Составление алгоритма деления
— Дополним алгоритм, который мы составили на прошлом уроке. Какой шаг будем делать первым? (Определять первое неполное делимое и количество цифр в частном.)
(Учитель вывешивает на доске дополненный алгоритм.) Алгоритм деления на круглое число
I.Находим первое неполное делимое.
II.В частном ... цифр.
III.Делим.
IV.Умножаем.
V.Вычитаем.
VI.Сравниваем остаток с делителем.
VII.Читаем ответ.
Работа по учебнику
— Прочитайте алгоритм деления на с. 30 в парах. № 109 (с. 30).
(Один ученик записывает решение примера на доске с объяснением, остальные работают в тетрадях.) №110 (с. 30).
(Первый столбик — коллективно, с комментированием у доски, остальные - самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.) № 111 (с. 30).
(Самостоятельное выполнение. Четыре ученика по очереди работают на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)
IV. Физкультминутка
Я на скрипочке играю, Тили-тили-тили.
(Показать, как играют на скрипочке.)
Скачут зайки на лужайке,
Тили-тили-тили.
(Прыжки на месте.)
А теперь на барабане,
Бум-бум-бум,
(Хлопки в ладоши.)
Трам-трам-трам!
(Топать ногами.)
В страхе зайки разбежались
По кустам, по кустам.
(Присесть.)
VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику
№ 112 (с. 30).
— Прочитайте задачу.
— Как лучше кратко записать условие? (С помощью таблицы.)
— Составим таблицу. Какие были вагоны? (Большие — по 90 т и маленькие — по 60 т.)
— Что обозначают числа 60 и 90? (Массу груза в одном вагоне.)
— Что обозначает число 3600? (Общую массу груза.)
— Что обозначает число 4? (Массу одного ящика.)
— Что надо узнать в задаче? (Каких вагонов потребовалось больше и на сколько больше.)
Масса груза в одном вагоне | Количество вагонов | Общая масса груза | |
60 т | На ? > | 3600 т | |
90 т | ? | 3600 т |
— Запишите решение задачи самостоятельно. Решение
- 3600:60 = 60 (в.)-по 60 т;
- 3600 : 90 = 40 (в.) - по 90 т;
- 60 - 40 = 20 (в.).
Ответ: вагонов по 60 т потребовалось на 20 больше, чем вагонов по 90 т.
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 30).) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради №18 (с. 32).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)
— Прочитайте определения, которые у вас получились.
— Какие группы получились? (Четырехугольники и прямоугольники.)
— Какие фигуры вошли во вторую группу?
— Что вы заметили? (Прямоугольник является четырехугольником, а квадрат — прямоугольником и четырехугольником.)
№19 (с. 33).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 30). Взаимопроверка.) Ответ: 611 (ост. 20).
— Оцените свою работу на уроке.
уш. подведение итогов урока
— Какие примеры вы научились решать сегодня на уроке?
• Кто может сказать, что хорошо справляется с решением таких примеров?
• Для кого что-то осталось непонятным?
— Какое задание сегодня было самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: № 113 (с. 30). Рабочая тетрадь: № 16 (с. 31).
Урок 8 6. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
Цели: закреплять умение выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моделировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; планировать и контролировать свои действия; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
IX. Организационный момент
X. Актуализация знаний
X.Устный счет
- Выполните вычисления, расставьте буквы в порядке убывания соответствующих ответов и расшифруйте название страны.
52 + 8 (Н) 200 : 5 (Е)
61 + 19 (Т) 270 : 10 + 680 : 10 (Н)
4600 + 900 (А) 60-7-90-3 (Е)
43 • 20 (Р) 72: 12 + 178 (Г)
154: 2 (И)
Ответ: Аргентина.
X.Блицтурнир
(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)
• С одного аэродрома вылетели в противоположных направлениях два самолета со скоростями с км/ч и Л км/ч. Какое расстояние будет между ними через Ь ч? (с • Ь + с! ■ с.)Из одного города в противоположных направлениях выехали два велосипедиста. Скорость одного из них к км/ч, скорость другого - т км/ч. Через какое время между ними будет расстояние с км? (с; (к + т).)
I.От одной станции в противоположных направлениях выехали два поезда. Через п ч между ними было расстояние к км. Скорость одного из них Ь км/ч. Найдите скорость другого. (к:п-Ь.)
3. Задание на смекалку
— Вставьте пропущенные знаки действий и расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.
5 О 5 О 5 О 5 = 1 ((5 + 5-5) : 5 = 1)
5 0 5 0 5 0 5 = 2 (5:5 + 5:5 = 2)
5 О 5 О 5 О 5 = 3 ((5 + 5 + 5) : 5 = 3)
5 О 5 О 5 О 5 = 4 ((5-5-5): 5 = 4)
5 О 5 О 5 О 5 = 5 ((5-5) : 5 + 5 = 5)
5050505 = 6 (55:5-5 = 6)
II. Самоопределение к деятельности
— Посмотрите на примеры.
450 : 50
4550: 50
45 050 : 50
— Чем они отличаются? (Первое делимое трехзначное, второе — четырехзначное, третье — пятизначное.)
— Как изменится количество цифр в частном? (В первом примере будет однозначное частное, во втором — двузначное, в третьем — трехзначное.)
— Проверим без вычислений. Назовите в каждом примере первое неполное делимое. (450, 455, 450.)
— Сколько цифр остается в делимом? (В первом примере цифр не остается, во втором примере остается одна цифра, в третьем — две цифры.)
— Обозначим количество цифр в частном точками. Проверьте себя вычислениями: первый ряд - первый пример, второй ряд — второй пример, третий ряд - третий пример.
— Какие частные получились? (9, 91, 901.)
— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении на числа, оканчивающиеся нулями.)
V. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Всггомните алгоритм, по которому решаются такие примеры.
— Прокомментируйте по этому алгоритму решение примеров на с. 31.№114 (с. 31).
(Первый и второй столбики - коллективно, с комментированием у доски, третий столбик — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.) № 115 (с. 31).
(Первые три примера — коллективно, с комментированием у доски, последний - самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.)
0- Физкультминутка
Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шаги на месте.)
Я всем напоказ выставляю живот,
{Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
(Хлопки в ладоши.)
— Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (Прыжки на месте.)
1- Закрепление изученного материала