Составление алгоритма деления

— Дополним алгоритм, который мы составили на прошлом уроке. Какой шаг будем делать первым? (Определять первое неполное делимое и количество цифр в частном.)

(Учитель вывешивает на доске дополненный алгоритм.) Алгоритм деления на круглое число

I.Находим первое неполное делимое.

II.В частном ... цифр.

III.Делим.

IV.Умножаем.

V.Вычитаем.

VI.Сравниваем остаток с делителем.

VII.Читаем ответ.

Работа по учебнику

— Прочитайте алгоритм деления на с. 30 в парах. № 109 (с. 30).

(Один ученик записывает решение примера на доске с объяс­нением, остальные работают в тетрадях.) №110 (с. 30).

(Первый столбик — коллективно, с комментированием у до­ски, остальные - самостоятельно. Взаимопроверка, самооценка.) № 111 (с. 30).

(Самостоятельное выполнение. Четыре ученика по очереди работают на откидной доске. Взаимопроверка, самооценка.)

IV. Физкультминутка

Я на скрипочке играю, Тили-тили-тили.

(Показать, как играют на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили.

(Прыжки на месте.)

А теперь на барабане,

Бум-бум-бум,

(Хлопки в ладоши.)

Трам-трам-трам!

(Топать ногами.)

В страхе зайки разбежались

По кустам, по кустам.

(Присесть.)

VI. Закрепление изученного материала 1. Работа по учебнику

№ 112 (с. 30).

— Прочитайте задачу.

— Как лучше кратко записать условие? (С помощью таблицы.)

— Составим таблицу. Какие были вагоны? (Большие — по 90 т и маленькие — по 60 т.)

— Что обозначают числа 60 и 90? (Массу груза в одном вагоне.)

— Что обозначает число 3600? (Общую массу груза.)

— Что обозначает число 4? (Массу одного ящика.)

— Что надо узнать в задаче? (Каких вагонов потребовалось боль­ше и на сколько больше.)

Масса груза в одном вагоне Количество вагонов Общая масса груза
60 т На ? > 3600 т
90 т ? 3600 т

— Запишите решение задачи самостоятельно. Решение

- 3600:60 = 60 (в.)-по 60 т;

- 3600 : 90 = 40 (в.) - по 90 т;

- 60 - 40 = 20 (в.).

Ответ: вагонов по 60 т потребовалось на 20 больше, чем ва­гонов по 90 т.

(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополни­тельно можно предложить выполнить задание на полях (с. 30).) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради №18 (с. 32).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

— Прочитайте определения, которые у вас получились.

— Какие группы получились? (Четырехугольники и прямоуголь­ники.)

— Какие фигуры вошли во вторую группу?

— Что вы заметили? (Прямоугольник является четырехугольни­ком, а квадрат — прямоугольником и четырехугольником.)

№19 (с. 33).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 30). Взаимопроверка.) Ответ: 611 (ост. 20).

— Оцените свою работу на уроке.

уш. подведение итогов урока

— Какие примеры вы научились решать сегодня на уроке?

• Кто может сказать, что хорошо справляется с решением таких примеров?

• Для кого что-то осталось непонятным?

— Какое задание сегодня было самым интересным?

Домашнее задание

Учебник: № 113 (с. 30). Рабочая тетрадь: № 16 (с. 31).

Урок 8 6. Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями

Цели: закреплять умение выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычисли­тельные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями; моде­лировать с помощью таблиц и решать задачи изученных видов; планировать и контролировать свои действия; выполнять задания творческого и поискового характера.

Ход урока

IX. Организационный момент

X. Актуализация знаний

X.Устный счет

- Выполните вычисления, расставьте буквы в порядке убы­вания соответствующих ответов и расшифруйте название страны.

52 + 8 (Н) 200 : 5 (Е)

61 + 19 (Т) 270 : 10 + 680 : 10 (Н)

4600 + 900 (А) 60-7-90-3 (Е)

43 • 20 (Р) 72: 12 + 178 (Г)

154: 2 (И)

Ответ: Аргентина.

X.Блицтурнир

(Учитель читает задачи, учащиеся записывают выражения для их решения.)

• С одного аэродрома вылетели в противоположных направ­лениях два самолета со скоростями с км/ч и Л км/ч. Какое расстояние будет между ними через Ь ч? (с • Ь + с! ■ с.)Из одного города в противоположных направлениях вы­ехали два велосипедиста. Скорость одного из них к км/ч, скорость другого - т км/ч. Через какое время между ними будет расстояние с км? (с; (к + т).)

I.От одной станции в противоположных направлениях выеха­ли два поезда. Через п ч между ними было расстояние к км. Скорость одного из них Ь км/ч. Найдите скорость другого. (к:п-Ь.)

3. Задание на смекалку

— Вставьте пропущенные знаки действий и расставьте скобки так, чтобы равенства стали верными.

5 О 5 О 5 О 5 = 1 ((5 + 5-5) : 5 = 1)

5 0 5 0 5 0 5 = 2 (5:5 + 5:5 = 2)

5 О 5 О 5 О 5 = 3 ((5 + 5 + 5) : 5 = 3)

5 О 5 О 5 О 5 = 4 ((5-5-5): 5 = 4)

5 О 5 О 5 О 5 = 5 ((5-5) : 5 + 5 = 5)

5050505 = 6 (55:5-5 = 6)

II. Самоопределение к деятельности

— Посмотрите на примеры.

450 : 50

4550: 50

45 050 : 50

— Чем они отличаются? (Первое делимое трехзначное, второе — четырехзначное, третье — пятизначное.)

— Как изменится количество цифр в частном? (В первом при­мере будет однозначное частное, во втором — двузначное, в третьем — трехзначное.)

— Проверим без вычислений. Назовите в каждом примере первое неполное делимое. (450, 455, 450.)

— Сколько цифр остается в делимом? (В первом примере цифр не остается, во втором примере остается одна цифра, в третьем — две цифры.)

— Обозначим количество цифр в частном точками. Проверьте себя вычислениями: первый ряд - первый пример, второй ряд — второй пример, третий ряд - третий пример.

— Какие частные получились? (9, 91, 901.)

— Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в делении на числа, оканчивающиеся нулями.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Всггомните алгоритм, по которому решаются такие примеры.

— Прокомментируйте по этому алгоритму решение примеров на с. 31.№114 (с. 31).

(Первый и второй столбики - коллективно, с комментирова­нием у доски, третий столбик — самостоятельно. Самопроверка, самооценка.) № 115 (с. 31).

(Первые три примера — коллективно, с комментированием у доски, последний - самостоятельно. Взаимопроверка, само­оценка.)

0- Физкультминутка

Я чайник — ворчун, хлопотун, сумасброд, (Шаги на месте.)

Я всем напоказ выставляю живот,

{Руки на пояс, повороты туловища вправо и влево.)

Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(Хлопки в ладоши.)

— Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (Прыжки на месте.)

1- Закрепление изученного материала

Наши рекомендации