенсивное общения по поводу выявления индивидуальных черт работника, применение необходимых санкции в виде поощрения или наказания. |
Умеют работать и хотят сотрудники, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками | Участие Ограничение приказаний и контроля, сотрудничество, применение морального поощрения, предоставление большей ответственности и выбора способа действия, широкое общение, вознаграждения за активную работу. |
Умеют и хотят работать творчески специалисты, имеющие высокий уровень, квалификации, обладающие творческим потенциалом, способные генерировать идеи | Делегирование Предоставление полномочий, права, самоуправление, самоконтроль, оказание поддержки, самостоятельное выполнение деятельности по достижению цели. |
Контрольные вопросы
1. В чём заключается общее и различное в понятиях «лидер» и «руководитель»?
2. Каковы основные личностные качества лидера?
3. Какие стили руководства наиболее приемлемы в современных условиях? Почему?
4. Какие виды взаимоотношений складываются между руководителем и подчинёнными?
5. В чём сходство и отличие между бюрократическими и патерналистическими отношениями руководителя и подчинённых?
6. Как зависит выбор взаимоотношений в управленческой деятельности от профессиональной подготовки сотрудников?