Социально-психологические методы управления.

Социально-психологические методы управления связаны со специфическим воздействием на коллективы людей и отдельных личностей посредством социально-психологических интересов. Сущностью социально-психологических методов являются ценности и морально-этические категории.

Организуя управленческую работу, используя социально-психологичес­кие методы необходимо учитывать законы поведения людей в их деятельности. Выделяют такие законы:

· при достижении цели человек стремится затратить минимум ресурсов;

· в процессе достижения цели человек стремится получить максимум поощрений, а если порицание, то минимальное;

· в своей деятельности человек руководствуется указаниями той инстанции, которая реально обладает возможностью его поощрения или наказания.

Социально-психологические методы управления можно условно разделить на три группы.

1. Социальные методы управления.

Сюда входят такие группы методов:

· методы социального нормирования, регулирующие, упорядочивающие отношения между коллективами и отдельными работниками с помощью установки социальных норм (правила трудового распорядка, нормы внутрифирменного поведения и т.д.);

· социально-политические методы основываются на политическом образовании и привлечении работников к социальному управлению;

· методы социального регулирования, используя различные интересы коллективов и групп, упорядочивают социальные отношения (договоры, взаимные обязательства, формы удовлетворения потребностей);

· методы морального стимулирования направлены на поощрение отдельных сотрудников, групп, коллективов, добившихся определённых успехов в своей деятельности.

2. Социально-психологические методы управления.

Данные методы направлены на формирование коллектива, на развитие процессов протекающих внутри него. Эти методы базируются на социально-психологических механизмах действующих в коллективе. К таким механизмам относят: существование формальных и неформальных организаций, статусы личности, социальные потребности и т.д.

Управленческое воздействие, связанное с социально-психологическими методами основывается на мотивационных факторах: убеждении, подражании, вовлечении, побуждении, внушении и др.

Целью социально-психологических методов управления является удовлетворение социальных потребностей человека, ведущих к оптимизации деятельности работников, достижению целей с наибольшим эффектом.

3. Психологические методы управления.

Представленные методы направлены на оптимизацию взаимоотношений между людьми посредством правильной расстановки кадров. Сюда относят такие методы:

· методы комплектования малых групп, направленные на оптимальное формирование малых групп с учётом количества сотрудников и их психологических особенностей;

· методы гуманизации труда, связанные с использованием психологического воздействия цвета, музыки, подключения творческой инициативы работников;

· методы профессионального отбора и обучения, связанные с профессиональной ориентацией, повышением квалификации.

Специфические методы управления по осуществляемым ими функциям.

Кроме описанных выше методов выделяют методы, связанные с разнообразием функций управления:

· методы управления функциональными подсистемами;

· методы выполнения функций управления;

· методы принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами.

Данные методы связаны со структурой управляемого объекта и с разделением управленческого труда. Поэтому выделяют методы управления в производственной, финансовой сфере, методы управления персоналом, методы использования инноваций.

К данной группе методов относят:

· Диагностику различных ресурсов;

· Функционирование и развитие организации;

· Методы анализа эффективности организации;

· Методы контроля качества;

· Методы планирования производственных процессов, их контроль;

· Методы повышения квалификации кадров, их перемещение, адаптация;

· Методы изучения конъектуры рынка, выявление потребностей в новой продукции и т.д.

Наши рекомендации