Мотивирование персонала, разработка и осуществление технологии изменения.
Мотивирование.
Успешность работы организации во многом зависит от системы мотивации, которая применяется в ней.
Мотивация – это предоставление условий работы, которые способствуют возникновению у работников потребности хорошо выполнять свои обязанности, так как именно таким образом его потребности получают максимальное удовлетворение. Целью мотивации является обеспечение полной реализации трудового потенциала каждого работника.
Нет плохих работников, если работник плохо выполняет поставленные перед ним задачи, значит, такая деятельность удовлетворяет его потребности, так как поступки человека всегда направлены на получение максимальной материальной и моральной выгоды.
Движут человеком потребности. Потребности – это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях. Потребность возникает в результате воздействия окружающего мира на человека и формируется в виде мотива, являясь осознанным индивидом внутренним побуждением к деятельности.
Внешнее побуждение к деятельности является стимулом, который использует руководитель для удовлетворения потребностей работников, поощряя его инициативу, творчество, профессионализм, развивая мотивационные установки.
Мотивация объединяет мотивы и стимулы для успешного достижения поставленной цели, образуя систему воздействия на работников, которая включает в себя следующие группы мотивов и стимулов:
1. Мотивы и стимулы, связанные с удовлетворение материальных и духовных потребностей.
Мотивы. Качество работы, рост квалификации, производительность, повышение занятости, работа на одном предприятии и т.д.
Стимулы. Рост заработной платы, доплаты, надбавки, единовременные выплаты, социальный пакет, система участия в прибылях и т.д.
2. Мотивы и стимулы личностного самоопределения.
Мотивы. Призвание, самовыражение, творчество, изобретательство, рационализаторство, новаторство и т.д.
Стимулы. Предоставление работы по интересам, обеспечение творческого характера труда, профессиональная ориентация, учёт личных качеств и способностей работника, премии за новаторство, гибкие графики работы, всеобщее признание и уважение и т.д.
3. Мотивы и стимулы социального взаимодействия.
Мотивы. Общение, солидарность, сопричастность, поддержка, дружба, взаимовыручка и т.д.
Стимулы. Возможность общаться на рабочем месте, равные возможности, благоприятный микроклимат, социальный пакет, участие в управлении и т.д.
4. Мотивы и стимулы статусного самоутверждения.
Мотивы. Развитие карьеры, власть, престиж, самоуверенность, достижение цели и т.д.
Стимулы. Расширение полномочий, участие в управлении и принятии решений, персональные блага (кабинет, машина), совместное участие в бизнесе, международное признание и т.д.
5. Мотивы и стимулы, оптимизирующие жизненные условия.
Мотивы. Социальная, профессиональная мобильность, возрастные преимущества и т.д.
Стимулы. Предоставление работы по желаниям и возможностям, наставничество, психологическое поощрение, комиссии по трудовым спорам и т.д.
При мотивационном воздействии на работника необходимо учитывать тип, характеристику и метод выработки воздействия.
Тип воздействия связан с постановкой задачи, созданием стимулирующей ситуации при непосредственном воздействии. Определяя характеристику воздействия, различают:
· долгосрочное воздействие (планирование трудовой карьеры, учёт выслуги лет, обеспечение системы пожизненного найма и т.д.) и краткосрочное воздействие (предоставление кредита работнику, материальная помощь, продажа автомобиля со скидкой);
· периодически повторяющееся и разовое;
· единичное и многоразовое;
· стратегическое (перспективное) и тактическое (текущее).
Методы выработки воздействия выделяют: единоличные, коллегиальные, коллективные.
Мотивационная система включает в себя внутреннее и внешнее вознаграждение. Внутреннее вознаграждение связано с психологическим состоянием работника, удовлетворённостью своим трудом, сознанием значимости своей работы. Внешнее вознаграждение основано на материальной, вещественной стороне стимулирования - заработная плата, денежные выплаты, премии, социальные льготы, скидки и т.д.
Правильно организованная мотивационная система должна учитывать следующие принципы:
· механизм осуществления мотивации должен ориентировать как руководящий состав, так и исполнителей на достижение конечных результатов в своей работе и работе компании в целом;
· система стимулирования должна быть направлена на повышение уровня профессионализма и мастерства;
· выбираемые формы внешнего вознаграждения должны быть конкурентноспособными относительно других компаний.
Формы стимулирования[26]:
1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы.
2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок.
3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др.
4. Моральные - грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр.
5. Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр.
6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация.
7. Привлечение к совладению и участию в управлении.