Организационно-административные методы управления.
Это методы, основанные на подчинение сотрудников распоряжениям руководителей. Они связаны с дисциплиной, ответственностью, властью. Данные методы устанавливают права, обязанности и ответственность как управляемых, так и управляющих на каждом уровне управления.
Организационно-административные методы управления основываются на следующих системах:
· системе законодательных актов страны (постановления, госзаказы, стандарты, распоряжения и т.д.);
· системе документов, связанных с установленными нормативами, разрабатываемыми вышестоящими управленческими организациями (инструкции, методики, положения и т.д.);
· системе планов, программ, разрабатываемых непосредственно в организациях;
· системе оперативного управления (распоряжения, поощрения, санкции и т.д.).
Подчинение сотрудников перечисленным методам разделяют на три вида:
1. Внешне навязанное подчинение, сопровождающееся давлением вышестоящих органов.
2. Пассивное подчинение, освобождающее сотрудников от самостоятельного принятия решения.
3. Осознанное подчинение, связанное с пониманием предъявленных, аргументированных требований и со стремлением эффективного достижения конечного результата.
Для оптимального развития системы организационно-административных методов управления необходимо выполнение таких условий, как наличие сбалансированности прав и ответственности на каждом уровне управления и между ними. В противном случае большая вероятность возникновение борьбы за обладание правами и снижения ответственности.
Рисунок 11. Организационно-распорядительные (административные) методы управления[21]
Классификация организационно-административных методов происходит по разным признакам (См. рис. 11).
По направлениям воздействия выделяют:[22]
· Распорядительные. Данные методы основываются на обязанностях и полномочиях, которые присущи элементам системы, а также направлены на установление организационных связей, их корректировку при изменении условий работы. К этим методам относят: постановления, приказы, распоряжения, указания и др.
· Организационно-стабилизирующие. Эти методы направлены на закрепление установленных обязанностей за отдельными звеньями и всей системы в целом, что обеспечивает образование устойчивых связей между элементами системы. Сюда относят регламентирование, нормирование, инструктирование и др.
· Дисциплинирующие. Эти методы направлены на обеспечение стабильности организационных связей с помощью дисциплинарных воздействий и развитой системы ответственности.
Данные методы тесно связаны друг с другом и применяются как совместно, так и раздельно. Их деятельность направлена на следующие аспекты:
· обеспечение стабильности организации во время её функционирования;
· осуществление властных полномочий во всех процессах социально-экономической структуры.
Основываясь на перечисленные аспекты, методы разделяют на регламентирование, нормирование и инструктирование.
Регламентирующие методы управления в свою очередь подразделяют на такие методы:
· общеорганизационные методы управления, раскрывающие принципы устройства организационной системы;
· структурные методы управления основываются на определение структуры власти, её уровней;
· должностные методы управления связаны с определением должностного статуса лица, обладающего властными полномочиями;
· функциональные методы управления базируются на определении порядка функционирования властных структур и организаций.
Здесь следует отметить, что слишком жёсткое регламентирование подавляет инициативу и ущемляет подвижность организационной системы, а отсутствие регламента зачастую ведёт к анархическим явлениям. Поэтому необходимо найти такую точку в регламентированном управлении, которая способствует гибкому функционированию организационной системы и человека в отдельности, использующего свой творческий потенциал.
Организационно-административные методы управления, связанные с нормированием, основываются на нормативах. Нормативы – это показатель нормы, то есть условное распределение чего-либо на какую-либо единицу измерения.
В состав нормирующих методов входят следующие нормативы:
· организационные нормативы: нормативы времени, трудозатрат, расход материальных ресурсов и др. Данные нормативы определяют границы различных процессов;
· нормативы численности. Здесь рассматривается количество различных профессионалов на тысячу человек;
· нормативы соотносительности, например, соотношение числа управляющих и управляемых в организации.
Ещё одно место в организационно-административных методах управления отведено методам инструктирования. Эти методы направлены на поддержание порядка, предотвращение непрофессиональных действий (разъяснения, ознакомление, предостережения и т.д.)
Также разделяют методы организационно-административного управления по характеру управляющего воздействия на краткосрочные распорядительные воздействия и методы длительного распорядительного воздействия:
· Краткосрочное распорядительное воздействие. Приёмы, методы и средства, входящие в эту группу направлены на обеспечение выполнения повседневной работы управленческих органов, их структурных подразделений, осуществляемые через административные распоряжения в идее команд.
· Длительное распорядительное воздействие. Приёмы, методы и средства этой группы направлены на создание или совершенствование организационной системы, осуществляемые через административные акты длительного воздействия: директивы, уставы, правила.