Тема: Становление и развитие математики как науки
Самостоятельная работа №1
Тема: Становление и развитие математики как науки
Цель: формировать знания в области истории математики, закрепить знания становления математической науки
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Зарождение математики.
2. Развитие математики в первобытнообщинном обществе.
3. Развитие математики в древнем Египте и Вавилоне.
4. Становление математики как науки в Древней Греции.
5. Развитие математики в Древней Индии и Древнем Китае.
6. Развитие математической науки в Средние века и эпоху Возрождения в Европе.
7. Развитие математической науки в Новое время.
8. Становление математики как науки в России.
Подготовить доклады для обсуждения :
Математика в догреческих цивилизациях
1. Представления о числах и фигурах в первобытнообщинном обществе.
2. Древний Египет – источники, нумерация, арифметические и геометрические знания.
3. Проблема влияния египетской и вавилонской математики на последующее развитие математического знания.
Математика эпохи эллинизма
4. Знаменитые задачи древности.
5. «Арифметика» Диофанта.
Математика в древнем и средневековом Китае и Индии
6. Счетная доска и вычислительные методы в древнем и средневековом Китае.
7. Отрицательные и иррациональные числа.
Математика Средних веков и эпохи Возрождения
8. Математика в Византии.
9. «Арифметика в 10 книгах» И.Неморария.
Математика и Великая французская революция
10. Жизнь и творчество Л.Эйлера.
Период современной математики
11. Ведущие математические школы XIX века.
12. Н.И.Лобачевский – жизнь и научная деятельность.
13. Английская школа символической алгебры XIX – XX веков.
14. История развития вычислительной техники: от абака до современности.
Математика в России
15. Школа П.Л.Чебышева.
16. Творчество Л.Н.Колмагорова.
Регламент выступления 2-3 минуты. Обсуждение докладов. Рефлексия собственной деятельности.
Литература:
1. Бурбаки Н. Очерки по истории математики / Пер. И. Г. Башмаковой под ред. К. А. Рыбникова. — М.: КомКнига, 2007.
2. Рыбников К.А. История математики. М.: Изд-во МГУ, 1994.
3. Яковлев В.И. Математические начала. Москва-Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2005.
Самостоятельная работа №2
Тема: Количество и счет
Цель: формировать знания в области развития числа
1. Подобрать сведения из истории развития числа, письменной нумерации и системы чисел
2. Подготовить реферат «Возникновение счетной деятельности», « Возникновение чисел и цифр»
3. Составление математического кроссворда
Литература для самостоятельного изучения:
1. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
2. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008
3. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000
5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Практическое занятие №1
Тема: Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения
Вопросы для обсуждения:
1.Психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития дошкольников
2. Цель предматематической подготовки ребенка дошкольного возраста в русле идей развивающего обучения
3. Современное состояние методики математических представлений, проблемы логико-математического развития дошкольников на современном этапе
4. Содержание математического развития детей дошкольного возраста
5. Основные математические понятия в теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
Вопросы, на которые нужно дать ответ в конце занятия:
1 .Причины и предпосылки развития математической науки.
2. Перспективы развития математической науки.
3. Открытия и исследования наиболее значимые для математики в дошкольном период.
Литература для самостоятельного изучения:
7. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
8. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008
9. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
10. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000
11. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
12. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Практические задания
1. Сформулировать обоснование к высказыванию: «Настоящее в прошлом, будущее- в настоящем».
2. Дайте краткую характеристику эмпирического этапа становления теории и технологии математического развития
3. Продолжите таблицу базовых теоретических направлений в методике развития математических представлений:
Практическое занятие № 2
Вопросы для обсуждения
1. Понятие «множество». Свойства множества.
2. Понятие универсальное (основное) множество.
3. Свойства множества
4. Методика ознакомления детей с множеством в разных возрастных группах.
5. Способы познания свойств и отношений в дошкольном возрасте
6. Роль анализаторов в формировании представлений о множестве
Литература для самостоятельной подготовки:
1. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1974.
2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Академия, 2000.
5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Задания для самостоятельной работы
1. Заполнение таблицы.
Название множества | Элементы множества | Подмножество | Пересеченное множество | Объединенное множество |
Примеры (семья, посуда, мебель, животные) |
2. Анализ одной из образовательных программ: объем содержания, представлений о свойствах и отношениях предметов, соответствие их возрастным возможностям детей, линиям развития познания. Педагогические выводы.
3.Составление словарика основных понятий.
4. Подобрать сказки, загадки, где в основе сюжета лежит проявление свойства, отношения.
Название | Свойства. Отношения |
Мальчик-с пальчик | размер |
5.Составление картотеки народных предметных игрушек, способствующих развитию представлений о свойствах, отношениях; действий по выявлению свойств, отношений.
6. Выписать программные задачи по ознакомлению детей с множеством в разных возрастных группах
Практическое занятие №3
Тема: Особенности развития количественных представлений у детей в разных возрастных группах.
Вопросы для обсуждения:
1. Развитие первоначальных количественных представлений у детей на основании опыта действий с предметами. Своеобразие количественных представлений младших дошкольников.
2. Особенности развития количественных представлений у детей среднего и старшего дошкольного возраста.
3. Дидактические игры по обучению детей счету в разных возрастных группах.
Литература для подготовки:
1. Брушлинский А.В. Некоторые вопросы детского мышления в условиях овладении счета/ Теории и технологии математичекого развития детей дошкольного возраста./ Сост З.А Михайлова, М.Н Полякова.- М.: Центр педагогического образования. 2008
2. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
3. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. – М.: Просвещение, 1987.
4. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008
5. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
6. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000
7. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
8. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Практические задания
1. Тезисно ответить на вопросы плана
2. Сформулировать правила счета, используя принцип построения натурального ряда чисел
3. Составить 2-3 дидактических игры по обучению детей счету в разных возрастных группах. Указать особенности проведения их.
4. Сделать краткие рекомендации для родителей, относящиеся к организации дидактических игр дома
Практическое занятие № 4
Практическое занятие №5
Самостоятельная работа №1
Тема: Становление и развитие математики как науки
Цель: формировать знания в области истории математики, закрепить знания становления математической науки
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Зарождение математики.
2. Развитие математики в первобытнообщинном обществе.
3. Развитие математики в древнем Египте и Вавилоне.
4. Становление математики как науки в Древней Греции.
5. Развитие математики в Древней Индии и Древнем Китае.
6. Развитие математической науки в Средние века и эпоху Возрождения в Европе.
7. Развитие математической науки в Новое время.
8. Становление математики как науки в России.
Подготовить доклады для обсуждения :
Математика в догреческих цивилизациях
1. Представления о числах и фигурах в первобытнообщинном обществе.
2. Древний Египет – источники, нумерация, арифметические и геометрические знания.
3. Проблема влияния египетской и вавилонской математики на последующее развитие математического знания.
Математика эпохи эллинизма
4. Знаменитые задачи древности.
5. «Арифметика» Диофанта.
Математика в древнем и средневековом Китае и Индии
6. Счетная доска и вычислительные методы в древнем и средневековом Китае.
7. Отрицательные и иррациональные числа.
Математика Средних веков и эпохи Возрождения
8. Математика в Византии.
9. «Арифметика в 10 книгах» И.Неморария.
Математика и Великая французская революция
10. Жизнь и творчество Л.Эйлера.
Период современной математики
11. Ведущие математические школы XIX века.
12. Н.И.Лобачевский – жизнь и научная деятельность.
13. Английская школа символической алгебры XIX – XX веков.
14. История развития вычислительной техники: от абака до современности.
Математика в России
15. Школа П.Л.Чебышева.
16. Творчество Л.Н.Колмагорова.
Регламент выступления 2-3 минуты. Обсуждение докладов. Рефлексия собственной деятельности.
Литература:
1. Бурбаки Н. Очерки по истории математики / Пер. И. Г. Башмаковой под ред. К. А. Рыбникова. — М.: КомКнига, 2007.
2. Рыбников К.А. История математики. М.: Изд-во МГУ, 1994.
3. Яковлев В.И. Математические начала. Москва-Ижевск: НИЦ "Регулярная и хаотическая динамика", 2005.
Самостоятельная работа №2
Тема: Количество и счет
Цель: формировать знания в области развития числа
1. Подобрать сведения из истории развития числа, письменной нумерации и системы чисел
2. Подготовить реферат «Возникновение счетной деятельности», « Возникновение чисел и цифр»
3. Составление математического кроссворда
Литература для самостоятельного изучения:
1. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
2. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008
3. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
4. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000
5. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
6. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Практическое занятие №1
Тема: Математическое развитие дошкольников в условиях вариативности образовательной системы и реализации идей развивающего обучения
Вопросы для обсуждения:
1.Психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт в области теории и технологий математического развития дошкольников
2. Цель предматематической подготовки ребенка дошкольного возраста в русле идей развивающего обучения
3. Современное состояние методики математических представлений, проблемы логико-математического развития дошкольников на современном этапе
4. Содержание математического развития детей дошкольного возраста
5. Основные математические понятия в теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста
Вопросы, на которые нужно дать ответ в конце занятия:
1 .Причины и предпосылки развития математической науки.
2. Перспективы развития математической науки.
3. Открытия и исследования наиболее значимые для математики в дошкольном период.
Литература для самостоятельного изучения:
7. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста.- СПБ, «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2008- 384с.
8. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. Хрестоматия /Сост. Михайлова З.А., Непомнящая Р.Л., Полякова М.Н.- М.: Центр педагогического образования, 2008
9. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / Под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988.
10. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. -М.: Академия, 2000
11. Щербакова Е.И Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников- М.: Академия, 2005
12. Шадрина И.В. Теория и методика математического развития: учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. М.: Изд-во Юрайт, 2016, 279с.
Практические задания
1. Сформулировать обоснование к высказыванию: «Настоящее в прошлом, будущее- в настоящем».
2. Дайте краткую характеристику эмпирического этапа становления теории и технологии математического развития
3. Продолжите таблицу базовых теоретических направлений в методике развития математических представлений: