Социально-психологические методы управления.
Социально-психологические методы управления связаны со специфическим воздействием на коллективы людей и отдельных личностей посредством социально-психологических интересов. Сущностью социально-психологических методов являются ценности и морально-этические категории.
Организуя управленческую работу, используя социально-психологические методы необходимо учитывать законы поведения людей в их деятельности. Выделяют такие законы:
· при достижении цели человек стремится затратить минимум ресурсов;
· в процессе достижения цели человек стремится получить максимум поощрений, а если порицание, то минимальное;
· в своей деятельности человек руководствуется указаниями той инстанции, которая реально обладает возможностью его поощрения или наказания.
Социально-психологические методы управления можно условно разделить на три группы.
1. Социальные методы управления.
Сюда входят такие группы методов:
· методы социального нормирования, регулирующие, упорядочивающие отношения между коллективами и отдельными работниками с помощью установки социальных норм (правила трудового распорядка, нормы внутрифирменного поведения и т.д.);
· социально-политические методы основываются на политическом образовании и привлечении работников к социальному управлению;
· методы социального регулирования, используя различные интересы коллективов и групп, упорядочивают социальные отношения (договоры, взаимные обязательства, формы удовлетворения потребностей);
· методы морального стимулирования направлены на поощрение отдельных сотрудников, групп, коллективов, добившихся определённых успехов в своей деятельности.
2. Социально-психологические методы управления.
Данные методы направлены на формирование коллектива, на развитие процессов протекающих внутри него. Эти методы базируются на социально-психологических механизмах действующих в коллективе. К таким механизмам относят: существование формальных и неформальных организаций, статусы личности, социальные потребности и т.д.
Управленческое воздействие, связанное с социально-психологическими методами основывается на мотивационных факторах: убеждении, подражании, вовлечении, побуждении, внушении и др.
Целью социально-психологических методов управления является удовлетворение социальных потребностей человека, ведущих к оптимизации деятельности работников, достижению целей с наибольшим эффектом.
3. Психологические методы управления.
Представленные методы направлены на оптимизацию взаимоотношений между людьми посредством правильной расстановки кадров. Сюда относят такие методы:
· методы комплектования малых групп, направленные на оптимальное формирование малых групп с учётом количества сотрудников и их психологических особенностей;
· методы гуманизации труда, связанные с использованием психологического воздействия цвета, музыки, подключения творческой инициативы работников;
· методы профессионального отбора и обучения, связанные с профессиональной ориентацией, повышением квалификации.
Специфические методы управления по осуществляемым ими функциям.
Кроме описанных выше методов выделяют методы, связанные с разнообразием функций управления:
· методы управления функциональными подсистемами;
· методы выполнения функций управления;
· методы принятия управленческих решений.
Методы управления функциональными подсистемами.
Данные методы связаны со структурой управляемого объекта и с разделением управленческого труда. Поэтому выделяют методы управления в производственной, финансовой сфере, методы управления персоналом, методы использования инноваций.
К данной группе методов относят:
· Диагностику различных ресурсов;
· Функционирование и развитие организации;
· Методы анализа эффективности организации;
· Методы контроля качества;
· Методы планирования производственных процессов, их контроль;
· Методы повышения квалификации кадров, их перемещение, адаптация;
· Методы изучения конъектуры рынка, выявление потребностей в новой продукции и т.д.